В ПРАВЛЕНИЕ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР
 

    Группа (ленинградских художников обращается к Вам с предложением проведения выставки на основе следующего проекта:
 

    1. Выставка предусматривает показ работ всех без исключения авторов, зарегистрированных инициативной группой за неделю до ее открытия с целью составления каталога.
    2. Каждый автор имеет право выставить до 4-х работ,
    3. Сообщение с выставке транслируется по радио и телевидению за 2 недели до ее открытия.
    4. Вход на выставку бесплатный и не ограничивается ни членскими, ни пригласительными билетами.
 

    Просим ответ на наше письмо направить по адресу: I96I80 пер.Ильича дом 1 кв.18 Жарких Юрию Александровичу заказной почтой с уведомлением о вручении не позднее 20 октября с.г. В противном случае мы будем вынуждены обратиться с аналогичным письмом в Ленгорсовет.
 

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА
ХУДОЖНИКОВ
 

 

 

 

В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ИСПОЛКОМА ЛЕНГОРСОВЕТА

ОТ ХУДОЖНИКОВ, ЧЛЕНОВ ИНИЦИАТИВНОЙ

ГРУППЫ ВЫСТАВКИ 22-25 ДЕКАБРЯ

ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ ИМ.ГАЗА

   

    Как Вам известно, нами направлено письмо в Исполком Ленгорсовета с предложениями о предоставлении постоянного выставочного помещения и постоянном функционировании оргкомитета выставки 22-25 декабря.

    Принимая во внимание большой интерес и пожелания публики о необходимости повторения подобных выставок, инициативная группа предлагает уже сейчас начать работу по подготовке следующей выставки в одном из выставочных павильонов в Гавани (у Наличной улицы) с 15 по 23 марта 1975 года.

    Инициативная группа предлагает следующие принципы подготовки и проведения выставки:

    1. Широкое извещение художников о начале деятельности оргкомитета.

    2. В выставке принимают участие все художники, зарегистрированные инициативной группой за 3 недели до открытия выставки.

    3. Широкое извещение об открытии выставки (радио, печатная афиша).

    4. Издание печатного каталога ко дню открытия выставки.

   

    Ответ на это письмо просим направить по адресу:

    Невский пр., 84, кв.94, Овчинникову В.А.

 

 

 

 

       _ _ _ _ _ _ _ _

 

    Дорогой Игорь, получив твое письмо, я внимательно изучил его и решил высказать ряд замечаний по существу и форме твоих предложений. Жаль, что ты не смог присутствовать на нашем последнем собрании, где обсуждался и принимался проект Устава, тогда бы целый ряд вопросов, поставленных тобой, не потребовал бы письменных разъяснений.
    Хотя тон твоего письма вряд ли располагает к обмену мнениями, я, однако, считаю себя обязанным высказать ряд соображений, надеясь на взаимопонимание.
    Многие из содержащихся в письмах формулировок логически не безупречны, не говоря уже о существе дела. Удивляет неприятный привкус демагогической спекуляция; на понятных и дорогих нам всем словах о творческой свободе и т.д. Это - сами собой разумеющиеся основы нашей работы.
    По существу:
    1. Товарищество Экспериментальных выставок - название отражает экспериментальный характер именно организации выставок, а не их творческой направленности. Именно такое, а не какое либо иное содержание и вкладывается в это наименование.
    2. ТЭВ  не может претендовать на статус общественной организации типа СХ. ТЭВ предполагаем функционировать как добровольное общество на основе действующего законодательства (Постановления от 1932 г.). Существенно, что одной из целей ТЭВ является обеспечение условий для творческой работы художников (аренда помещений для творческих мастерских и т.п.), о чем ты, к сожалению, не подумал.
    3. Что же касается предлагаемой тобой структуры товарищества, то за исключением нескольких положений (они есть в
нашем проекте устава), то она противоречит общепризнанному принципу демократического централизма. Как можно сочетать неупорядоченное в проведении общего собрания, с одной стороны, и монопольный диктат председателя с другой (п.п. 3.1; 3.2; 3.8; и п.п. 4.1., 4.2, 4.3, 4.4)?
    А пункт 5.5 твоих предложений очень напоминает мне детскую игру в чехарду. Мне представляется, что здесь нужна более четкая и продуманная организационная регламентация, что и предусматривает проект устава.
    В отличие от худсовета - в твоем понимании - предлагаемый выставочный комитет не будет выносить собственных окончательных решений, а действовать лишь в согласии с мнением художников и целями данной выставки (опыт у нас уже есть). К тому же общее собрание технически не может выполнять функции выставкома.
    Обращаю твое внимание и на то, что права членов ТЭВ не распространяются автоматически на тех, кто таковыми не является. С другой стороны, принципы участия членов ТЭВ в иногородних выставках должны вырабатываться общим собранием применительно к каждому конкретному случаю.
    В заключение хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемый проект устава исключает, вопреки твоим опасениям, возможность превышения своих полномочий группой художников, избранных в Секретариат. Надеюсь, что в дальнейшем ты не будешь препятствовать организационному единству членов ТЭВ, а напротив, займешь позицию взаимопонимания и этим несомненно окажешь всем реальную помощь.
    С уважением.
    Ю. Жарких

 

 

 

 

Оглавление
 

    1. Искусство невозможно вне художественной нормы и критики на объективных основаниях.
    На европейском Западе, как и на европейское Востоке, норма утрачена, критика невозможна. Деятельность художников подчинена произвольным требованиям, по существу анархична.
    Художественный идеал Ренессанса, основанный на вере в Природу и незыблемость ее облика, мертв.
    Эстетика и художественная требовательность больны натурализмом.
    2. Субъект художественного творчества противопоставлен объекту, форма - содержанию.
    Натурализм многолик:
    Реализм во всех его проявлениях приделывает форму к придуманному содержанию.
    Кубизм, фовизм, абстрактное искусство и им подобные школы пытаются расширить поле визуального опыта. Их искусство - искусство только зрения, как одной из человеческих способностей.
    Экспрессионизм, сюрреализм фиксируют случайный опыт эмпирического существования художника в вещественном мире. Их "видения" и душевная экзальтация - свидетельство погруженности в неподлинность и конечность.
    Кандинский и Вазарели не меньше натуралисты, чем Репин и Манцу.
    Художник не вещь эмпирического мира среди других вещей и не любопытствующий путешественник среди других путешественников.
    3. Живопись раскрывает предметность как условие исторической жизни сознания. Подлинность предмета гарантирована очевидностью его обнаружения. Предмет обнаруживается пристальным взглядом через открытость и историчность сознания самим художником. Просветленность предмета и объективность его значения суть результат включенности единичной историчности "я" художника в историчность цивилизации.
    Феноменология живописи впервые открывает себя путем феноменологической редукции мира /так называемой объективной реальности/, т.е. фикций социологических, психологических, психоаналитических и прочих вне искусства лежащих теорий.

    Художник узнает о себе и о мире, раскрывая богатство своей феноменологической жизни и не нуждается в подсказках извне и изготовлении образцов по рецептам социального принуждения и моды.
    4. Каждая работа уникальна как событие в духовной истории художника и во всеобщей Истории благодаря горизонту ее обнаружения и воплощения. Горизонтом живописного события является динамическая жизнь Духа в его предметности.

    Живопись раскрывает всеобщее как единичное. Но не как символ в единстве Природы, а как эйдос в единстве Истории. Эйдос живописи достигается через духовное очищение феноменального от всего случайного и эмпирического.

    5. Художник XX-го века заброшен в Историю, в конкретность исторической ситуации.

    Живопись - подвиг преодоления заброшенности и выход к истории всех людей.

    Так обретается новый критерий и новая норма, достоверная и подлинная норма XX века - века Истории. Универсальная проясненность живописного эйдоса гарантирована единством исторической жизни в единстве цивилизации. Объективная критика и объективное понимание становится достоянием причастного цивилизации предка, потомка и современника.

 

Ленинград, 1975 год.

Жарких Ю.А.

 


На выставке в ДК Газа в декабре 74-го Глезер бегал с магнитофоном и всех интервьюировал. Потом, когда запускали очередную партию публики, он закобенился, что "персонально приглашенный художниками" /Юрой Жарких/ и был выведен милицией. Перед группой иностранцев он начал заламывать сам себе локти и требовать политического убежища. Отвели в ментовку, на сутки. Жарких бегал с петицией и всех призывал подписываться, но никто не хотел - в защиту никому в Ленинграде неизвестного коллекционера. Москвичи, судя по отзывам, тоже далеко не все подписались бы. Словом, отсидел коллекционер и поэт А.Д. Глезер какие-то сутки и даже написал там стихи.

Привожу.
Остальные же стихи Саши Глезера будут в московском томе, когда руки дойдут. Фото его, бегающего с диктофоном, я тоже куда-то затерял. Потом найду. Не горит.
 

А покамест - стихи:
 

ЗА СВОБОДУ ПЛАЧУ НЕСВОБОДОЮ
 

За свободу плачу несвободою,

В спецприемнике УЛВД

ШИЗО пахнет водою болотною

И овчарками НКВД.
 

Двое суток сижу в стылом карцере,

И еще мне сидеть здесь полдня.

Ах, полковник, не буду я каяться,

Куш, полковник, хватайте меня!
 

Набираюсь я ценного опыта -

Ведь в России давно, как-никак,

На поэтов бросаются оперы,

На стихи напускают собак.
 

А за дверью девчонки стараются,            /Не понятно, что именно они

То ли три, то ль четыре в кружок.              делают - "стараются"? - Ред./
Дробный мат-перемат рассыпается,

Заглушая подковы сапог.
 

27 декабря 1974. Ленинград

Спецприемник

 
 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 5Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга