ПРОТОКОЛ №1

ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АВТОРОВ
предполагаемого поэтического сборника
 

г.Ленинград

11 марта 1975 г.
 

    Предварительный состав сборника - 33 автора. На собрание были приглашены 29 авторов (2 представлены в сборнике посмертно, 2 - отсутствуют в Ленинграде). 10 человек отсутствовали по уважительным причинам, по неуважительной причине - 1.
ПРИСУТСТВОВАЛИ: В.Кривулин, Б.Иванов, Е.Пазухин, К.Кузьминский, Ю.Вознесенская, А.Морев, Э.Шнейдерман, Б.Виленчик, А.Шельвах, В.Ханан, В.Батчин, В.Нестеровский, В.Кривошеев, Е.Шендрик, С.Стратановский, А.Драгомощенко, А.Лисняк, Е.Игнатова
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОБРАНИЯ: Б.ИВАНОВ.

СЕКРЕТАРЬ: Н.ЛЕСНИЧЕНКО.
 

ПОВЕСТКА ДНЯ:
 

1. Отчет инициативной группы перед авторами предполагаемого сборника и представление макета сборника.
2. Вопрос о вышедшем из состава предварительной редколлегии и сборника поэте Олеге Охапкине.
3. Организационные вопросы.
 

1. Б.ИВАНОВ.  Сообщение о литературно-историческом моменте в жизни ленинградской поэзии, вызвавшем идею выхода в свет поэтического сборника ранее не публиковавшихся авторов. Изложение основных тезисов будущего предисловия к сборнику.

 

2. В.КРИВУЛИН.  Информация авторов о методах и критериях отбора авторов и произведений для будущего сборника.
 
Круг авторов формировался в последнее десятилетие в основном в двух направлениях: вокруг Центрального лито в Доме писателей им. Маяковского и вокруг Константина Кузьминского, известного знатока поэзии и литератора. В ходе составления макета сборника неожиданно возник приток новых авторов, ранее не входивших ни в один из этих кругов. Это заставило предварительную редколлегию пересмотреть уже сложившиеся представления о сегодняшней поэзии, отбросить т.н. "табель о рангах". Это вызвало резкий протест со стороны авторов, прочно занимавших последние годы положение некоей "поэтической элиты".
Требования к авторам сводились к 2 положениям:
1 - Профессиональный уровень предлагаемых текстов.
  2. - Наличие своей манеры, личностного начала в стихах.
 
  При отбора произведений предварительная редколлегия ставила перед собой следующие задачи:
 
  1. Наиболее ярко представить читателю поэтическую систему данного автора, отбирая с этой целью лучшие его тексты.
 
  2. По возможности представлять авторов ретроспективно, а не только последними произведениями, обычно самыми дорогими для поэта.
 
  3. Придерживаться при отборе произведений складывающейся композицией общего сборника.
 
  4. Отбор произведений проводить в самом тесном контакте с авторами, сводя тем самым к минимуму возможные провалы в работе предварительной редколлегии.
 
  В.Кривулин предупреждает авторов о том, что представляемый сегодня макет сборника не является окончательным и утвержденным вариантом. В ходе подготовки книги к изданию ее придется еще дорабатывать, о чем авторов будет информировать инициативная группа.
 
3. Ю.ВОЗНЕСЕНСКАЯ. Знакомит авторов с ходом работы над макетом сборника:
С 6 февраля по 13 февраля складывалась инициативная группа и обсуждались первые шаги по подготовке будущей книги. К 13 февраля сложилась группа инициаторов - Ю.Вознесенская, Б.Иванов, В.Кривулин, Е.Пазухин, - и было отправлено письмо в Секретариат ЛО CCП с просьбой рассмотреть вопрос об издании поэтического сборника ранее не публиковавшихся авторов. Для работы над сборником инициативной группой был приглашен К.Кузьминский, и в этом составе (инициативная группа + К.Кузьминский) предварительная редколлегия начала свою работу.
17 февраля в предварительную редколлегию был приглашен О.Охапкин, проработавший над макетом книги 4 дня, два раза выходивший из состава редколлегии. 27 февраля он был исключен из членов предварительной редколлегии за нарушение принципов работы над макетом книги и превышение своих полномочий в работе с авторами.
К 11 марта макет книги был закончен. За это время был рассмотрен список из 72 авторов. С произведениями 52 -ух из них предварительная редколлегия провела большую работу по отбору произведений для будущего сборника, рассмотрев за 33 дня работы около 2000 произведений. Для участия в книге были отобраны стихи 38 авторов. 4 автора (О.Охапкин, Б .Куприянов, П.Чейгин и Ю.Алексеев) от участия в сборнике отказались.
Макет книги составляют ___ произведений 34 авторов, представленных на 500 страницах.
Зачитывается оглавление.
 

Председатель Б.ИВАНОВ предлагает собравшимся проголосовать: разбирать ли на общем собрании поведение и действия бывшего члена предварительной редколлегии О.Охапкина? Большинством голосов решено ознакомиться с материалами, имеющимися в распоряжении инициативной группы.
 

Е.ПАЗУХИН  выступает по 2 вопросу. Авторам предлагается для ознакомления магнитофонная запись письма О.Охапкина в ЛО ССП, где он информирует Секретариат ЛО ССП о своих несогласиях с принципами работы инициативной группы и просит Секретариат взять под контроль работу над сборником поэтов, если Секретариат найдет нужным рассматривать этот вопрос. Им предлагается назначить сверху редакционную коллегию и привлечь к сборнику всех желающих в нем напечататься, для чего, по мнению О.Охапкина, следует собрать общее собрание в Доме писателей. В этом же письме О.Охапкин представляет ЛО ССП список авторов, желающих якобы напечататься в таком новом варианте сборника. Е.ПАЗУХИН поясняет, что ни с кем из перечисленных в письме авторов О.Охапкин не имел предварительных переговоров и манипулировал их именами без их ведома и согласия.
Затем предлагается для ознакомления второе письмо О.Охапкина - в Секретариат ССП РСФСР, содержащее уже признание правомочности и правильности действий инициативной группы настоящего сборника, но зато являющее собой резкое и подробное обвинение Секретариата ЛО ССП в действиях, направленных против "второй литературной действительности". (Е.Пазухин напоминает авторам, что термин "вторая литературная действительность" изобретен самим О.Охапкиным и никакого отношения к авторам данного сборника не имеет)
В заключение авторам сообщается о намерении О.Охапкина в ближайшее время обратиться в следующую "инстанцию" с просьбой о помощи в выпуске книги, на этот раз - в Московскую епархию. На этот случай О.Охапкиным изобретай новый миф - миф о "Христианском ренессансе" и авторы предполагаемого сборника объявляются уже "поэтами-исповедниками" и "поэтами/проповедниками".
 
Члены собрания просят объяснить, чем был вызван конфликт, побудивший О.Охапкина выступить с этими письмами.
 
Е.ПАЗУХИН.  Рассказывает суть конфликта, как его объяснял сам О.Охапкин.
Первый выход из состава редколлегии произошел потому, что О.Охапкин счел довольно большую часть авторов графоманами, с которыми ему-де стыдно печататься под одной обложкой.
Второй раз О.Охапкин вышел потому, что предварительна редколлегия отказалась расширить подборку одного из тех самых "графоманов", с которыми Охапкин боролся в первый раз. Бросив угрозу написать в Обком партии заявление на инициативную группу, Охапкин удалился.
 
Обсудив и осудив поведение О.Охапкина как вносящее раскол в действия авторов будущего сборника и его предварительной редколлегии, отметив неэтичность его жалобы на бывших сотоварищей в ту инстанцию, с которой инициативная группа вступила в диалог, авторы ставят вопрос о том, чтобы принять О.Охапкина в сборник на правах рядового автора на общих основаниях. Предлагается принять также и тех поэтов, которые вышли из сборника в подражание О.Охапкину - П.Чейгина и Б.Куприянова.
   
ВОПРОС:  За что был выведен из состава инициативной группы поэт В.Ширали?
   
Е.ПАЗУХИН:  Инициативная группа работает в условиях строжайшей дисциплины. Ширали позволил себе не явиться на 3 заседания, а затем явился в нетрезвом виде и с компанией друзей. Между тем, еще в первые дни работы над будущей книгой в инициативной группе, а затем и в предварительной редколлегии был установлен строжайший сухой закон.
 
ВОПРОС:  И он ни разу не нарушался?
 
К.КУЗЬМИНСКИЙ.  Один раз сухой закон был нарушен. Олегом Охапкиным - после чего он и вышел из редколлегии.
 
Общее собрание голосованием решает вопрос о вышедших из сборника поэтах:
 

1. Позволить им вновь войти в сборник на общих основаниях в качестве рядовых авторов.
 

2. Один выход из сборника может быть автору прощен как ошибка. После второго - автор выходит из состава авторов уже навсегда.
 

Принято единогласно.
 

Ю.ЖАРКИХ.  Выступает в качестве гостя от оргкомитета художников.
  Зачитывает проект "Устава ТЭВ". Информирует о переговорах Оргкомитет художников с Главным управлением культуры Л-да.
   
К.КУЗЬМИНСКИЙ  подводит итоги работы инициативной группы и говорит о планах на дальнейшее продвижение вопроса о сборнике в соответствующих инстанциях.
 
Авторы выражают полное доверие инициативной группе в ее сложившемся составе: Ю.Вознесенская, Б.Иванов, В.Кривулин, К.Кузьминский и Е.Пазухин и доверяют ей дальнейшую работу над макетом сборника и его продвижения в печать.
 
    Секретарь:       /Н.Лесниченко/

Председатель:    /Б.Иванов/
 

11 марта 1975 г.

 

 

 

ПРОТОКОЛ №2

Общего собрания поэтов - участников

сборника "Лепта"
 

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Е.Шендрик, Б.Иванов, В.Дмитриев, В.Ханан, Л.Дианова, Ю.Вознесенская, А.Морев, Э.Шнейдерман, К.Кузьминский, В.Кривулин, Е.Пазухин, В.Эрль, А.Лисняк, С.Стратоновский, Г.Григорьев, Н.Лесниченко (секретарь К.Кузьминского) и гости из Москвы - М.Шейнкер, В.Сайтанов.
 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Б.Иванов.
 

ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Сообщение о продвижении сборника, о его состоянии на с.день,
2. Выступления поэтов по составу сборника.
3. Выступления гостей.
4. Текущие дела,
5. Чтение по кругу.
 

I. Вопрос: продвижение сборника и его состояние.
 

Ю.Вознесенская делает сообщение о переговорах с ЛО ССП и о состоянии сборника на данный момент.
 

II. Вопрос: выступления поэтов, ознакомившихся со сборником.
 

МОРЕВ.А.  Первое знакомство со сборником разочаровало. Я не открыл для себя ничего нового. Старый круг тем, старая тональность. В такой книге все должно быть новым. Необходимо снять всю пыль, старомодность. Богоискательство - убрать. Убрать "желтизну бумаги".
  "Нео" должно быть принципиально новым. Мало футуризма. Акмеизм сам по себе интересен, но сейчас обращение к нему неправомочно.
 
ЭРЛЬ.В.  Как быть с мыслями о боге, если таковые присутствуют в тексте?
 
МОРЕВ.А.  Это не на том уровне.
 
Председатель.  Сборник еще будет просматриваться на предмет цензуры.
 
МОРЕВ.  Если поэт представлен двумя стихами, это должно быть на очень высоком уровне, иначе не имеет смысла. Пример тому - Валерий Батчин.
Слабыми подборками представлены Брандт, Васильев.
Аронзон интересен и соответствует духу времени и новому поэтическому принципу, хотя и в нем присутствует старина.
Понравился Гаврильчик. Хотелось бы расширить его подборку. Галецкий - не ново. На Западе никто этому не удивляется. Правомерно ли его представление?
Рид Грачев интересен. У Григорьева запомнились 2 вещи, а в остальном мало нового.
Драгомощенко - большой поэт.
Сборник нуждается в доработке. А редколлегия нуждается в расширении.
 
Е.ШЕНДРИК.  Я долго писал один. Прочитал сборник и увидел, что пишут и другие. 5-6 имен понравились. Некоторые представлены слабыми стихами. Слабы графические тексты. Нужно подвести поэтический интеграл.
В сборнике представлены новые концепции, но глубокий субъективный эстетический поиск не замыкался, чтобы его можно было считать законом. Но они были - 5-6 сильных имен. Я готов убрать из сборника свои стихи, чтобы он был сильнее.
Стоит расширить редколлегию и серьезно об этом подумать.
Понравились : Мандельштам, Морев, Аронзон, Лисняк (на 2/3 импровизационная вещь, но общая ее структура разорвана, противоречива).
Мало светлых вещей. Много некромании, пессимизма.
  Богоискательские вещи допустимы. Но нужно помнить о Союзе писателей. И чтобы это было авангардом, а не ветхой поэтикой.
Все усилия должны быть направлены к тому, чтобы привести сборник к единству.
 
ШНЕЙДЕРМАН. Э.  Сборник - вещь беспрецедентная и критиковать его надо строго, что предыдущие авторы и делали.
Мало современных напряженных стихов. В основном наблюдается уход от лобовых вопросов в форму, причем классическую, а не новаторскую.
В сравнении с выставкой художников сборник проигрывает. С начала шестидесятых годов можно было ожидать большего. Уход в религию, в историю - это уход от острых моментов.
Современная тема решается у многих взглядом из подвала.
Качество сборника нужно поднять. По качеству разбить авторов на группы:
I. Лучшие: Аронзон, Р.Грачев (2стиха я выбросил бы), Морев (неожиданно смотрится очень современно), Эрль - единственный работает формально остро, учитывая достижения Элюара, Аполинера.
  II. Несколько хуже: Батчин, Васильев - игра в обереутство, Гаврильчик смотрится хорошо, самобытно, а Васильев играет вяло, лениво. У обереутов шла борьба с мещанством, чего нет у Васильева - содержание мелкое, скучное.
Дмитриева и Кривошеева нужно убрать из сборника, это слабые стихи.
У Шендрик некоторые вещи не имеют связи, работает механизм случайности.
Брандт - многое в его подборке не устраивает, не чувствуется оркестрового звучания. 15 раз "Помолись" топит мужественный первый голос.
Галецкий - 100 слов можно оставить. Графические тексты совершенно примитивны. Навряд ли это поэзия. Это смотрится провинциально.
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.  К сожалению, в сборнике, вернее, в экземплярах, с которыми работали выступавшие здесь авторы, не было стихов многих поэтов - они еще в перепечатке.
 
Выступает гость из Москвы, филолог Владимир Сайтанов.
 
САЙТАНОВ.  Я не имел возможности познакомиться со сборником тщательно и досконально. Скажу лишь первые впечатления.
Удивила организация сборника; он лишен внутренней структуры. Между тем, у читателя должно быть руководство к действию. Может быть, стоит разделить поэтов по традициям, которым они следуют - Олейников, Заболоцкий, Мандельштам. Может быть, просто разделить их по внутренней интонации: в некоторых стихах социальная направленность чувствуется сильнее, в других - слабее. Философская, пейзажная лирика должны разделяться.
Нужно выработать единый общий знаменатель. Возможно, сделать единственным критерием - мастерство, а в приложение вынести формальные поиски, еще не сложившиеся.
Аронзон - удачный пример. Стихи не вносят чего-то нового, но это высокое, вполне мастерское оперирование словом.
Буковскую следует исключить. Стихи режут слух и кажутся в этом сборнике диссонансом. Довольно слабые стихи у Гаврильчика, но <неразборчиво>, можно поместить в приложение. Ставить его рядом с сильными поэтами сборника - значит губить его.
Галецкий - то же.
Грачев - режет слух.
Дмитриев и Григорьев пока еще не доросли до уровня книги.
То же можно сказать о Кривошееве, хотя некоторые стихи в чем-то себя проявляют.
О двух поэтах, с которыми я прежде был мало знаком. Это Стратоновский и Е.Шварц.
Стратоновский - поэт со свежим голосом.
Елена Шварц - сильная поэтесса, которая безусловно заслуживает участия в сборнике.
 
Слова просит К.Кузьминский.
 
КУЗЬМИНСКИЙ.  Исходя из сегодня сказанного можно сделать 2 вывода: I - сборник сделан, II-ое - сделан пока вчерне, нуждается в доработке, в цензуре.
Встает вопрос о его доработке. Книга представляет 30 поэтов, объединенных общим желанием заявить о себе и общим несчастьем - двусмысленным существованием непечатающихся поэтов.
Алфавитный принцип расположения текстов не случаен - все мы равны перед читателем.
Есть идея создания редакционного портфеля. Есть поэты Ширали, Чейгин - их тексты мы уже имеем в запасе. Ряд поэтов еще не извещен о сборнике - Макринов. Ряд не успел подготовить подборку - Фенев. Должны быть привлечены новые имена. В процессе для работы над улучшением, расширением, сокращением потребуются новые силы. Кто может нам помочь?
Есть человек с опытом работы в левой поэзии, с большим архивом, умеющий работать с людьми и беспристрастный. Это Владимир Эрль, хотя зануда редкостный.
Есть Эдик Шнейдерман - филолог, архивная крыса (архивный работник). Могут быть и другие кандидатуры. Давайте решать. Работа ждет: тексты прибывают, уже лежат в портфеле.
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.  Ставит вопрос о расширении редколлегии. Инициативная группа остается в прежнем составе, но в состав редколлегии необходимо ввести еще двух человек.
С вопросом редакционного портфеля смыкаются вопросы работы над улучшением сборника. Я бы выдвинул Евгения Шендрика: человек всеми силами хочет помочь улучшению книги, готов даже пожертвовать своими стихами.
 
ШЕНДРИК.  Я бы рекомендовал Морева.

 

МОРЕВ.  Беру самоотвод. Я уже работаю в группе прозаиков.
 
ШЕНДРИК.  А как будет дело с портфелем, если мы решили сокращать сборник?
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.  Этот вопрос войдет в компетенцию расширенной редколлегии.
   
КРИВУЛИН.  Я рекомендую Владимира Ханана.
 
ХАНАН.  Беру самоотвод.
   
ШЕНДРИК.  Рекомендую Лисняка.
 
ЛИСНЯК.  Беру самоотвод.
 
КРИВУЛИН.  Рекомендую Стратоновского.

 

СТРАТОНОВСКИЙ.  Беру самоотвод.
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.  Подводит итоги. Выдвигаются Шнейдерман, Эрль и Шендрик. Ставит вопрос на голосование.
 
ШНЕЙДЕРМАН, ЭРЛЬ и ШЕНДРИК единогласно избираются в состав расширенной редколлегии для работы над редакционным портфелем и участия в общих вопросах по редактированию сборника.
 
КРИВУЛИН.  Просит слова. Делает сообщение о Евг. Евтушенко: есть возможность представить ему сборник для ознакомления. Сборник должен быть представлен в адаптированном виде и для знакомства в частном порядке. Есть шанс в смысле популяризации идеи сборника.
   
МОРЕВ.  Принять Евтушенко в виде официального фильтра?
   
КРИВУЛИН.  Неофициального фильтра.
   
КУЗЬМИНСКИЙ.  Он трепло. Но он член Союза - это нам на руку.
 
КРИВУЛИН.  Есть предварительная договоренность о таком знакомстве о книгой.

 

СТРАТОНОВСКИЙ.  Я слыхал о том, что Евтушенко замешан в аморальном поступке.
 
ИВАНОВ.  Можно решить это так: кто хочет быть ему представлен - пусть представляется.
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ  предоставляет слово опоздавшему М.Шейнкеру.
 
Михаил Шейнкер, московский филолог.
 
ШЕЙНКЕР.  Мне кажется, что в целом сборник интересен, но нуждается в сужении некоторых подборок. Например - Кривошеев, Буковская.
  Вторая часть - с буквы "К" - гораздо более сильная. В этом смысле алфавит это оправдывает.
Уровень сборника высок. Существенно выше московской поэзии. При общей тенденции культурного обращения к традициям, Ленинград умеет этим пользоваться, что для него характерно: большая культурная база и большая способность развития этой базы. Реминисценции не отталкивают своей традиционностью, а, напротив, придают самой этой традиции новое освещение. Но есть вещи, не выдерживающие этого критерия.
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.  Предлагает высказаться о сборнике всем желающим.
 
КРИВУЛИН.  Хочу возразить Шнейдерману и Мореву. Слово "современность" иногда воспринимается однозначно как инъекция реальности низкого плана. Современность - это ориентация литературного процесса. Одна из существенных черт миросозерцания - повышенный интерес к духовности - от буддизма до традиционных форм. На сегодняшний момент такое движение продуктивно.
Более продуктивен для меня псевдоклассический стих - более, чем свободный стих 60-ых годов. "Подвальность" - печать времени. А мы хотим света.
 
ШЕНДРИК.  Не только хотим, но и обязаны его искать. Даже мрачность должна иметь катарсис. "Монолог прозектора" В.Нестеровского для меня одно из оптимистичнейших стихотворений.
 
КРИВУЛИН.  Возможно, что со временем у нас выработается единый критерий.
 
ШЕНДРИК.  Навряд ли.
 
КУЗЬМИНСКИЙ.  Итак, сложились две тенденции:
  I - сужение подборок,
  II - расширение сборника за счет новых авторов. На мой взгляд, вопрос о массовости более необходим. У нас нет
школы, направления, которые оправдали бы сужение подборок. Мы хотим показать, сколько поэтов находятся в ненормальном положении. В основном все выступавшие не так отметали имена, как заботились о вычищении подборок.
 
МОРЕВ.  Не только. Главное - принцип индивидуальности. "Я" - должно быть главным в таком сборнике!
 
КУЗЬМИНСКИЙ.  Не "я" , а - "мы".
Есть еще другой принцип - критерий поэтической морали, честности. Этот критерий сборник выдерживает. Этому критерию отвечают и те, кто пока не в сборнике - Ниворожкин, Уфлянд, Фенев, Бобышев. Мы должны привлекать их мастерством, уровнем книги.
   
МОРЕВ.  Бобышев ждет качества.
 
КУЗЬМИНСКИЙ.  Скорее, ему это безразлично. Но когда сборник перерастет в массовое движение, тогда и Бобышев к нам придет.
 
(Затем Кузьминский делает сообщение о ТЭВе).
 
  Мы идем вслед за художниками, пользуемся их опытом. Они нас консультируют и поддерживают. Это первая попытка консолидации поэзии и живописи.
 
ЛИСНЯК.  У художников другая специфика. Картины могут иметь сбыт в любых условиях.
 
МОРЕВ.  Книги тоже.
 
КУЗЬМИНСКИЙ.  А за нами идут прозаики. Нас может быть 75 человек и более. Посмотрим, что получится у художников - законы те же. Редактор страшнее цензора. Но, если принять цензуру, а редактор будет свой...
 
КРИВУЛИН.  У художников дело выяснится через 2 месяца.
 
Г.ГРИГОРЬЕВ.  Здесь была сделана попытка свести сборник к каким-то группировкам. Этого надо бояться. У меня нет в книге близких поэтов. Это - Топоров, Вензель, Гурвич.
Каждый должен стоять независимо. Идет разговор о сужении сборника, у одних качество выше, у других - ниже, но мы все - поэты. Следует уделять больше внимания автору и отвергать либо автора целиком, либо считаться с его мнением.
 
  IV. ЧТЕНИЕ ПО КРУГУ.
 

 


 

ПРОТОКОЛ3
ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ПОЭТОВ - УЧАСТНИКОВ

СБОРНИКА "ЛЕПТА"
 

от 22 апреля 1975
 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1. Информация о продвижении сборника.
2. Выступление на домашних вечерах поэзии.
3. Выступления на свежем воздухе. Обсуждение проекта чтений в парках города.
4. О дисциплине во время проведения чтений и об участии в этих чтениях авторов сборника.
 

I. Ю.Вознесенская делает сообщение о продвижении сборника по инстанциям, о его состоянии на сегодняшний день. Зачитывается переписка с ЛО ССП. Состав сборника на с.день.
 

II. К.Кузьминский. Выступает по 3 и 2 вопросам. О состоянии современной читательской среды. О знакомстве читателей Ленинграда с нашим сборником. О знакомстве с ним москвичей. Говорит о проблемах знакомства читателя с поэзией, о потере широкого читательского круга 60-х годов. О состоянии современной поэзии осведомлены 200-300 человек в Ленинграде и столько же по стране.
"Движение - все, цель - ничто". Идет движение художников, музыкантов, прозаиков. Рассказывает о "Железном колоколе". На что мы можем рассчитывать. Художники обещают нам поддержку. В конце мая состоится худ. выставка в одном из парков города. Мы должны к ним присоединиться. Это позволит говорить уже о движении всей творческой интеллигенции России. Обязательные условия наших выступлений - строжайшая дисциплина, сухой закон на всех чтениях, включая и чтения на квартирах.
Сообщает о предложении фестиваля "Белые ночи". Предположительно в начале июня.
 

КРИВУЛИН.  О добровольности этих выступлений и ответственности их участников. Нужно заранее решить, кто будет читать в парке, кто только на квартирах, кто и там, и там. Предлагает заранее составить подборки для чтения, чтобы их можно было представить в Управление культуры, если оно разрешит эти чтения. О времени подачи заявки.
О выступлении художников. Предлагает их поддержать в случае отказа.
Об организационном принципе чтений. Предлагает читать по 2-3 часа в составе: 3 поэта, один прозаик.
В парке читать в любом случае - откажут нам или нет.
Предлагает авторам сборника подумать о сборниках индивидуальных.
Что решили на будущее?
 
ВОЗНЕСЕНСКАЯ.  Произведения, прочитанные в период "белых ночей" войдут в альманах "Белые ночи". Предлагает в конце года выпустить альманах за 1975 год. Но главное - готовить собственно книги.
 
ШИРАЛИ.  Я не вхожу в сборник по принципиальным соображениям. Но приму участие в квартирных чтениях и в альманахе "Белые ночи".

 

СИНЯВИН.  Я бы не допускал ни к каким чтениям тех, кто не поддерживает движение в целом. Вы добиваетесь прав на публикации и чтения, а потом такие "отколовшиеся" используют эти права наравне с теми, кто рисковал своей головой.
 
ВОЗНЕСЕНСКАЯ.  Ширали своим творчеством и всем существованием 10 лет готовил возможность этого движения.
 
СИНЯВИН.  Мне не нравится идея совместного выступления. Это похоже на самодеятельность. При чем тут музыка? У художников - свое, у вас - свое.
 
НЕСТЕРОВСКИЙ.  Я тоже против выступления с музыкантами. Но за выступления с художниками. Эта дружба - естественный процесс. Многие поэты давно интересуются живописью - Кузьминский, например. Художники приходят слушать поэтов.
 
СИНЯВИН.  Художники пробились вперед, а вы на вторых ролях. Я считаю, что вы должны действовать независимо. Сами взять инициативу и организовать собственное выступление, сами организовать и диктовать.
 
КУЗЬМИНСКИЙ.  Мы идем тем же путем. Нам необходимо координировать свои действия с движением художников. На уровне оргкомитетов. После выставки в парке будут выставки картин на квартирах. Выставочные дни будут заканчиваться поэтическими вечерами.

 

СИНЯВИН.  В последний день выставок будет распродажа картин. Вы должны это учесть, чтобы не читать перед покупателями, которых интересует только приобретение ценностей для своих коллекций.
 
КУЗЬМИНСКИЙ.  Спасибо. Это ценная информация и мы это учтем.
   
СИНЯВИН.  Поддержите ли вы художников, если оргкомитет решит отменить выставку, а кто-то все-таки выйдет в парк со своими картинами?

 

КУЗЬМИНСКИЙ.  Мы полностью солидарны с художниками, но поддерживаем в первую очередь оргкомитет и общее собрание художников. Как они решат - так мы и будем действовать.
 
СОБРАНИЕ РЕШАЕТ: 1. Поддерживаем художников в лице оргкомитета.
2. Готовим сборники и альманах "Белые ночи".
3. Читаем на квартирах.

 

ЧТЕНИЕ ПО КРУГУ.
 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
 

    Сборник стихов "Лепта" объединяет ____ поэтических произведений ___ авторов. Общее количество строк ___ .
    Ю.Н.Тынянов писал, что то или иное явление словесности не может быть адэкватно понято вне многовекового литературного процесса, а также вне конкретного историко-литературного момента, который подчас характеризуется противоречивыми, но, именно в силу своей противоречивости, взаимодополняющими тенденцияи, одни из которых в определенный период времени являются ведущими, другие - периферийными.
    Представляемый в издательство "Советский писатель" сборник стихов "Лепта" о6ъединяет авторов, развивающих несколько экзотические или разнородные, на первый взгляд, творческие системы. Но составители книги считают, что именно это обстоятельство поможет любителям литературы осознать настоящий этап развития советской поэзии как момент, исполненный творческой диалектики, и стало быть, свидетельствующий о потенции поэзии к дальнейшему плодотворному развитию. To, что сегодня кажется странным и побочным, через несколько лет может оказаться определяющим, главенствующим.
    Современная поэзия чутко реагирует на сложные динамические изменения, которые происходят в нашем обществе и связаны с изменением ритма труда и быта, с дальнейшим повышением роли личности в социальных структурах, с победами и проблемами научно-технической революции.
    К сожалению, опубликованные в Ленинграде за последние пять лет поэтические сборники и альманахи в большинстве своем представляют только одну сторону живого литературного процесса. Естественно, вкусы редактора изменяются в такт изменениям, происходящим в нашем обществе, но происходит это гораздо медленней, чем у поэта, более чуткого к ритму времени. Таким образом, возникает искусственный "вкусовой" барьер между созданием поэтического произведения и его опубликованием.
    Преодолеть эту опасную тенденцию пытаются составители предлагаемого сборника, с одной стороны, за счет привлечения авторов, для которых важен эксперимент, творческий поиск, пусть даже в спорных проявлениях,- но разве эксперимент в научных исследованиях менее ценен, если открытие совершается методом проб и ошибок? А поэзия сегодняшнего дня немыслима без ориентации на новейшие научные достижения.
    Графические тексты Ю.Галецкого могут вызвать недоумение, но разве проблемы психологии восприятия пространства, в данном случае - плоскости листа, не являются до сих пор объектом исследований психологов? Если искусство может внести свою долю в познание окружающего нас мира - можно ли пренебрегать основой познания - опытом, экспериментом? Ряд поэтов - участников сборника экспериментирует со словом, ставя и решая таким образом в плане эстетическом те вопросы, которые до сих пор не решены психолингвистикой, синтагматикой и лексикологией в плане научном. /См. стихи В.Эрля, В.Кривулина и некоторых других авторов/.
    Одной из ведущих линий советского литературоведения является исследование смеховой культуры /М.М.Бахтин/. В этом аспекте небезынтересно рассмотреть присутствующие в сегодняшней поэзии элементы возрождающегося, оптимистического смеха. Восходящее к просветленному миру детства игровое начало организует стихи В.Гаврильчика и графические тексты Ю.Вознесенской. Светлой, мягкой иронией пронизаны объекты поэтического мира В.Кривошеева. Внешняя мрачность и серьезно-дидактический тон лучших стихов В.Ханана, С.Стратановского, В.Эрля, А.Лисняка, Е.Шварц, Б.Кривулина, Л.Аронзона и др. оказывается лишь внешней оболочкой, за которой - как акт полного внутреннего приятия жизни во всех ее сложных и противоречивых проявлениях - звучит обновляющий, чуждый одномерно-серьезному буржуазному сознанию, смех.
    Есть другая особенность современного состояния поэзии - связана она со все возрастающим интересом к человеку, к личности, которая в наши дни осознается активным фактором исторического процесса. Для нас важно внимание к конкретной человеческой судьбе, не просто вслушивание в звучание лирического голоса поэта - но желание увидеть, почувствовать цельный образ, включающий в себя все уровни существования - от самых интимных до выявляемых в актах социальной значимости. Жизнь поэта во всех, даже мельчайших, подробностях интересует нашего читателя как конкретная возможность осознать свой личный опыт чем-то незамкнутым, чем-то - чему предстоит живой слушатель собеседник - поэт.

    Поэтому особенно интересны поэты, чья судьба является цельной в том смысле, что охватывает всю человеческую жизнь - с ее началом и концом. Поэты, представленные в первом разделе сборника /Л.Аронзон и Р.Мандельштам/, не личностно уже, но лишь своим творчеством участвуют в сегодняшней ленинградской поэзии, и однако участие их активно. И читатель, который может стать свидетелем цельного, завершенного жизненного опыта, имеет ли право пренебрегать этим опытом - даже в том случае, если отдельные элементы поэтики и миросозерцания кое-кому покажутся чуждыми с точки зрения современного состояния поэтического слова.
    Цельность и пронзительность личностного начала - как силы, организующей стихи, - присуща стихам и поэмам Е.Шварц, глубоким по мысли стихотворениям Р.Грачева и юношески-искренним - Г.Григорьева.
    Эксперимент представляет только одну сторону личности - активную, деятельную, направленную в будущее. Но есть и пассивная сторона, не менее важная - память. И есть коллективная память поэзии - традиция. Эксперимент не только не отрицает традиции, но часто обусловлен обращением поэта к тем или иным забытым, казалось бы, мертвым традиционным формам, образам, ритмам. "Мертвое", "устаревшее", "исчерпанное прежде" слово в устах молодого человека нового времени есть тоже определенная тенденция, один из важнейших факторов,без которого невозможно понять русскую поэзию в ее развитии и становлении. Внимание к "стертому", прошлому слову в сознании людей послевоенного поколения связано с возрождением интереса к русской национальной истории, как следствие - к истории русской поэзии XIX - начала XX века. Это бережное внимание проявляется в стихах Тамары Буковской, основой которых является цитата, данная как воспоминание о звучавших давно и умолкших голосах - Ин. Анненского, Ф.Тютчева, О.Мандельштама, А.Пушкина. Таковы и стихи Льва Васильева, развивающие забытую сейчас традицию, которая связана с именем раннего Заболоцкого. В стихах Е.Шендрика читатель может найти любопытную современную параллель тютчевскому космизму восприятия мира. На лучших гуманистических традициях русской поэзии и психологической прозы прошлого века основаны стихи Э.Шнейдермана.

    Замечательно, что молодая ленинградская поэзия не ограничивается сегодня вниманием к традициям только рyccкого стихосложения.
    Поэты А.Драгомощенко, А.Лисняк, В.Эрль и др. осваивают опыт владения полузабытым до сих пор верлибром. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что на русском языке нельзя написать хорошие свободные стихи. Тем не менее, опыт переводов таких прогрессивных зарубежных поэтов как П.Элюар, Л.Арагон, Пабло Неруда и др. свидетельствует об обратном. Должны найти своего читателя и оригинальные русские верлибры - как это происходит сейчас в Москве, на Украине и в Прибалтике. Кроме того, в стихах Драгомощенко можно наблюдать соединение максимально далеко отстоящих одна от другой линий традиции: украинский фольклор, японская классическая поэзия, современная англо-американская поэзия. Соединение этих разнородных элементов не создает впечатления чего-то чуждого, наоборот - открывает новые возможности развития поэтического языка.
    И наконец, нельзя не остановиться на стихах Ларисы Диановой, которые связаны с памятью и поэтическим голосом нашего земляка - Александра Андреевича Прокофьева.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

 

1
Леонид Аронзон  
 
Беседа
6
Послание в лечебницу 9
Мадригал 11
Где листья мертвенны и, тихо шевелясь 12
Утро 14
Сонет в Игарку 15
Напротив низкого заката 16
Календарь августа 17
Вступление к поэме "Качели" 22
На небе молодые небеса 23
Вторая, третия печаль 24
Есть между всем молчание. Одно... 25
Стихотворение, написанное в ожидании
пробуждения
26
Сонет душе и трупу Н.Заболоцкого 27
Начало поэмы 28
Осень 1968 года 30
Что явит лот, который брошен в небо 31
Неужто кто-то смеет вас обнять 32
Пустой сонет 33
Печально как-то в Петербурге 34
Вокруг лежащая природа 35
Увы, живу. Мертвецки мертв 36
Боже мой, как все красиво... 36-а
Как хорошо в покинутых местах 37
Запись бесед 38
   
Роальд Мандельштам  
 
Розами громадными увяло
44
Новая Голландия 45
Осень 46
Вечерница 47
У луны фарфоровые плечи... 48
Облаков золотая орда... 49
Алый трамвай 50
Тряпичник 52
Гостиный двор 53
Диалог 54
Рассвет на пр. Маклина 55
Тучи 56
Городок /С.Орлов/ 57
   
Петр Брандт
 
 
Молитва 58
Я опять улетаю в степи Монголии... 60
Нашествие 61
Мартовский снег 64
Янка 64
Полифония 65
   
Тамара Буковская  

В вечернем пустом разговоре...
67
Дух этих мест - прекрасный дух пустот 68
Когда теряешь нить нет смысла в разговоре 69
Человеческой жизни предел 70
Когда бы осени еще совсем чуть-чуть... 71
На склоне августа, на склоне дней земных 72
Ужели сумрачное наше бытие... 73
Ты не прав: не затеряны мы... 74
Верно дождь соберется - такая сгущается мгла 75
Эта музыка детского сна... 76
В молчании - не значит в нищете... 77
Ах, что он там бормочет целый день... 78
"Черным бархатом, безумием морозом... 79
   
Лев Васильев
 
 
Ночью, страшной, как могила... 80
Наверно. каверны и спайки... 82
Муха 84
   
Юлия Вознесенская
 
 
День благодаренья. Поэма 86
Из книги "Письма друзьям"  
Письмо Алле М. 94
Письмо поэту Ширали 96
БЕСТИАРИЙ 97
Гремучая змея 98
Скорпион 99
Элитка 100
   
Гаврильчик
 
 
Там где волны голубые 101
Я прибыл к тебе на предмет поцелуя 102
Молодые организмы 103
   
Юрий Галецкий
 
 
Сто слов. Поэма 104
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ 110
пусто пусто пусто пусто... 111
   
Рид Грачев
 
 
Среди растений 112
Как все прекрасно у людей... 113
Лес 115
Моцарт и Сальери 117
Собака я, собака... 119
Контролеру 121
   
Геннадий Григорьев
 
 
Природа ожидает перемен 125
Самоубийца прыгает с моста!.. 126
Я все не спал и плакал допоздна 127
Пасхальный звон 128
Этюд с головами 129
Васильевский остров 130
   
Лариса Дианова  
   
Раскачали, раскричали кулики 131
Утро 132
Шлюз порос травой-крапивой 133
Я такую Ладогу... 134
Вы бывали утром в лесу?.. 135
Щуки 136
"Белоснежная чайка" - неправда... 137
Ушла не прощаясь... 138
   
Виталий Дмитриев
 
 
Затих неровный гул... 139
Поселок задыхался средь заборов... 140
Трава забвенья - горькая трава 141
Как холодит вчерашняя беда 142
Проснуться в комнате чужой... 143
   
Аркадий Драгомощенко  
   
Ты, Селихов... 143
Надложит 144
Довольно поэзии 145
Сливается желтый песок... 146
Разбить раковину... 147
Солнечным сентябрьским полднем... 149
Акробаты Господни 151
Схолии 153
"Из торжества травы" 154
Наблюдения 155
Гадание 157
Сколь прозрачны хребты ночного тумана... 159
Истлела сирень... 161
А теперь 161
Нищий на кладбище 164
   
Владимир Кривошеев
 
 
Клопики 165
На даче 166
"Ты мне шелковых сорочек..." 167
Петергоф 168
Люблю идиллию старинных тех времен 170
В саду расставлены причудливо... 171
Блистает милая Нева... 172
Полночь 173
В деревне плачут дети 174
   
Виктор Кривулин
 
 
Обряд прощания 175
Неопалимая купина 177
Гимнические строфы 179
Посвящение О. 180
Категорический императив 181
Форма 183
Пью вино архаизмов 185
Постоялец 187
Из книги "Музыкальные инструменты в песке и снеге" 190
Брик 199
Виноград 200
Натюрморт с головкой чеснока 201
Комнатные растения 204
Давид и Вирсавия 205
Черника 207
   
Константин Кузьминский  
   
Двенадцатиглавие из поэмы "Вавилонская башня" 208
   
Лисняк Александр  
   
На смерть Оксаны. Поэма. 217
   
Александр Миронов
 
 
Сказал я, вот мои глаза 225
Как папоротника лист... 226
Блюда кормчий до вечера... 227
На ладони огня... 228
Где лепетали волосы 229
Где паутиною обман 231
Природа делает поэтом... 232
Нечетно раз бежит Евгений 233
Садясь на белое пятно 234
Шипит котел, огнем объятый... 236
Ворона хлопает крылами 237
Я ничего в себе не изменю... 238
Уйду безумно как часы... 239
Плод покаяния - покой... 240
Легче газа и призрачней сна... 241
Устав внимать словам, как сводням 242
Нет, память не ноша, а пьяное время... 243
Открывая себя наугад 244
Сентябрьская ошибка 245
Сентябрьский сонет 246
Сентябрьское провидение 247
Сальери 248
Смех мой, агнче, ангеле ветренный 249
В слове, тобою омоленном, я оживу 250
   
Морев Александр
 
 
Меняя очертания овала
Снег
Мир был молод...
Отдавший зерно...
Мне кажется, что я уснул давно...
Та - другая - не придет ко мне...
Трава и камни
Полустанок
Шляпа
 
 
Нестеровскии Владимир
 
 
Экспонат
Монстр-алкоголик
 
Монолог прозектора  
Тмутараканская баллада  
Орденоносная царица  
Среди тучных угодий  
Моя карта
 
 
Александр Ожиганов
 
 
Гном
Стрекоза
Цветы и фрукты
Диалог
Ленинград
Дерево
 
 
Евгений Пазухин
 
 
Баба  
Руфь
 
 
Елена Пудовкина
 
 
Проплывает бог веселый 295
Перестановка слов, пролистыванье полдня 296
   
Вячеслав Семикин  

Живое мертвое
297
Лежа на спине 299
Дядя Миша 300
   
Сергей Стратановский
 
 
Тыква 302
Тихо-тихо в белой спальне 303
Гвоздь в углу как мальчик страшный... 304
На заводе умирали 305
Метафизик 306
То ли Фрейда читать... 308
Эрос 309
Искушение пустынножителя 310
Фабричный переулок 311
И голый юноша склоняясь и шепча 312
Фантазии на тему Гоголя 313
О лед, всемирный лед, тюрьма... 314
Колыбельные стихи 315
Диалог о грехе между старичком Григорием Сковородой и обезьяной Пишек 316
   
Геннадий Трифонов  

Апрель в Тбилиси, словно мальчик
320
Как мотылек на свет 321
Сон в летнюю ночь 323
Дафнис и Хлоя 324
Сапфо 327
Библейский мотив 328
Стихи, написанные в ночь о с 13 на 14 января 330
   
Владимир Ханан  

Похороны-переход
332
Картина Гогена "Здравствуйте, господин Гоген!" 334
Художник 335
Обухово 336
Из "Повести временных лет" 337
Отрыли череп в скифском кургане... 339
Проблема полета 340
На смерть Цицерона 342
Московская веточка, верная мужу жена... 344
Вот ходит-бродит длинноносый Гоголь 345
Весы 346
   
Елена Шварц
 
 
Подражание Буало 348
Горбатый миг. Поэма. 349
Элегия. На рентгеновский снимок моего черепа 354
Кошка-дирижер 356
Новорожденному 357
Баллада, которую в конце охватывает паралич 358
Плавание 359
Некоторыe виды звезд /малая фуга/ 361
Бурлюк 363
Соловей спасающий 365
О жажде 366
Бестелесное сладострастие 367
Кинфия 368
Петербургские сплетни 371
Черная Пасха. Поэма. 372
   
Алексей Шельвах
 
 
Мост 378
Песенка морских патрульных 379
Нет русалок, нет рыб 381
Романс 382
Я озарен листопадом 383
   
Евгений Шендрик
 
 
Кровная месть 386
Холодным смехом, градом виноградин... 387
На озере 388
Луна как башня боевая 389
Тянуло медленно из ножен 390
Тишина, как белая комета... 391
Умирающий голубь 392
Опять меня волнует слово 393
   
Эдуард Шнейдерман
 
 
В защиту флейты 394
Влюбленный горбун 396
Сумасшедшая 398
Пиво 400
Уэрла 401
Лестница 402
Бабка-пьянка 404
Когда у кого нет носа 406
   
Владимир Эрль
 
 
Посвящение 407
Лалилель 408
Что мы сейчас сделаем... 409
Отношение к современнику 410
Воззвание к душе отважного П.С. 411
Навстречу мне, хороший, дружелюбный 412
Ифигения в Тавриде 413
Снова возложен на плечи 415
На брегу пустынных птиц 416
Встают и уходят... 418
Ворона, голубь и капитан 420
Рондо 421
Три главы из поэмы 422
Остановясь еще в начале 423
Покой 429
Слово, слова... 430
К портрету 431
Похищение Европы 432
Трехчастная композиция 433
С.П. 434
Осень наступила 435
Спать тоска мешает... 436
Неясность 437
Из книги "Алфавит" 439
   
Оглавление 442
 

 

 

ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ



11 лет спустя, просматривая эти обветшалые документы, перебирая имена, сопоставляя с альманахом "КРУГ" /см./, прихожу к выводу:
 

к выводу я не прихожу.
 

по-прежнему полагаю, что искусство - вещь сугубо бесполезная /пока - не становится каким-либо товаром: шемякин-ли-шенкер - для нахамкина, евтушенко-ли - для шульмана, вознесенская-ли-бакинский - для "посева" и голосов/, бессмысленная, безденежная.
там - существовал соц-рынок, соц. заказ и потц-показ.
здесь - и того хуже: издателей нет /вычетом моего, а это еще.../, читателей - и того меньше, меценатов /лисистратов и писистратов/ - покойная геша гуткина, костенеющий костаки и пидер-миллионер рамзес-второй /как прозвал его я/, померший, похоже, уже от рака, а перед тем - предлагавший мне издать избранную антологию по-аглицки, на что он готов был субсидировать аж две с половиной тысячи долларов, это, впрочем, я и сам могу, мог - и с зарплаты жены-уборщицы, а уж архитектора-чертежницы - и подавно.
остается - или надеяться на кухарца-половца /один - спекулирует в "руссике" и попался год назад, всучив в уплату за словари - "куклу" самому флегону - значение "куклы" см. в словарях козловского или косцынского, другой же - издает "панораму" в калифорнии, где вместо поэтов печатает одного илью лапидова, абсолютного графомана, за то, что тот ему "гранки за бесплатно правит", как признался мне по телефону издатель/, или платить ефимову /мужу рачко м./, ромке левину /которому нужно кормить двух стебанутых дочек/ или уже - валку /который "человек человеку - валк" и "валка ноги кормят"/
 

или же -
надеяться /как я/ на скорейшую реставрацию монархии в россии и признание моих немалых заслуг в том.
 

а покамест - нумерую, как проклятый, этот - последний - том, сбился со счету и с панталыку, после документов "лепты" обнаружились две пустые страницы, отчего и пишу.
при этом - звонила лозинская, сообщила еще 2 эпиграммы топорова: на мишу гурвича-яснова:
 

переводчику превера

не хватает двух вещей:

у бедняги нету хера,

у превера нет прыщей
 

и на гарика лонского /ищи/:

 

почему же гарик лонский

так похож на солоб конский
 

попутно вспомнился в разговоре еще другой гарик /губерман/:
 

веду я жизнь анахорета
и думаю: а на хер это?

 

относится уже, пожалуй, ко мне, со всей этой антологией, заживо жрущей.

или еще вензель:
 

собака хочет всех облаять

а гитлер хочет всех убить

а оптимисточка нагая -

любить, любить
 

вспомнился и неизвестный мне гаврильчик:
 

странное диво привиделось мне:

голая дева на голом коне
 

целиком текст лозинская не помнит, как это водится, помнит его слепакова, но она в питере, а пидера-слависта туда не пошлешь, поздно.
 

и позвонила ина близнецова, которая в 4Б и в харьковско-оренбургско-новосибирском томах, хочет, сидя за терминалом, успеть написать про саню фенева, неуловимого поэта, друга таракана-штерна, который в италии, а санины сонеты весьма ценил гришка-слепой , текстов же его не удалось достать ни для "лепты" /распивочно/, хотя он и числится в списке 70 имен, ни для антологии /на вынос, а вернее, на - вывоз/, хотя и пито было с саней изрядно.
может, ина и успеет чего написать и привезти, пока я нумерую этот том.

сегодня 13 мая, получка же - послезавтра, но на отсылку мышь нашла, и еще надо откопировать три тома - не слать же единственный манускрипт!

а копировальная машина "тошиба" после чистки в четверг забарахлила, и - второй день названиваю, чтоб прислали мастера.
 

прихожу к выводу:
 

только душевной болезнью можно оправдать делание этого безумного труда не нужного ни пушкинскому дому, ни, паче, новой - гори она - родине.
 

поэтесса и драматургиня нина бахтина вчера сообщила, помимо того, что перевела свои стихи и пиэсы на аглицкий, намереваясь издать /я посоветовал тираж - 10 экз./, что клеившийся и к ней гум, намеревался там еще - взять себе псевдоним. "ахматов". поскольку гум - герой данного тома и одолжил мне, съябывая на все лето в евжопию с тремя бабами /мюссе, быв скромником, спал только с двумя - блондинкой и брюнеткой/, 200 долларов, каковые мне надлежит отдать по осени, когда он вернется пустой, но пока - мне пригодятся.
гум был весьма активным участником "лепты" и всех сопутствующих безобразий.
и второй день слышу по телевизору вакханалию: "рашшен диссидент анатолий щаранский", принесло эту гнойную морду в нью-йорк, вся кошерная сволочь вокруг него "шабот" или попросту - шабаш устроила, а диссидент, помимо фарцовки, сбагрил гос. секреты: дал список отказников с АДРЕСАМИ ящиков - за что, кстати, и тут сажают.

вот его мемуары - уже откуплены на корню, а мои и юлиины - кому они?
 

тошнотные это дела, словом.
 

однако ж - пишу, стучу /на машинке/, набираю, комментирую, а что не все тексты одним пальчиком оттюкал - что ж, жду втыка: от элинсона, крейда, гозиаса, но привожу я - ихний же факсимил, а я им не машинистка.
 

машинистка юлия - занята шибко другим.
 

щаранскому же по морде /а не по паспорту/ - я бы с удовольствием дал.
располагает к тому.
даже рискуя прослыть "антисемитом".
 

а в общем - устал я. который год уже...

 

13 мая 86, Подвал, Некрасовка.

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 5Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга