БЕЗМЕНОВ. БИРЮЛИН

  
 
      БОБ БЕЗМЕНОВ

 

        Боб Безменов вернулся году в 64-65 из Африки. Колониальный пробковый шлем, ноги на стол положил, "Негритянок мы там, говорит, шахтёрками называли!" Сигару курит. Уже не до стихов.
        А в 60-м году, по осени, после колхозных будней, предавались мы поэзии пар экселленс, и еще политике. Помимо того, что все стихи его, приводимые здесь, отзывают политикой, Боб участвовал и в редколлегии "Зуба". Правда, что он там делал, не припомню. Второй же Боб, Соков, редактор "Зуба", готовился к политике серьезнее. Собираясь стать террористом, он для начала прочитал все мемуары революционеров, и стал практиковаться выращивать лук в тюремной камере. Человек он был мудрый, поэтому начинал с конца, то есть с посадки. До посадки дело не дошло, да и познания его мало бы пригодилось, поскольку, как явствует из нынешних свидетельств, лук в камере выращивать не дозволяется, чернильницу же из хлебного мякиша с молоком для симпатических записей, которой пользовался Ульянов-Ленин /и даже съел немалое число их/, по причине отсутствия в советских лагерях молока /и хлеба, который тут же съедается/, изготовить сейчас трудно.
        Я к тому времени, а точнее, в декабре 61-го года, в деревне Родионово под Томском, где я изображал гидролога, а в основном писал стихов, за неимением другой литературы, прочел детгизовское издание "Рассказы о Ленине". Особо меня сразило и запомнилось следующее: "Проклятое царское правительство сослало нашего вождя и учителя, Владимира Ильича Ленина, в деревню Шушенское. Там ему выплачивалось нищенское пособие политического ссыльного, на которое он мог кормиться, оплачивать квартиру и охотничьи припасы, а также выписывать из-за границы нужные ему книги и журналы..." Я забыл, еще, что после слов "он мог" следовало слово "ТОЛЬКО". И всего-то? Я вот 39 лет ищу такое правительство, которое сошлет меня в какую деревню, оплатит мои расходы и даст возможность мне получать нужные мне из-за границы книги и журналы! Не попадается чего-то такое правительство. Даже в Америке. Приходится работать, антологию эту писать, за которую мне долларов 500 заплатят /и столько же бочек гавна вывернут!/, но хоть работать можно. Ленин вот тоже работал - над построением социализма в одной отдельно взятой стране. Построили. Но ссыльным перестали платить пособие /я не говорю за книги и журналы/, и чернильницы в лагерях перевелись. С молоком.
        Боб же Соков вместо терроризму закончил биофизическое отделение, работал учителем /по профилю/ в деревне на Псковщине и, наконец, был взят в научный институт в Москву. Событие это было отпраздновано в "Метрополе" /откуда и знаю название одноименного альманаха/, вышел террорист Боб Соков в холл, и со словами: "Пусть лучше совесть пропадет, но мочевой пузырь не лопнет!" - выдал струю прямо в холле.
        Боб Безменов струй не выдавал, да и вообще, сказать по совести, был малость трусоват. Боб на меня не обидится, он сам это знает. К тому же, у него была очень строгая мама, как и у меня, учительница, из-за которой он кончил университет. Но биология /биофизика/ впрок ему не пошла.
        Самое интересное для меня - это появление "из ничего" блестящего поэта, и тут же - в один год - его исчезновение. Конечно, Бродский был только предлогом. Безменова интересовала теория поэзии, для чего он /ОПОЯЗ-то не переиздается!/ сам начал анализировать Голофаста по гласным. Разбирался им текст "Работа" /"БылА киркА глАдкА, и кАк АтпАлировАннАя кость - БылА белА мАя рукА, КАк будтА я в рАботе гость"/. Но при этом, не читавши Чичерина, он путал фонему с летерой /о чем см. мою статью "300 лет футуризма" в журнале "Soviet Union", по-моему, за этот год./
        Был - и вдруг перестал. В тот же год.
        А сейчас, я слышал, он работает ... переводчиком в духовной академии!

 
 
                         БОРИС БЕЗМЕНОВ
 

ПОЕЗД
 

С осветлённого галдёжного трамплина

Поезд прыгнул в медленную темень

И пополз, хватая воздух торопливо,

Исцарапывать земли кривое темя.
 

Поезд полз порывами неровными,

Инстинктивно тянулся к солнцу,

Поворачивая морду огромную

И блаженно грея оконца.
 

О-о он знает, в чём жизни смысл!

О-о-о он знает цену простору!

Он вспоён ключевым кумысом,

И тесна ему клетка - город.
 

 

 

 

* * *
 

Зря
говорят,
будто красная -
заря.
Заря не красная,
заря - розовая.
Так что напрасно
нас обворовывают,
говоря,
что красная
заря.
 

 

 

 

Из неоконченной поэмы "ВОЖДЬ"
 

                                   В Курске уничтожили памятник

                                Сталину, стоявший у вокзала

                                сталинской постройки.
 

Памятник - это слепок.

Обычен его финал:

Петлёй за шею зацепят,

Как и оригинал,
 

И - в лужу главою царственной,

Под мелкий и грязный дождь.

С тобою достаточно цацкались,

Ты заслужил это, вождь.

 

Но то, чего не уронишь,

В людской останется памяти -

Вокзал, унылый уродина -

Достойный тебе памятник.
 

Где вместо прочного - толстое,

И вместо стройного - тощее,

И лицемерно, как тосты

В честь ненавистной тёщи.
 

 

 

 

* * *
 

Вдалбливали в нас с детства

Притёртую всюду веру:
- Верьте! Вам некуда деться!

И всё-таки я - не верю!
 

И всё-таки мы - не верим,

Уверенны наши позиции:

Вскормили нашу уверенность

Мильонные оппозиции,
 

Которые ещё не убиты.

Которые ещё не сосланы.

Которые в буднях быта

Ещё не совсем осознаны.
 

- Зелены! - крики инфарктные.
- Задавим! - вопли зловещие.

Но я опираюсь на факты,
А "факты - упрямая вещь".
 

 

 

 

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ
 

                              В 1960 году в кремлевской стене

                           построили современный сортир -

                           первый на всю Москву.
 

В Кремле шикарные палаты!

Среди стариннейших мортир

Гуляют девушки галантные.

Но все ж венец всему - сортир.
 

Туда заходят обязательно,

А интуристы валом прут -

Он образцово-показательный -

Вот, как у нас в России срут!
 

Там аромат тончайше-пряный,

Плафонов бархатная лысость...

На писсуаров кресто-краны

Молиться тянет, а не писать!
 

Счастливейшая треть планеты!

Соревнование шальное.

И если таковы клозеты,

То - каково же остальное!
 

 

 

 

НЕОКОНЧЕННОЕ
 

                В.Кузнецову
 

Всё будет тогда иначе,

Не будешь ты другом моим.

Я стану к себе - мягче,

Жёстче зато к другим.
 

Всё будет значительно проще,

Услужливо-загнутым крюком

Повиснет мой позвоночник

Над наглым, обширным брюхом.
 

Я буду писать в журналы

Отменно-сухие статьи,

Добьюсь, чтоб надменно шуршали

Иссохшие веки мои.
 

Я подчинённую молодость

Буду тыкать перстом,

Спокойно, и даже холодно

Исследовать чей-то стон,
 

Спокойно списки зачитывать,

Ставить изящную подпись,

Которая всех зачинщиков

Сошлёт в покорённый космос...
 

А дальше... Всё может статься.
Я долго бы мог говорить,
Но вижу слабого старца
И слышу предсмертный хрип...
 

На кителе, у подушки -

Бессильные ордена,

В испуганном равнодушьи

Зловеще белеет стена...

 

 

 

        Нашел на слепой кинопленке еще несколько. Привключаю.

 

 

Не можешь думать, пробовать,

не можешь говорить -

ты на себя из гроба,

из гроба посмотри!
 

Из собственного гроба,

тяжелого и страшного,

и вой своей утробой,

пристрастнее допрашивай.
 

И знай, что не отвертишься,

не уползешь в сторонку:

сужается все
                    бешено

в осклизлую воронку!
 

Тогда настанет страшное,

последнее, последнее.

А ты был скудным странником,

замученным последышем.
 

Не мог ты думать, пробовать,

молчал, не говорил.

Себя, себя ты продал!

Смотри.

 

 

        Перепечатываю по рукописям и машинописи, практически подряд, потому что что бы ни случилось с этим человеком - человеком он остался, а поэтом - навряд. Но эти тексты 59-61 гг. - тоже часть той истории, нашей истории, истории меня. А она - это антология. Памяти и слепых экземпляров.


 

 

Я видел
             человечьи корчи.

Я знаю гром.

Я слышал гром.

Я прыгал
              с кручи,

падал
          с кручи,

я лез на стены,

бился лбом.

Мой лоб в крови,

но жажда неба

звериной яростью
                            взросла.

Мне мало хлеба,

просто
          хлеба.
Я против жребия вола!

О, ваши пропасти бездонные!

Их призрак
                  многим спину гнёт!

Боясь зловония,
                         в зловонное

раб за рабом
                    ползёт,
                               ползёт.

Мы будем все
                     лежать на днище,

на грязном днище бытия.

Вы - за объедки мыслей,
                                      пищи.

За гордость
                  и за горечь я!

Удел ваш -
                падаль,
                            падаль,
                                        падаль!

Срывайтесь
                  падать,

дерзко
           падать!

 

 

 

        О эти борьбы богов и волов конца 50-х! Стихи под эпиграфом, переписка - см. мой очерк о Марго Фроловой. Не я - тему Галича поднимал Боб Безменов в "Вожде":

 

 

Вот он сидит,
                   тяжелый,
                                 мудрый,
проживший долго очень на свете.

Фортуна
             посыпает его череп пудрой,

содержит для его охраны
                                       свиту.

Движением разъяренным
                                      века
он может раздавить из нас каждого,

он может
              наорать на человека,

он может быть
                      надменно важным.

Но он ведь заслужил все это!

Наверно, он сидел ночами,

не музыкой,
                   не звонкими поэтами -

кормился он
                   газетными речами.

Наверное, не раз его колени

испуганно потели и дрожали,

когда
         начальственное
                                 белое
                                          каление

хотело
           получить стакан "Боржоми"....
 

И может быть, все это так и надо?

И может быть, совсем это не дико?
 

... Я чувствую,
                       как солнце желтым градом

крошится с лучезарного индиго...

Вот парень, девушку обнявший ласково,

ведет ее,
              куда - и сам не ведает.

И мне не хочется над ними
                                        власти,

Я не хотел бы
                     шелестеть его анкетою!
 

Я выхожу на спуск,
                              любуюсь волнами

под серыми, солидными баржами,

и на меня
               косится недовольно

порожняя
               бутыль из-под "Боржоми"...

 

 

 

        Это прогулка по набережной, без Пушкина, но с Бродским, это Тучков и мост Строителей, до того, как перевели их в бетон:

 

 

Шагаю по мосту,

по деревянному

шальною поступью,

походкой пьяного.
 

Ступаю мягко

по жестким доскам

и чую вмятины

подошвой плоской.
 

Рассвет загадочный

вплыл постепенно

Невою сказочной,

степенно-пенной.

 

Луна качается,

виновник -
                 ветер.
... И мост кончается,

как всё на свете.
 

 

 

 

К ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ
 

Мироздание, бесконечное и печальное,

Из бессмысленно-величественной суеты.

Маленькая, ехидная случайность -

И на свете ты.
 

Ходишь, хочешь, простовато-хитрый,

Ловишь бликами разбросанный свет.

Но еще одна, маленькая, ехидная -

И тебя нет.

 

 

 

        Вот и все, где-то 11 текстов, написанных Борисом Безменовым и изданных Борисом Тайгиным по моему наущению. А без этой неполной дюжины текстов я чувствовал бы себя как-то неуютно, одиноко в этой антологии. Это часть моей юности и часть стихов, которыми я восторгался. Я люблю их и сейчас. А то, что Безменов не пишет - так не все же Бродскому писать! Который существованием своим и подкосил Боба, или это была - Африка?
 

        Но начинали мы так.

 

 
      ЕЩЕ ОДИН БОБ


        Собственно, Боб Бирюлин возник уже "под занавес", когда было не до него. Кроме того, он мне с Олесей нагадил, не вовремя припершись со стихами. Стихи же его были странны. Сборничек его издал все тот же Боря Тайгин, все в том же 62-м году. Занимаясь составлением "Лепты" в 75-м году, я вычислил Боба Бирюлина по новой. И вроде он даже стихи приносил. Но засыхая в собственном соку, Боб с 62-го года не пошел дальше. Инженерничал, как многие наименее удачливые из нас, но помимо оказался он родным кузеном фотографа /amateure, как у нас говорят/ Вили Оникула, которого я перевел с ново-греческого, как "Одноглаза", участника моей выставки 13 фотографов "Под парашютом" /парашют, действительно, был, натурально - краденый, которым я затянул потолок и лампы на потолке, как, впрочем, и почти вся фотобумага/. И я снова через Оникула воссоединился с Бобом.
        Мир поэтический тесен. Оникул мне показывал фотографии поэтессы Выверни, своей страстной любови, а я и здесь на нее натыкаюсь. Но поэтессами я не занимаюсь. Предоставим это васебетаки. Он нам в петербуржскую подборку Зойку Афанасьеву подсунул, все связи которой с нами заключались в том, что однажды, поддавши, мы - Кривулин, я, Боря Куприянов и Юра Алексеев, заночевали у нее. При этом она, как женщина либеральная и эмансипированная, Кривулина себе за занавеску в постель затащила. Нам же с Борей /Юра ушел/ было скучно, поэтому мы всю ночь говорили им всякое под руку, отчего Кривулин в хохоте падал с Зойки и с постели, а утром, "С постели приподнялась / Неутоленная Мэри...", как писал Сельвинский в своем сборнике "Рекорды" /ГИХЛ, 1930, страницы не помню/ и послала нас за пивом /выдав денег/, надеясь, что мы прошляемся никак не меньше получаса. Я никогда еще так не бежал, у ларька мужики пустили нас без очереди, и вернулись мы - через 10 минут, позвонив в дверь, в акурат когда Кривулин намеревался "черное дело", говоря словами поэта Олейникова, "свершить". Дело не свершилось, и всю обратную дорогу в электричке Кривулин попеременно то матерился, то хихикал. На этом связи поэтессы Афанасьевой с "ленинградской школой" и заканчиваются. А было это в 67 году, когда образовались две соперничающие школы - "конкретная" моего ученика Кривулина и -"звуковая" - моя. Ни в одну из них Зойка Афанасьева не входила, хотя "конкретная" школа, говоря словами графа Потоцкого о Екатерине, чуть не вошла в нее.
        Так вот все и вырисовывается, от Бирюлина, Молота и Олеси, до поэтесс царскосельского села. В том же 67-м году на моем с Кривулиным выступлении в "Серой лошади" та же Зойка Афанасьева вылезла: "Я, говорит, тоже с польского перевожу!", хотя мы с польского не переводили, а просто ей хотелось свои переводы прочесть. И это - связь? На том же чтении и Юп нам в коллеги набивался.
        Бирюлин же, наоборот, как возник в 62-м году, так больше и не появлялся. А стихи его по тогдашним временам удивляли. Нестандартным каким-то подходом. Вроде:
 

Без песен
Мир тесен.
Неинтересен.
Пресен.
Песен!


 

Или:
 

Сегодня
Не просто так
Ставлю
Великое
Русское

    Слово
        Д
        У
        Р
        А
        К
Памятником
     В виде

   Большой

Пирамиды:

    Упругость,

    Равная твердости,
    . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . .

    Твердый,

    Как начало,

    Конец.

 

Подряд я все не помню, там чего-то еще в середине было, да я к тому же говорил, что по причине Олеськи Войцеховской, поэзию Боба Бирюлина воспринимать не могу. Он, правда, сделал со мной примерно то же, что мы сделали с Кривулиным в случае с Афанасьевой, и без такой изощренной жестокости, но это дела не меняет. И я его не извиняю.
        Помимо Бирюлина был еще Гулька, который замылил газету "Зуб" и портрет Лалы, что потом пытался искупить с кем-то из своих приятелей, тоже заядлым театралом /а театралами, надо сказать, были почти все - кроме меня. Я в театр не хожу, потому что был женат на внучке свояка Мейерхольда, о чем особо, и вылетел с 5-го курса театроведческого факультета, написав с дюжину принятых рецензий на спектакли, на которых я отродясь не был, и разбор "Тартюфа" Мольера, которого я отродясь не читал. Зачет мне, тем не менее, поставили. Так я и проторчал 5 лет в театральном, ни разу в театр не сходив, и даже числился в отличниках!/. Так вот, вокруг Молота /из-за Мрожека, что ли?/ все бредили театром. Особенно который на Таганке. Один из друзей Молота, завсегдатай Таганки, почти организовал мое там чтение за кулисами, но поскольку я был пьян, они уехали, так меня и не послушав, после чего, я естестественно, встретился с таганковцами /с поэтом Леней и еще кем-то/ на квартире моего друга художника Володи Макаренко в Таллине в 75-м году, который тогда иллюстрировал гравюрами три мои поэмы герметизма /"Царевну-лягушку", "Ермака" и "Наталью"/ и из которых сделал две иллюстрации /кроме "Ермака"/, которые две иллюстрации куда-то замылила моя бывшая секретарша Наталья Лесниченко, в последстве известная, как поэтесса Гум. Известная, впрочем, только на Западе /как и поминавшаяся Зойка Афанасьева/. Пришел Леня /я не помню, как его фамилия, поэт и актер с Таганки, но он там один, кроме Володи Высоцкого/ к Макару, а там уже сидел я, и устроил им обещанное чтение с запозданием на год.
        Все это я веду к тому, что закрут в Ленинграде - невообразимый. Все - или молочные братья /через баб/, или натыкаются друг на друга /даже в Таллине/, или - поголовно знакомы, почему и сделаю в приложении к антологии систему пересекающихся кругов, а иначе - трудно объяснить, почему я на Гордина, скажем, натыкаюсь то в связи с Бродским, то приезжаю к Яше Виньковецкому в Хьюстон - а у него сборник Яши с дарственной, не говоря о том, что Виньковецкий - boosom friend of Волохонского, и Хвоста, и мой, и с Бродским и Неизвестным в друзьях, и с Глебом пил в 50-х и вась-вась с Кулаковым, а обожатель Кулакова и друг - Алик Рапопорт, которого в 64-м году привел к моей бывой 4-й супруге художник из Грозного Сеечка Григорьев, помимо того, что Кулаков дружен с Мишей Мейлахом, с которым дружен и я, и через которого мы и воссоединились /заочно/ с ахматовской школой - Рейном и Найманом, с которыми я никогда не был знаком, но Женя меня возлюбил. За антологию. Не эту, а за предыдущие две - по 14 поэтов в каждой.
        Вот так и вяжется вязь, через грязь и бязь подштанниковую, от Олеси Войцеховской к Васе Бетаки, через сплошную путаницу наших отношений, через сплетни и дрязги, пьянки и баб, через салоны /о которых будет особо/ и выступления, и все это остается все той же "подземной пирамидой", от которой видны только случайные верхушки - или официальные, за вихор вытащенные, как Евтух /а ведь и он - посвящал стихи Жене Рейну!/ или Окуджава, или - вылезшие сами, как Бетаки и Бродский, вопреки. Звоню эмигранту Лимонову - у того в Нью-Йорке советский поэт Евтушенко сидит, куда ни плюнешь - в своего попадешь. Я с Барышниковым не знаком, с ним в друзьях был Аркаша Драгомощенко и Миша Шемякин /оба мои друзья/, зато изрядно общался с Валерой Пановым. С Бродским, с которым у меня ничего общего - я связан сотнею ниток, все его друзья - вплоть до Гарика Элинсона - и мои друзья, и поэтому так необходимы - "круги". Чтоб понять, кто, зачем и почему.
        А вообще-то - просто мир тесен. И государство, к тому же, жмет нас со всех боков - таких разных, враждебных и непохожих - в одну перемешавшуюся кучу, отчего в эту кучу и Зойка Афанасьева попадает, и с той же Ахматовой Халиф в поезде пил, а юных Кривулина и Пазухина - к ней на показ водили. А к кому еще? К ней, или к Гнедич. Я все пытаюсь из Яши Виньковецкого информацию об Иване Алексеевиче Лихачеве выжать: с ним Гришка-слепой, мой лучший друг и учитель, дружен был, а сошлись они на музыке, оба меломаны, я же - не, поэтому к Лихачеву и не попал. А он сыграл роль весьма заметную в ленинградской культуре. Или - Дар, породивший и Соснору, и Глеба, и Кушнера, и Охапкина, одного Бродского он отверг, "Идите, говорит, и разучитесь писать, а потом ко мне приходите!" Но и Бродского же он знал?
 

        Потому и предстоит столько еще сделать, о Понизовском придется писать заново, потому что я его почти не знаю, пообщались под звонок, о Лихачеве, о Гнедич, а пишут пока - об Авраменко. Вся эта жизнь протекала скрыто от глаз, но на глазах многих, пишу я о геологах - а что я знаю о Ефиме Славинском, кроме парочки сплетен? Да и о Мише Пчелинцеве, друге моем - немногое могу я сказать.
        А кто скажет? Алла Скоринкина - об Анри Волохонском? Да я от нее, кроме биографии, ни одного хорошего слова не выжал! Жена ж, и покинутая. Мои жены тоже мало обо мне хорошего скажут. А у кого еще спрашивать?
        Вот и пишу эту вязь, цепляюсь за ниточки, за зацепочки, чтоб хоть как-то очертить круг этой культуры, о которой знают и говорят - все, и никто ничего не скажет. Потому и у поэтов выбираю зачастую не лучшие стихи, а - с посвящениями. К примеру, Юп к Бродскому обращается. Так ведь обращался же! В одной грязной кастрюле варились! Хорошо, хоть ко мне не обращается. А я, однако, обращался:
 

Писать сонеты, посвящая Юпу -

тяжелый труд, и мне уже не в мочь...

 

И далее:
 

Заране знаю я: мне Юп не выдаст супу...


 

Одначе, однажды рупь выдал. После этого я подходил к нему и спрашивал: "Юп дал руп?" Но больше он не давал. Но об этом - в портрете.
 

        И так - со всеми. Потому здесь и Боб Бирюлин, и Соков, и Безменов: все это было, и было частью той культуры, о которой мы и говорим.

 
 
ГОД 1962...

Сегодня

Не просто так

Ставлю
Великое русское

Слово
Памятником

В виде большой

Пирамиды

          Д

          У

          Р

          А

          К
Твердое начало

Упругость,

Равная твердости.

Регресс,
Обозначающий прогресс.

Абстракционизм -

Удел безыдейных сердец

Твердый как начало

Конец.
 

28.5.1962
 

 

 

 

                  Б.Безменову
 

Он еще улыбается
Он еще спотыкается
Не перевоплощается
Хочет нравиться
Обижается
Преклоняется
И вдруг - красный цвет
И он удивляется.
 

22.8.62
 

 

 

 

                 К.Кузьминскому
 

          Руки

Как старомодные
                          кисти

          Повисли

          Голова
Как пустой генератор

Вырабатывающий

Немые мысли
                    Мысли

                    Скисли
А вокруг асфальтовые

                           луга
И сотни слепых

И прозрачных
                     гномов
Идущих - руки по швам

Словно у них нет глаз.

Как они бережно несут

                        в руках

Холод!
 

3.9.62
 

 

 

 

К РАЗГОВОРАМ ОБ ИСКУССТВЕ
 

                 В.Жидкову
 

Пьют.
Рюмки вина.

Рюмки без дна.

Люди не лгут.

Идут.
 

Дельные разговоры.

Красивые нескончаемые

                      коридоры

По кругу

Одному и тому же.
 

30.8.62
 

 

 

 

- - -

 

Люди!
Творцы изделий.
 

Нагроможденных

Повсюду.
 

Когда-нибудь

Вы поставите
 

ПАМЯТНИК
 

Исполинских размеров,

Видимый отовсюду.
 

В виде большой
                        пирамиды,
 

Состоящей из одних

 

БУКВ
         АЛФАВИТА,
 

Переплетенных,

 

Живых.
 

15.9.1962
 

 

 

 

                 В.Молоту
 

Не за любовь

За нежность

Человеческую
 

Не преданность

И не преклонение
 

За уважение

 

Достойных.
 

3.9.1962
 

 

 

 

- - -

 

Тоска -

это
     одинокие облака,
     туго натянутая
     струна,
     одиночеством
     воздвигнутая
     стена,
     неисполненное желание
     увидеть тебя:
                          выдуманную

                          мою
                          Красоту.

Тоска -

это
     руки,
     протянутые
     в пустоту.
 

/1962?/

 
 
 
ХУДОЖНИКИ БИОЛОГО-ПОЧВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА
 

Как ни странно, подобный факт имел место быть. Как поэты Горного института. Году в 61-м-2-м, когда я был уже выгнан, по весне, в коридоре ЛГУ /ближе к библиотеке/ открылась выставка. Оффициально разрешенная, на щитах. Первые 2 отсека занимал Марек Штейнберг своими абстракциями и портретом бабы с синей харей, Марек приходился сыном оффициальной художницы Назаровой. Рядом с ним скромно был представлен Адольф Озол, латыш, по прозвищу "Альфонс", один из двух "волнистых попугайчиков" /вторым был Сережа Попов, по прозвищу "дегик" - ласкательное от "дегенерат", так его называли дома/. Чего выставлял Озол - не помню. Потом 2 отсека же занимал шишкинианец Боб Шипилов, это было омерзительно, и наконец, у самой библиотеки, один стенд был Славы Кушева. Был там очень экспрессивный троллейбус и "Зверюшки Сола Стейнберга", сделанные путем оттисков пальца в краске и пририсованных к ним ручек-ножек. Выставка пользовалась умеренным успехом и не подвергалась никаким санкциям.
 

Все это был прием 58-го, с которым я воссоединился, оставшись на второй год. И относился потому, как к сосункам, свысока, быв на год старше.
Году в 66-м-7-м Озол выставлялся уже рельефами, очень формальными и красивыми, на выставке в ЛОСХе, Марек Штейнберг покончил с собой, как, позднее - и Боб Шипилов: перейдя из шишкинианства в сюрреализм, он намалевал кучу, говорят, хороших, холстов и - утопился в Кристательке. В пруду, что в Старом Петергофе, где мы проходили практику. Кушев же, являясь лауреатом премии Комсомола по генетике, служил в лодочных сторожах, вместе с прочей нашей братией /см. поэму "Бутка", т.4Б/, был fiancee моей подруги Елены Лозинской, сел же - по делу об убийстве Кита, гитариста, мужа фотографа Оленьки Корсуновой. И, судя по всему, не по делу.
 

Таковы были наши кадры. И, если в статье о "барачниках" Анри Волохонский перечисляет количество смертей, дурдомов и отсидок - то ведь и барачников было несколько побольше.
Характерна другая деталь. Горный, биофак и геолфак ЛГУ - дали куда больше творческих, экспериментальных личностей - нежели даже филфак. Конечно, это были - концентрические круги, от камня, запузыреного филфаковцами в 50-х и, чем дольше - тем дальше к периферии. В 70-х - круги достигли уже психфака на Красной, а также и района Старого Петергофа, куда перевели общежития.
 

Биологи и геологи - обитали в одном коридоре здания 12-ти Коллегий, там же находилась и главная библиотека ЛГУ, Горьковка. То Бродского устраиваем на кафедру кристаллографии, лаборантом /через Маргу Фролову и Березовского, поэтов же, геологов/, то в другом конце коридора, в библиотеке, служат уже после меня - Эрль, Макринов, Куприянов, Алексеев. Родные пенаты. И - КОРИДОР.
Коридор служил местом встреч и хэппенингов, и еще во времена довоенные. Отец моего соученика по аглицкой школе, Витохин - прокатился по нему на велосипеде. В наши же времена - геологи, парень с девкой, устроили по коридору голый забег - традиции "нюдизма". Проходили по коридору на руках, на животах, случалось, ползали - но главное - был ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. Включая выставки, чтения стихов - в каждом углу и аудиториях, рукодельные стенные газеты и, конечно, лирика...
 

С 17-ти и до 21-го - коридор был моим университетом, трибуной и полем боя. А до меня - там ошивались Дмитрий Благоев, Александр Ульянов, со мной же учился внук меньшевика Герка Чхеидзе и одноногий почвовед Лаппо-Данилевский, чья двоюродная бабка держала бордель в Воронеже, а мать была актрисой и моделью Н.П.Акимова, и тому подобные личности.
 

И о каждом из этих людей - можно было бы написать РОМАН.

 
 
 
ОЛЕСЯ, БЕККИ ИЗ ПОЛЕСЬЯ
 

                         О.В. и Б.

1
 

красотка Бекки фирмы Беккер

когда тебе шестнадцать лет

зубком грызущим белый цукер

и ножкой делая плие
 

пляши Плисецкая /вприсядку/

когда девице -надцать лет

вприкуску или же внакладку

в прическу спрятав пистолет
 

она жила напротив рынка

ходя в горжетке меховой

всегда ее полнела крынка

водой болотной моховой
 

шипел под окнами Шипилов

Бирюлин мрачно в двери лез

и щупали ее шеншиллу

с обрезами наперевес
 

живуща меж двумя мостами

как бы объявши рук кольцо

она прекрасная местами

имела полное лицо
 

имела выпуклые перси

в которых персиковый сок

у ног ее лохматый песик

жевал отваренный кусок
 

и в отворенную калитку

входили с пеньем серенад

калики или же калеки

была поскольку середа
 

Олеся помнишь ли Полесье

скользя как рыжая лиса

ногой округлой как полено

скрывая матовость лица
 

и рядом боком жмется Бекки

которой тоже -надцать лет

которой смугловаты щеки

и обольстителен корсет
 

тому лет -надцать миновало

в далекий лес ушла лиса

но не могу забыть овала

продолговатого лица
 

2
 

на лице ее веснушки

на лобке ее пушок

на лице ее уснувшем

сдобном словно пирожок
 

эти розовые руки

эти лядвеи персей

на ланитах рдеют розы

гиацинтами пестря
 

Бекки маленький цветочек

что во тьме оранжерей

состоял из ярких точек

ожирением бровей
 

там на острове цикута

белым цветом расцвела

и упорная икота

заглушит колокола
 

и во тьме не возникая

поднесет тебе певец

Навзикая Навзикая

гиацинтовый венец
 

3
 

и взяв ее за боки

бедро согнув дугой

сказал ей нежно: Бекки

на языке другом
 

за синим океаном

в котором много рыб

он ждет опять обманом

ее наивных губ
 

в подвале лежа Квинса

кусая осетра

в малайской юбке куцей

молил он: о сестра
 

Олеси продолженьем

приплывшая ко мне

и перси пирожками

атласных рыб кормя
 

ты видишь за кормою

безумствует прибой

и ампула в кармане

и бритва за губой
 

прощай моя Олеся

грози мне и грузней

Ивасик и Телесик

опять пасут гусей

 

4
 

приплывут опять карасики

каракатицей на суп

а Ивасики-Телесики

доят старую козу
 

мыза мыза Северянина

кости эсточки простой

и Олеся в сарафане

все безумствует косой
 

ее бедра были лаковы

и атласной кожи скрип

и еще кусочек лакомый

ею был надежно скрыт
 

и каликой в черной мурмолке

ошивался у ворот

а она гостила в Мурманске

сделав мужу укорот
 

и в Нью-Йорке он на Беккере

соло вольное играл

и старуха в студебеккере

молча кушала икра
 

5
 

не дают ни булки ни Бекки

и цыплят табака не маю

подведенные вижу веки

на щеках прозреваю мальвы
 

это киевский или каневский

сарафан самовар с матрешкою

белорыбицей в омут канула

стала дама моя матроною
 

закрываю дыры Матросовым

на матрасных пружинах прорванных

защищаю я Малороссию

опробированными порно
 

зачинают детей в пробирочке

в этом свете Колумбом засранном

и тоскует дитя по пипирочке

под подолом бесстыдно задранном
 

но навстречу дитю невинному

возникает профиль Бирюлина

и к отделу бросаясь винному

где борение и бурление
 

6
 

а Олеся телесами Бекки
медленно садилась в студебеккер

 

                                            

                                                 29.1.82

 
назад
дальше
  

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2005

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 5-А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга