В 1964 году /а значит уже 14 лет назад/, познакомился я с первым живым в моей
жизни поэтом - которого и по сей день порой вспоминаю в своих стихах и нестихах,
с человеком которому многим обязан - с Владимиром Мотричем. Был это высокий,
худющий человек с гнусавым голосом и красивым темным хорватским лицом. Дело
происходило в Харькове, в октябре переходящем в ноябрь, в парке Шевченко в
ложбинах уже успел скопиться снег. Снег шел и таял весь день, отстояв свое время
возле лотка с книгами /я работал от книжного магазина №41, продавал на улице
книги/ я уж собирался отправиться домой да был к моей неописуемой радости
приглашен двумя симпатичными литературными девицами Верой и Милой пойти в парк
Шевченко выпить вина и послушать стихи Мотрича. Сам поэт, державший девушек под
руки, сумрачно улыбнулся мне и одобряюще кивнул, мол пойдем. Не попадая с ними в
ногу все они были крупнее меня, я восторженно засеменил с ними к гастроному.
Мело.
Тогда вся Россия горела стихами. Магазин №41 горел тоже. Каждый день приходили и
уходили поэты, шныряли заросшие художники, приезжали восторженные
командировочные еврейские юноши из Ленинграда привозили стихи ленинградских
поэтов. В подсобке между штабелями книг порой судорожно глотали вино и запоем
читали первую поэму Бродского "Шествие"
/далеко не первую: до этого были
"Гость", "Холмы", "Зофья" и "Петербуржский роман" - но популярность Бродского в
Харькове, как мы видим, датируется годом его посадки, не ранее - ККК/ только что
привезенную и как утверждал очередной командировочный - "авторский экземпляр";
читали ее помню в очередь и кто-то читал до двух часов дня и не успевал и
очередной заросший и бледный юноша сидел и нервно ждал. Все тогда были заросшие
и бледные и возбужденные, все писали и рисовали сюрреалистические полотна, все
пили до бесконечности кофе в закусочной автомате, Мотрич пил какое-то особое
тройное кофе, от которого меня например валило с ног. Его знали как поэта от
швейцара до всевозможных тетушек /их кажется было три/ готовивших кофе.
Закусочная-автомат на Сумской улице напротив парка Шевченко была самым
знаменитым местом в Харькове, если тебе нужно было кого-то встретить лучше всего
было ждать его в автомате /который большинство именовало "пулемет"/.
Автомат выполнял для большого украинского города, бывшей столицы Украины, города
со своими давними поэтическими традициями функции парижской Ротонды.

|
Милославский, Лимонов,
Бахчанян на уличной выставке. 1966? |
Вот мы и пошли тогда по Сумской по левой стороне, дошли до автомата - купили
несколько бутербродов, тогда на закуску не тратились, затем в Гастроном что и
сейчас стоит на том же месте - прямо напротив памятника Тарасу Шевченко, тоже в
свое время неплохому поэту, купили пару бутылей дешевого красного вина и
углубились в мятельный парк. Там выпив из горлышка - /бутыль передавали по
кругу/ поэт поставил бутылку на заснеженную скамейку, вдавил ее в снег и начал
читать и свои и чужие стихи, "И сам Иисус как конокрад - в рубахе из цветного
ситца" - . ...
Помню что с первых минут чтения под его глухой, как тогда говорили "трагический"
голос пришел я в состояние какой-то приподнятой праздничной тревоги. Все вокруг
- медленно падающий снег, капли вина на снегу - на скамейке возле наполовину
опустошенных бутылок, сам поэт в знаменитой "барской шубе" своей - шубе из
Мандельштама, это собственно была не шуба - длинное темнокоричневое пальто с меховым
"барским" широким воротником шалью - все это было настолько не из этого мира что
кажется тогда именно тогда решил я упрямым сердцем своим стать таким же как
Мотрич, и чтобы девушки Вера и Мила так же завороженнно-загипнотизированно
смотрели на меня. Решил я стать поэтом.
В следующую нашу встречу - уже в квартире главной нашей харьковской литературной
дамы, Анны Рубинштейн, женщины которая впоследствии стала моей женой, при свечах
/тогда все читали стихи при свечах/ Мотрич опять убил меня своими стихами. Помню
читал он:
... На шифонере фирменная бритва
Самоубийцу терпеливо ждет.
И он приходит
маленький уродец
Уставший от возни кухонных склок
Надежды нет и смотрится в
колодец
Земного неба маленький клочок...
|
Это была зима 1964-1965 гг. Я застал Володю Мотрича на самой вершине его
горькой, необычной и в то же время по русски обычной судьбы. Теперь оглядываясь
назад в процитированных строчках вижу я этот режущий мой сегодняшний слух
мещанский "шифонер", фирменную бритву я еще могу перенести. Перебирая в памяти
его стихи, с удовольствием натыкаюсь на его милую почти детскую песенку о
деревянном человечке который
... Жил он в комнате чердачной
Сто ступенек винтовых
И на каждой неудачу
Человечек находил
|
У человечка была возлюбленная - кукла, которая -
Из стекла цветные бусы
В битых стеклышках душа
Кукла к розовому пупсу
На
свиданье тайно шла
И от куклы бессердечной
Убегал к себе наверх
Деревянный
человечек
Деревянный человек...
|
Сам Мотрич жил не в чердачной комнате но в подвальной. Чтобы попасть к нему в
комнату - нужно было войти с терассы одноэтажного старого дома, в самом центре
города, в комнату где жили его мать-уборщица и бабка - продающая семечки порой
на самом углу той же Сумской зайти за знаменитый шифонер, и открыть узкую дверь.
Проследовав по тонкому длинному коридору посетитель попадал в комнату Мотрича.
На высоте человеческого роста окно, в углу рукомойник кровать железная у стены,
пачки стихов и вариантов на столе и пишущая машинка фирмы Москва.
Был он я думаю полугений. Из тех кто появляется в переходные периоды литературы
как это было в начале 60-х годов после почти полного ее отсутствия. У него были
строчки:
... партизаны Италии, саркофаги из лавы...
Эту жизнь принимая сплошным безумием
Возвожу обелиски поэтам безглавым
|
Не знал он того что
сам оказался безглавым поэтом. Ни одно его стихотворение никогда не было
опубликовано. Вознесенный на гребне всероссийского интереса тогдашнего к поэзии
в легенду, его знал весь город - он по старой русской традиции пил и гулял. Поителей и угощателей было много и самых разнообразных.
Был задушевный друг - книгоноша, бывший железнодорожник, любитель стихов Игорь
Иосифович. Были официальные поэты, Аркадий Филатов и Саша Черевченко, актер и
певец Леша Пугачов. Интерес к поэзии в огромной стране вдруг снизился в самом
конце шестидесятых годов и в начале семидесятых. Для Мотрича начался спуск вниз
в ту самую стихию жизни откуда он и пришел в поэзию. А пришел он в нее из
механического цеха завода "Серп и молот" где он калил и обжигал детали. После
ряда лет поэтической вольной жизни на улицах в садах и парках Харькова среди
восхищенных интеллектуалов было ему очевидно невозможно вернуться опять в ту
рабочую жизнь. Посему и стал он вести полубродячую загульно алкогольную жизнь.
Был он известен милиции, которая после бесконечных арестов пьяного Мотрича в
конце-концов отказалась его брать. Милиционеры просто старались его не замечать.
В пьяном виде случались с ним всякие несчастья - ломал он ноги - некоторое время
ходил на костылях и тоже пьяный. Порой поили его за остатки его былого
поэтического величия, какие-то знавшие его люди, потом он и вовсе пил со
странными темными личностями в углах и подворотнях. Первое время он еще старался
писать стихи, мало напоминающие лучшие его вещи, время от времени упоминал что
он пишет большую вещь, затем перестал даже вспоминать о стихах. Покинув Харьков
для Москвы в 1967 году я позже видел его только наездами, порой мне казалось
что ему неприятно меня видеть, так как я напоминаю ему прошлую славную его
жизнь. Мне даже казалось что он от меня прятался порой, когда я приезжал в
Харьков. Не знаю я что с ним теперь, сгинул ли он совсем или еще живет, бродит
по улицам Харькова совсем забывший свои стихи. Должно ему быть сейчас что-то
около 45 лет.
Мотрич был тогда признанным номер 1 поэтом в Харькове. Кроме него было множество
других. Всего наша литературно-артистическая среда насчитывала я думаю
несколько сотен людей. Общались мы постоянно почти всякий день и в основном
встречались в автомате, телефоны были далеко не у всех.
/продолжение когда-то последует/.
Я так бы и ждал этого когда-то, если бы, на мое счастье, два года спустя, Эдичка
не попал бы в Париже в больничку и, от не хуя делать, не написал бы на
больничных рецептах еще чего вспомнилось.
Paris, April 6, 1981
Лежу /в отдельной палате! - вставлено, ККК/ в "клинике парка Монсо" - с
разрезанной в пяти или шести местах ногой /печальные последствия столкновения
брошенного пару лет назад в меня железного стула и этой самой ноги. Драка была./
Зачем-то еще вырезали дыру у самого лобка. Для чего заставили его полуобрить.
Хуй и все принадлежности в результате смешно похожи на остриженного "под льва"
пуделя. Делать не хуй. Лежу и пишу стихи типа: И лежу я как солдатик
/Забинтованный в халатик / Пятна крови на белье / Эдька, Ранен шевалье /
Ремонтируют нам ногу / Две сестрицы Слава Богу / и доктор Лянье /
.... Лянье -
по франц. - барашек. Доктор Барашек. А послала меня к доктору Барашку докторица Лонг-Вормюс - что значит Длинный Червь.
Позвонил другу Димитрию /Савицкому/ - а тот мне твое письмо, Костик, прочел где
ты обижаешься /как всегда/ на недостаток материалов. Замелькали давно забытые
имена... Мотрич... Чичибабин. И вот я подумал что напишу тебе сейчас что-нибудь
о них что вспомню. Вот куски из Мотрича: - они все разрозненные, я не помню
откуда.
/Следуют те же 5 цитат, что в первой части мемуара/, плюс:
Не пейте синее вино
Вам все равно каким упиться...
И:
Заколдует дороги...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Будем осень стаканами пить...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Азиатка с потерянным именем
Разверни над землею
Туманный свой шлейф
Околдуй...
|
Как видишь Кинстянтин, я очень хуево
помню, но я выйдя из больницы пошлю тебе адрес Анны Моисеевны Рубинштейн,
которая вдруг объявилась и стала мне писать письма, на которые я не отвечаю, ты
ей напиши /умно/ и она тебе сможет написать и о нем, и выслать стихи.
/Ане Рубинштейн я, естественно, не написал, я О НЕЙ написал - в поэме "Харьков"
- а заводить переписку со вдовами живых поэтов мне как-то не в кайф... - ККК/
Мотрич женился, у него молодая и красивая жена
/искусствовед/, пить он бросил, живет среди картин и книг в новой квартире на
окраине. Меня это известие /о том что он жив и не пьет/ очень и искренне
разочаровало. Образ "проклятого" поэта растаял. Я предпочитаю вспоминать его на
костылях /ноги сломал в предыдущей пьянке/ - пьяного, сквернословящего, с
недельной щетиной после запоя, каким я его видел в последний раз в Харькове.
Анна пишет что он "просветленный". Просветленных в России 250 миллионов.
Просветленных мне, Лимонову, не нужно. Я бы не хотел Мотрича сегодняшнего
увидеть, и что бы он сейчас не написал - я уверен это неинтересно и скушно.
/Очень ценное и искреннее признание! Почти слово в слово, но помягче - говорит
Кулаков о трезвом Глебе Горбовском. То же говорят и о вдарившихся в
христианство, "просветленных" - Красовицком, Куприянове, Галецком. Поэт ДОЛЖЕН
БЫТЬ несчастен - дожившего до возраста Толстого Пушкина - вряд бы так любили,
ДАЖЕ ТЕ, кто проклинает Дантеса - должны бы благодарить его, как и турецкую пулю
для Байрона! Пишет Дед /Д.Я.Дар/ о своей встрече с Робертом Фростом - см. том 4Б
- мрачновастенько... А Эдичку, за его признание - опять будут бить... - ККК/
Помню песенку о "деревянном человечке", которую исполнял "ПОЛОЖИВ НА МУЗЫКУ!"
Леша Пугачов - актер Харьковской филармонии, друг Чичибабина и Юлика Даниэля.
Опять же помню куски из нее, а не всю, и за порядок кусков не ручаюсь. Всем нам
харьковской богеме песенка эта очень нравилась, была что-то вроде гимна.
Меня Мотрич называл "Эд".
Родился он где-то между 1932 и 1934 гг.
О стихах его я невысокого мнения, меня привлекал как раз "ПОЭТ" в нем. Первый
НАСТОЯЩИЙ живой Поэт. Как Александр Блок. В этом смысле он был настоящим.
Познакомились мы в конце 1964 г. Я тебе Костик писал уже в тех 3-х или 4-х
страницах, каковые года два назад тебе и отослал.
"Дома" Мотрич бывал редко. Человек он был уличный. Его всегда можно было
встретить на Сумской улице, которая в Харькове как у вас в Питере - Невский, Пил
он обычно "тройной" экспрессо /в "автомате"/ а дома часто варил себе кофе
заваренный на /!/ чефире! Его угощали. Автомат-закусочная, он же "автомат" и
"пулемет" - место сборищ харьковской богемы в те годы, которые я помню /1964 -
начало 1967 г./ ВСЕХ там можно было встретить. Там назначались свидания, и
встречались без свиданий. Рядом находился Театральный институт, за углом в сотне
метров - Харьковское КГБ, через дорогу Парк Культуры и Отдыха имени Тараса
Шевченко. Туда в парк шли из автомата летом - сидели на множестве скамеек, пиздели. У меня /сшил сам/ были брюки из кусков, на которых все расписывались.
Брюки выбросил - воняли, стирать было нельзя.
Бабка Мотрича сидела на углу улицы Рымарской /если не ошибаюсь/ - продавала
семечки. Она /и довольно молодая его мать/ звали его "Вовка". Вовка часто в
пьяном виде обзывал бабку блядью и требовал денег.
Игорь Иосифович - лет 50-ти, худой сумасшедший, бывший железнодорожный
контролер. Имел какие-то деньги перепродавая редкие книги - поил Мотрича. Всегда
появлялись вместе, часто обнявшись.
ЧИЧИБАБИН по моему мнению был и есть нормальный рядовой советский поэт из
провинции. Единственная его заслуга в том что он вел литературную студию при
доме культуры Советской милиции /кажется/ куда ходили Юра Милославский и другие
ребята. /У Юры Милославского, понятно, о нем куда более сентимент.
воспоминания/.. Еще он сидел в лагере. Но кто не сидел? Стихи его мне и тогда не
нравились и сейчас. Был он и остался харьковским Наумом Коржавиным. Единственно
я думаю почему за него схватился Карл Проффер
/Издатель "Ардиса" Карл Проффер
хватался за что ни попадя - от диссидентов до педерастов, что посоветуют - своего
мнения он не имел. - ККК/ скажем, это то что он был другом Юлика Даниэля и он же
автор текста "Красные помидоры" - омузицировал помидоры тот же Леша Пугачёв -
клевый вечный парень с гитарой - и "помидоры" же любил Даниэль,
На кой тебе Чичибабин? Брось ты его, Костик. Он был похож на верблюда,
И еще: Мотрич был около 6 футов, и худой; хорват, со всегда впалыми темными
щеками. Обезьянки казалось ему только и нехватало. Когда напивался - гнусавил и
становился наглым. Трезвый был изысканно вежлив и чист, как принарядившийся
рабочий. Да он и был рабочий по всем данным: по рождению, воспитанию.
На улице очков не носил: но писал и читал в очках: смешных, провинциально
учительских, круглых в роговой оправе. Стеснялся конечно.
На Сумской /он жил рядом - на параллельной Рымарской/ - его ВСЕ знали как Поэта.
И в автомате - варившая нам кофе тетя Женя знала его как поэта, и ВЕСЬ МИР
вокруг автомата и нескольких книжных магазинов ... знал Мотрича, он был как
скажем Харьковский Бродский, если не более, потому что он был ОДИН, он был как
бы сразу Отец-поэт, не поэт - мальчик.
Мотрич был в 1964-1966 гг. влюблен в сестру
Миши Басова - Наташу. /И она в него была - влюблена/. Миша Басов был
художник-сюрреалист и просветитель Мотрича.

Высокомерный молодой человек с
профилем Александра Блока и такой несоветский, до непонятности несоветский.
Молодой человек этот скорее мог быть приятелем Андрея Белого или идеалиста
Александра Ульянова, или кого . . . ? Наташа была умирающим лебедем в семье - у
нее было что-то с кровью, чуть ли не гемофилия, все они /отец и мать и сам Басов
и друг его - Юра Кучуков - который женился на Наташе позднее, а сейчас живет в
New Yorke с другой женщиной/ вокруг Наташи прыгали, дрожали, рисовали ее
портреты и писали стихи. Она выросла, переросла болезнь, стала ученицей
Ростроповича в Москве, бросила художника своего Юру Кучукова и вышла замуж за
какого-то жлоба. В 1969 кажется году она и Кучуков приходили к Володе Алейникову
в Москве и у Володи конечно потом долго висели огромные кучуковские полотна.

Миша же Басов /очень неплохой художник по мнению Баха и моему тоже/ исчез из
Харькова еще в 1967 кажется году и жил где-то на Севере. Одновременно исчезла
жена Мотрича Галя и его дочь Ванда. Миша был скрытный подпольный человек, по
всему выходит что он и сейчас где-то живет в России с женою Мотрича и его
дочерью.
Цикл рассказов очень сюрреалистических /около
30-ти/, которые я писал в конце 1966 и начале 1967 гг. /на один из них на
"Мясника Окладникова" Юра Милославский написал даже пародию/ был сделан под
влиянием Миши Басова, и его и кучуковской сюрреалистической живописи.
Так вот мы жили.
Теперь это кажется далекой грустной сказкой.
... Как ты знаешь я его /Мотрича/ часто
поминаю в своих стихах /посмотри книгу "Русское"/ и есть еще неопубликованные
стихи где он у меня появляется. Действовал я по методу /Ленина, что ли, не помню
точно/ - "выбери себе героя, догони, обгони его" - так я и воспринимал Мотрича.
Я Мотрича очень люблю до сих пор, тепло к нему отношусь - но "просветленный"
Мотрич - звучит ужасно, мое сознание противится - герой не умирает на постели,
герой умирает пьяный в парке, или как у Иосифа в парадном. И если он не умер в
парадном, не замерз в парке Шевченко, не провалился в речку Лопань сквозь лед,
то я это обстоятельство игнорирую.
/Продолжение /
Кинстянтин, вот я уже дома, и подпрыгивая на
одной ноге хочу послать тебе одно из моих стихотворений о Мотриче. Оно написано
в 1973 г. в связи с моей публикацией в венском "Die Pestsaule" /Ди Пестзойле -
Чумная колонна - под редакцией Фидермана, о чем см. в романе "Хотэль цум Тюркен",
неопубл. - ККК/ /ты знаешь/ Среди тех стихов, или в тех стихах упоминался Мотрич.
Вот я тогда сел и еще раз о нем написал. Он позднее нижеследующее стихотворение
видел, и естественно был недоволен, да и кто был бы доволен. Посуди сам:
Вот порадовался б Мотрич -
Поморгал
Его имя не испортил
Наш австрийский наш журнал
Передал предельно точно -
Мотрич-друг
Вот являлся ты рабочим
После выскользнул из рук
Многоликого завода
И была тебе свобода.
В форме лучшей - ты поэт.
А потом поэта нет
Русский снег и русский алкоголь
Свергнули тебя - изволь
И забыл ты про стихи
Среди собственных стихий...
Я тебя застал в поре
Когда праздник на дворе
Я высоким увидал
Ты творения читал
Гордый шопот. Гордый вскрик
Уж наверно ты старик
Но австрийский наш журнал
Точно имя передал
И в истории страны
Мы с тобой вдвоем видны
Ты учитель вечный мой
Я возьму тебя с собой
И насколько я могу
Имени я помогу
Из австрийского в английский
Из английского в бразильский
Имя Мотрич попадет
Символ тот что невезет
Безизвесному поэту
Сгинувшему в гуще дней
Харьковские вспоминая лета
Пишет выживший злодей
У меня другая хватка
Мотрич - друг
О тебе я плачу сладко
Плачу вслух...
|
. . . . . . . . .
А знаешь ли ты друг Константин, что имя Эдуард
получил я от своего военно-полевого энкэвэдэшного папы в честь революционного
романтика поэта Эдуарда Багрицкого /он же Дзюбин/ "по рыбам по звездам проносит
шаланду..." "Чтоб звезды обрызгали груду наживы: коньяк, чулки и презервативы...
"
Сидел мой папан в кабинете и читал Багрицкого, наслаждался а тут ему позвонили и
говорят сын родился, проблема как назвать. Естественно взглянув на обложку
книги, папан меня и назвал... Много лет спустя жалел, "кто мог знать..." говорил
он мне виновато... Как многие офицеры он верил в сверхъестественное и в то что
явления и предметы мира взаимосвязаны. Поэтом я стал /к моему и их несчастью/
только потому, считал мой папа Вениамин, что он дал мне имя поэта...
Вот я вечером гуляю взаперти
На стене моей гуляю взором
Что я делаю прости меня прости
Что я делаю с собою за забором
Я измучился и я не виноват
Видишь бледное лицо мое все набок
Я геройский человек, я есть солдат
/до сих пор еще/ и матерь победил и бабок
И отца, соседку Лиду поборол
Ее мужа дядю Колю поборол
И Макакенко соседа поборол
Победил соседа Гену и ушел
Я и Мотрича поэта победил
Стал он пьяница а я писал, следил
Алкоголик он по улице бежит
А я пишет вспоминет и молчит
Но зачем я победил - скажите мне?
- кто-нибудь. Зачем участвую в войне?
Победить поэта Мотрича не шутка
Этот Мотрич - Мотрич-незабудка
И других еще я буду побеждать
Уходить а их далеко оставлять
И привиделось сегодня ночью мне
Что один останусь в полной тишине
И тогда соседку Лиду позову
И Макакенко соседа позову
И свою мамашу нервно позову
И отец мой - где ты робкий мой - ау!
/1969/
Город сгнил, сгнили люди
Что на месте Харькова будет?
Были юноши и был пыл
Кто на месте нас себя расположил?
Какие Мотричи по садам стихи читают
Какие Басовы сюрреалистов открывают
В кафе пьет кофе ли Лимонов новый
Иль Харьков же рабочий и здоровый?
А новый Бах проходит ли теперь? Он армянин?
Наверно Поль остался там один
Еще красивый постаревший Гена
Если не умерли - сидят подняв колена
Садовые скамейки окружают памятник Шевченко
Людей на дне. Снята с вас Харьков пенка
/1973?/
/Из сборника "РУССКОЕ",
Ардис, Анн Арбор, 1979/
|
|