О. ОХАПКИН

   
     

 

 

 

 

Эрль в очках для автосварки, рука Сюзанны Масси,  Охапкин и плечо Сосноры на свадьбе Кузьминского.     

Фото Грана. 1970.     

   Олег Охапкин в 25 лет.

        Наб. Фонтанки.

        Фото, вероятно, Гран-Бориса.

 

 

 

 

   
     
  ОЛЕГ ОХАПКИН


/с магнитофонной записи 15 мая 74 г.

Машинописные и рукописные тексты -

пусть спрашивает с: Сюзанны, Миши,

Усатого, Довлатова, Шарымовой,

Нарымовой и проч. - у меня НЕТ./
 

 

13. КЛАДБИЩЕ В ЛЕСУ
 

Герману Сабурову

 

1.
 

Как тянет в кладбищенский лес,

Где сосен мерцающий блеск

И тишь от вершин до небес,

И горнего облачка брезг...

Как тянет в кладбищенский лес,

Где горек валежника треск,

Где тени стволов и кресты

В забвенье наводят мосты.
 

2.
 

Там солнце бессмертно молчит,

Во мху утопают лучи,

Кукушка из чащи звучит,

В овраге мелеют ключи,

Вдали электричка стучит,

Динамик орет с каланчи...

Там вечная шепчет хвоя,

Там где-то могила твоя.
 

3.
 

Там каждый разлапистый куст

И каждый щебечущий лист -

Пророк, богослов, златоуст,

Апостол и евангелист.

Ужасен песчаника хруст

И почвы состав каменист,

Но трудится творческий плющ,

И камень становится сущ.
 

4.
 

Но это еще не конец.

Вглядись в эту морщь на коре!

Под ней накопленье колец.

То память о лучшей поре.

Так помнит скворешню скворец

В заморском своем декабре,

И есть эта грусть о земле

В скитаниях на корабле.
 

5.

 

Пускай же нам грезится путь

Туда, где дороги не лгут,

Откуда себя не вернуть,

Куда нас деревья зовут.

Ведь, если немного рискнуть,

Кладбищенский лес - это суд,

Где каждый из нас предстоит

Пред тем, что Природа таит.
 

6.
 

Чего же бояться, чудак!

Животного страха тщета

Сдается с досье на чердак,

Душа мертвецам не чета.

Приятен ей траурный мак

И нищая правда креста,

Затем что кладбищенский бор

Шагает за дом и забор.
 

7.
 

Пойдем же туда посидим!

Веди меня, Время, веди!

Там приторен тлеющий дым

Венков прошлогодней беды,

И манит войти молодым

В прозрачные сосен ряды,

Где можно расслышать в тиши

Кукушку бездомной души.
 

1968

 

 

22. НАМЕДНИ Я ВЫПИЛ ...
 

Намедни я выпил с друзьями.

Друзья мне читали стихи.

С поэтами и скобарями -

Нельзя не пороть чепухи.
 

- Так вымолвил некто, с ухмылкой,

И плюхнул на скатерть портвейн,

И стал совнарпитовскои вилкой

Стучать под мотив "Лорелей".
 

А кто-то, печальный как Будда,

Смотрел в это время в бокал,

И некто прозаик-иуда

Огурчик в солонку мокал.
 

Он был подозрительно мрачен

И тучен, и весь в бороде.

Другой же, как дуб раскарячен,

Искал наслажденье в еде.
 

Но к счастью, в табачном угаре

Присутствовал истый поэт.

Он был, точно бубен, в ударе,

Читая навязчивый бред.
 

Его упоенная Муза
Лежала меж нас на столе,
И клали мы корки арбуза
Ей в платье, в подол, на челе.


 

23. ПРОМОТАВ ЛЮБОВЬ...
 

Промотав любовь,

Привыкай к разбою,

Холостая боль

Не горька изгою.

Промотаешь плоть -

Не щади и душу.

Пощадит Господь -

И тогда разрушу.

Не щади мошны,

Пощади мошонку!

Траты не страшны,

Подыщи девчонку.

Пощади лишь грусть

О любви, что прахом,

Остальное - труп,

Распростись со трахом.

А наступит срок -

Обойдись надеждой,

Выйди за порог,

Что и был невеждой.

Распростись навек

С чистотой без грязи,

Не оставь утех

Непутевых связей.

Остальное - тлен

И погоста область.

Так животный плен

Обратится в доблесть.

Коли мощен дух -

Искушенье слава,

И да будет сух

Тот, кто плачет здраво!

 

 

24. НАВАЖДЕНИЕ
 

Колкий снег и тьма с полночи.

Русский Север: лед и мрак,

Черный ветер, красный флаг...

Блок, закройте Ваши очи!
 

Эта музыка в ночи -

Полстолетия Россия

В лапах бешеного Вия.

Гоголь, зубками стучи!
 

Чорт! Неужто царство троллей?

Заблудились, милый Пэр!

Это ночь в СССР,

Это бесы плачут в поле.
 

Сколько их! ... Куда летят?...

Нынче шабаш над Москвою.

Пушкин, дайте нам покою!

Не бесите чертенят!
 

Боже! Слушайте, Булгаков,

Хватит с нас дьяволиад!

Круг полярный, Дантов Ад...

Мрак повсюду одинаков.
 

Достоевский, пощади!

Вы как будто сговорились!

Ваши птички оперились -

Чорт маячит впереди...
 

Я хотел его в строфу -

Задымилась тут бумага,

А в башке такая брага,

Что заканчиваю... тьфу!...
 

1968

 

 

40. ОТ ЯМЩИКА...
 

От ямщика до первого поэта

В России все поют на грустный лад.

Так Пушкин говорил. Россия, Лета...

Шептал другой, мрачнейший во сто крат.
 

Россия, Русь! О не печалься, мати,

И не рыдай мене! - скорбит душа.

Что из того, что я умру в кровати

На чистой простыне и не спеша!
 

Я жил средь вас, родные Палестины,

Витийствовал, любил и бедовал,

Но наш собор - Валдай и равнины

Бил в колокол и сердце надрывал.
 

Пел колокольчик тихий и унылый,

В ночи свершались темные дела,

И день за днем тянулся век постылый,

Мела зима, всегда белым-бела.
 

В кромешной тьме носился черный ворон,

Беснуясь, чернь чернила белый снег...

Уклад земли до основанья взорван.

Над бездною поставлен человек.
 

Оборван эпос наш на полуслове.

Монголов иго даром не прошло.

Довлееет грусть о съеденной корове,

И все идет чредой, куда б ни шло.
 

1969

 

 

52. ПЕСНЯ РУЛЕВОГО
 

                            Сергею Довлатову
 

Возвратите мне душу, Летучий Голландец!

Сер Ван Страатен, тошно молчать у руля!

Этот чортов норд-ост и морей этих танец

В этой стуже всегда где-то возле нуля„..

 

Как обрыдла мне качка и мчанье по зыби!

Попытать бы на счастье Сторстрёмен, Мальшторм!

На штурвале тринадцатый год, как на дыбе,

Я изверился в штилях, не верю и в шторм.
 

Но тошнее всего эти гиблые клейма...

Эта слава... Она тяжелей, чем позор:

Знак легенды - огни - электричество Эльма,

И на реях печальный и призрачный хор...
 

С каждым годом угрюмей ночная работа,

Безнадежней мечта о Европе родной.

Возвращенье к причалу - постыдная рвота.

В кабаке нам не снесть и минуты одной.
 

Мы, команда бессмертных и проклятых духов, -

Привиденья, не люди, увы, капитан!...

Наша доблесть в миру наваждений и слухов -

Магнетизм реквизита: зюйдвестка, секстан...
 

Парусами ославлены в век пароходства,

Странной белой вороной на рейдах глядим.

В наше время и снам не прощают несходства

С лжекораном наукообразных гардин.
 

Нас видали в зашторенный иллюминатор

С пассажирского лайнера и крейсеров,

Нас ловили радары, но тщетный оратор,

Призрак в мире для них, очевидно, не нов.
 

Но когда, дуракам предвещая погибель,

Мы неслись против бури и шли в овершаг,

Океан побеждал, крейсер остовом дыбил

И тонул, увлекая на дно бедолаг.
 

Как мне горько стоять у руля Невидимки

И молчать о виденьях былых катастроф!

Как печально вставать перед явью из дымки

Легендарных, не мною написанных строф!
 

Как мне больно безмолвье Истории слышать

И в безвременье время свое коротать,

Чтоб у смерти тоску о бессмертии выжать

И по капле еще не погибшим отдать,
 

Подвизаться живому среди привидений

Бесноватой ватаги маньяков морей,

Очевидцу пиратских, сектантских радений

Вкруг повешенных прежде на ноках брам-рей!
 

Мне, как видно, не долго уже остается

Сквозь повязку дорогу беды различать,

Но корабль наш и впредь, Капитан мой, споется

С океаном. За это лишь стоит молчать.
 

1969

 

 

55. МЫ ДОЛЖНЫ ТЕПЕРЬ... /Нашлась-таки, "Комсомолочка",
в записи - ККК/
 

Мы должны теперь с тобою лечь в кровать
И друг друга обнимать, целовать,
Да, должны. И так и сделаем, дружок,
Ненаглядная, цветочек, пирожок!
До чего же твоя розочка вкусна,
А моя-то рожа - что калач.
Так и так, взгляни на численник: весна.
Мне сношенья прописал знакомый врач.
Аи не люди не советские и мы,
Что не знаем, как труды сии начать?
До чего же разобщенные умы,
В наше время - чай, не в руку же кончать!
Повернись ко мне задочком, аи люли!
Ты права: не все мужчины - кобели.
Но и лапушка иная - что тюлень!
Шевелись же, комсомолка, что за лень?!
Я тебя на службу завтра провожу,
Каплуном тебе вослед погляжу,
А на вечер, если вспомню телефон -
Предложу опять интимный марафон.
А сейчас-то, что кобениться, ложись!
Поудобней да пожилистей держись,
Я тебя уже в фантазии раздел,
Что дрожишь? А ну, бери меня в удел!
Дарвин это разрешает, я читал.
Ну не я, так бы другой воспитал!
Не горюй, а то поставлю на вид!
Провалился! Помогай! Кость болит...
 

 

      Мой самый любимый текст у Охапкина. Как любимы и ему предшествующие - 6, как и еще 11 /вошедшие в подборку его/ - из всех 58, зачитанных мне на маг. Остальные полста - войдут в полное собрание его сочинений, как и присланные Шемякину, и Мишей переданные мне - где-то 80 страниц еще его рукописных. Антология -не резиновая, Охапкин же продолговат зело, отчего один его текст я сократил и включил в коллаж "Осьмнадцатый век". Там, в оригинале, он был, примерно, этак вдесятеро длиннее. Я-то привык к Охапкину уже, но не знаю, как на это посмотрит читатель.


      Но поэт Охапкин, поэт - куда от этого денешься?
 

      А из поэта Геры Сабурова, эрмитажника, которому посвящен первый текст, помню лишь 4 строчки:

Мы будем шлепать по болотам

Под наставленья старшины

О том, как надо рыть окопы

На случай атомной войны.

     Читаны были на чаях у Фаиночки Павловны в Эрмитаже, в конце 1963 года. А еще я читал напечатанного Сабурова, что-то про природу. И все. А выпивали мы с ним в рыгаловке на Мойке, что в доме, где "Баррикада", напротив кофейни, где Пушкин едал пирожки. Пили тайно маленькую, закусывая хуевыми котлетами из хлеба. Стихов не читали, но Гера меня любил. Я его тоже. И еще был Леня Бирман. 1963... 

 

 

Охапкин в комнате Юлии.               

Фото Папы /Окулова/, ок. 1974                                              

 
 

 

 

  БРОНЗОВЫЙ ВЕК

                С.С.
На Галерной чернела арка.

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

                                        А. А.

Красовицкий, Ерёмин, Уфлянд,

Глеб Горбовский, Соснора, Кушнер...

Макинтошами, помню, устлан

Путь Господень в живые души.
 

Рейн да Найман, Иосиф Бродский,

Дмитрий Бобышев да Охапкин

Наломали пред Ним березки,

Постилали цветов охапки.
 

Ожиганов, Кривулин... Впрочем,

Дальше столько пришло народу.

Что едва ли строфу упрочим,

Если всех перечислим сряду.
 

Куприянов Борис да Виктор

Ширали... Стратановский, кто же

Не вспомянет о них! Без них-то

Было б грустно. Скажи, Сережа...
 

Чейгин, Эрль... может. Лён иль кто-то

Из других: Величанский, либо

Кто еще, но открыл ворота

Всей процессии. Всем спасибо.
 

И когда Он вошел в сердца нам.

Мы толпою пред Ним стояли.

Но дружиною стали, кланом.

Чуть бичи Его засвистали.
 

Он исторгнул из Храма лишних.

Торговавших талантом, чтобы

Воцарился в сердцах Всевышний,

А в торгующих — дух утробы.
 

И пошли по домам поэты.

Те, кто Бога встречали — с миром,

А купцы разбрелись по свету

Золотому служить кумиру.
 

Разбрелися по всем дорогам.

Приступили ко всем порогам,

И на бронзовосерых лицах

Тихо бронзовый век горел.
 

На Галерной пылала арка.

Доносились битлы из парка,

И на жарких старинных шпицах

Летний зной день за днем старел.

 

А по набережной блокадной

Той походкой слегка прохладной

Горемык, стариков, калек

Двадцать первый маячил век.
 

Век железный. Теперь уж точно.

Но в него мы войдем заочно.

Нас раздавит железом он —

Век машина, Число-закон.
 

Но поэзии нашей бронза

Над машиною встанет грозно,

Серафически распластав

Огнецветный души состав.
 

И над веком Числа незримо

Шестикрылого серафима

Отразит глубина сердец.

Так велел ей времен Творец.
 

И вспомянет нас новый Ньютон,

Ломоносов, Державин в лютой

И железной своей тоске.

Мы не строили на песке.
 

Мы стояли на тех гранитах.

Где священная речь убитых

Ваших пращуров, наших лир

Освятила грядущий мир.
 

Но в жестокие наши годы

Мы слагали вот эти оды.

Возводили алтарный свод.

Где Глагол к нам сходил с высот.
 

Это в бронзовом нашем веке

Совершилось. Пришелец некий

Босоногий меж нас ходил.

К вам доходит лишь дым кадил.
 

И за это видение Слова

Нам досталась такая слава,

О которой судить не нам.

Жизнь дается по именам.
 

Им еще прославляться рано.

Но, что делать, когда так странно

Открывается книга тех,

Кто из мертвых восставил стих.
 

Эта бронза еще в расплаве.

Но ваятель отливку вправе

Совершить на хозяйский глаз.

Помяните, поймите нас!

 

Мы пройдем, как пред нами те, кто

Назначал нам пути и вектор.

Но пройдете и вы, кто там

Настигает нас по пятам.
 

Это все, что хотел сказать я.

Впрочем, все стихотворцы — братья,

И в железное время то

Не осудит меня никто.
 

Я восславил не столько неких

Современников, сколько речь их,

На которой легла печать.

Приучившая нас молчать.
 

Бронзовеющий стих надыбав,

Я гляжу, как друзья на дыбах

Постаментов молчат и ждут

Послабленья. Напрасный труд.
 

Быстротечен их век и тесен

Круг назначенных Богом песен.

Все, чему суждено греметь,

Им придется в молчаньи петь.
 

Лишь тогда отдохнут от бронзы.

Как начнется эпоха прозы.

Эх, поэзия! Грезы, розы...

Русской лиры прямая медь.
 

                                        1975.
 

 

 

 

ПРОРОК


В пустыне вашей нищеты

Среди камней, как смерть бесплодных,

Я тридцать лет был ввержен в стыд

Свирепых лав и ловль голодных.
 

На мне истлел цветной хитон,

Испепелен огнем и потом,

Утробу искорежил стон,

И рот сведен алчбою лютой.

 

Я уподобился волкам,

В разломах скал вседневно рыща.

Пугая бездну, как вулкан,

Рычаньем над кровавой пищей.
 

Опустошая сердца дух,

Я выл жестокими ночами.

Как дикий зверь рыдая вслух.

Но камни черствые молчали.
 

Тогда я стал их раскалять
Огнем речей моих палящих,
Пока не треснула их гладь
В кровище недр, как барс храпящих.
 

Я корчевал за кряжем кряж.

Тряся, грозя, дробя и руша,

Нагромождая пепла дрожь,

Сжигая собственную душу.
 

Но, и оплавленные, все ж

Они остались только грудой,

Куда вонзай хоть самый нож —

Лишь обдерешься о породу.
 

И Ангел, видя с высоты

Мои напрасные старанья,

Изверг меня моей тщеты

И зренье мглы потусторонней
 

Мне даровал и два крыла.

Подъявшие меня над долом

Туда, где жизнь моя была

Уже провидческим глаголом.
 

И узрил я: из-под камней
Забил живительный источник,
И ветки тонкие ко мне
Простер миндаль цветущий, сочный,
 

И, чистой влагой напоен,

Принес плоды свои пустыне.

Где я лежал испепелен

Глагола Вечного устами
 

Там голос Господа летал

Подобно молнии гремящей:

Смотри! Я тварь Мою питал

Твоею кровью настоящей.
 

                                      1975

 
 
 
    Всю неделю под окнами лужу трясет,

И листы опадают, и дождик идет,

В сердце смотрит рябина.

Дребезжащей фольгою березы звенят,

Осенние грозы прощально гремят,

И глотает свинцовая глина

Вспышки ультрамарина.
 

Всю неделю не знаю: живу или нет.

Лишь во сне уходящий мелькнет
                                                           силуэт
Тихой женщины в белом...
То ли почта потеряна где-то в пути,
То ли точно, что времени должно
                                                             уйти,
Только роща берез между делом

Поредела.

 

 

        СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЕК


Сегодня солнечный денек,

А завтра что-нибудь да будет.

И вот любовь на огонек

Придет и счастье раздобудет.
 

Какая гостья к нам в сердца!

Какое солнечное чудо!

Да будет сердца свет повсюду

И солнце не сойдет с лица!
 

Ау, красавица... Ау!
Какой денек меж нами блещет!
Оснежен счастьем наяву,
Он каждой льдинкою трепещет.
 

И в этой охлажденной мгле.

Просвеченной светилом счастья,

И нашей нежности участье —

Свет на сверкающей земле.

 

 

          ВЫСОКАЯ ЦЕЛЬ
 

Однажды я избрал звезду
И вышел в путь за ней.
И вот уж столько лет иду,
Что стало мне видней:
Моя сияющая цель
Настолько высока,
Что сколько б я ни шел досель,
Там впереди — века.
Но, только двигаясь на свет,
Пребудешь сердцем тверд.
Во тьме иной дороги нет,
И вера — тот же норд.

 
 

 

 

            ВИДЕНИЕ БЛОКА


Что видел светлый меченосец Блок, Печальный паладин
                      Прекрасной Дамы? —

На задниках казенной мелодрамы Истории серебряный лубок.
 

Рисованные дали презирать — Заведомая доблесть Дон-Кихота.

Иль рыцаря предсмертная икота

Нам позволяет латы презирать?


Что беззащитней латника в пути,

Когда стада железных динозавров Осинничек его зеленых лавров

Так потрясли, что листьев не найти!
 

Осенний вид безвыходных равнин Увидел этот странствующий витязь,

И в сумерках пришли к нему,

                                              привидясь,

Виденья ископаемые глин.
 

Прибытья кораблей он ожидал.

Но что предстало сумрачному

                                              взору? —
Он затемно в Цусиме увидал

Уже вооруженную «Аврору».

 

 

 

             ВСЮ НЕДЕЛЮ
 

Всю неделю,
                    спускаясь за почтою вниз, Возвращаюсь и вижу:
                            не сел на карниз

Голубок запропавший,

И страшен
Впереди отуманенный Балтикой день, И мечусь по квартире —
                                      продроглая тень,

Точно парус бумажный.

 

 

 

 
 
Пишет мне Охапкин:
 

Не обессудь, дорогой! Я болен. Измотан. Пишу через силу. Если плохо, избери нужное и делай выводы.

 
2.9.81 г.

С.П.
 

Дорогой Костя,
в июне я послал тебе письмо с некоторыми ответами и последним ко мне посланием Д.Я./Дара - ККК/, еще не с того, но ныне уж и неизвестно с какого света. Видимо, чека прибарахлилась. Расскажу байку, каковую мне сказывал Д.Я. в октябре 75 г. после вызова к некоему Федорову, о коем подробности у Левина. Дар так мне сказывал, что вызвали его 10-го 10-го 75 го ваккурат ко дню моего рождения на 31 год, значит, и стали на мой счет что-то там выяснять, мол, отчего это такая страшная судьба у Олега, не Вы ль, Д.Я. в том повинны? И Дар им ответствовал: "Охапкин боговдохновенный поэт. А это редко бывает. Вот потому у него и судьба такая страшная." Сей Федоров переспросил у Д.Я., - Как, как Вы сказали, - боговдохновенный?.. и, усмехнувшись, записал слово сие на бумажку. /ККК: Олег, да не от восхищения, а чтоб пришить еще и "религиозную пропаганду"!/ И продолжал далее: "И все же нам не ясно что случилось с Охапкиным, ведь он занимался у Вас в кружке..." - "Да, занимался, - отвечал Д.Я., - Я помню его с пятнадцати лет его возраста, со времени, когда он учился в ремесленном училище на маляра. Он уже тогда был человеком отличным от других /за что Д.Я. меня, кстати, и выгнал вскоре из кружка своего руками Емельянова - "за гениальность". О.О./. У него всегда был тяжелый характер.

Его никто не мог переделать. Он сам других переделывал и меня даже переделал, и потому я сижу перед Вами. /Д.Я. и в самом деле так считал, и подарил мне однажды свой портрет, на обороте коего написал:

 
Дорогому учителю

Олегу Охапкину,

С дружбой,

       любовью,

          верой

                Д. Дар,
28. 7. 67 г.

Ленинград.
Mapсово поле.

Это было в то лето, когда я, сам того не ожидая, победил Д.Я., т.е. завоевал его любовь как поэт. А до того он не верил в меня.   ККК: Об "учителях" -
см. высказывания Дара во 2-м томе. А Олег-то
это - всерьез.../


      Фотография мне дорога и не посылаю. Послал вот тебе письмо его последнее, да и, вишь, что вышло...
Кроме того он там еще много чего наговорил, как водится у нас, патетиков. Орал им, - "А что, у Ахматовой судьба легкая? А у Мандельштама не страшная? А у Цветаевой какая судьба? А у Гумилева, у Блока?... У какого поэта судьба не страшная?..." И так горячился, что тот Федоров стал выяснять, - "А что Вы и в самом деле считаете Охапкина таким большим поэтом, что ставите его в такой ряд? Скажите, кто, например, по-вашему значительней Ваш Охапкин или Бродский?..." - Дар на сей вопрос не нашелся ничего другого ответить, как только: "Бродский - еврей, А Охапкин - русский, православный. И самый дух его русский, национальный. Бродский поэт международного масштаба, а Охапкин поэт национальный, не мыслимый вне России. Он и есть современная Россия."


 

      И с тех пор, мил друг, Костя, я так и почитаюсь в недрах отечественных опек как некое национальное достояние, сейчас не нужное, может, отчасти вредное, но не настолько, чтоб и с поля вон... Вот и определил мне судьбу Д.Я. с Божьей помощью. И я ему искренне благодарен.
      Аще не с Россией, не хочу и жизни самой. Так умудрила меня суровая муж
ская жизнь русского поэта.

      Ты, положим, считаешь это юродством. А христианина жизнь и вся-то - юродство суть. А я как твой приятель Г.Бёлль надеюсь стать настоящим христианином.
      Вот 26-го августа у меня и жена ушла, утащив дочь в неизвестном направлении. Написала записку: "Ухожу навсегда не ищи меня в Минске. Ты свободен. О-ра-зводе /последнее слово перечеркнуто/. И это тоже моя судьба. И о всем, скорблю хоть, но и радуюсь, и благодарю Бога. Сейчас я болен. Медленно выздоравливаю. Три дня была высокая t°. Лечился мумиём. Болело сердце, болела печень, болели все отделы груди, т.е. всё грудное вместилище, короче, душа болела. Что-то, видимо, умирало. Но что-то рождалось. Так Богу надо. И я служу Ему.


 

 

Слева - факсимиле поэмы, перепосвященной Шемякину /первоначально - Кузьминскому/.

Объяснение - справа /письмо/

 
      Теперь отвечу на твои вопросы.
1. Достоверно не помню, но было это в 68 году, не позже 69-го. Тогда нам удалось возобновить активную деятельность "Голоса Юности" на базе обсуждений прозаиков и поэтов не одного только кружка, но и других, смежных, таких, как кружок Бакинского /ККК: псевдоним прозаика Вадима Нечаева/, кружок Королевой и т.п. Обсуждали прозу Б.Иванова, С.Довлатова, В.Марамзина, В.Губина, Б.Бахтина, Ф.Чирскова, В.Сосноры, А.Емельянова, А.Севастьянова, В.Алексеева, Ю.Шигашева, В.Холоденко, Д.Дара, А.Степанова, И.Сабило, стихи известных тебе: Д.Бобышева, В.Сосноры, Е. Феоктистова, В.Беспалько, А.Ожиганова, Н.Галкиной, мои, Г.Горбовского и даже А.Кушнера. Обстановка была всегда дружеская, доверительная и откровенная. С амбициями не считались. Обсуждали, кажется, и С.Гозиаса. Но ты это у него самого спроси. Обсуждали по-разному. Кто важничал как И.Ефимов, которого тоже, кажись, обсуждали, того брили как в парикмахерской - с одеколоном /не от вшей, конечно, а так для запаху/, кто попроще, тому и кровь пускали. Мне, например, Федюше Чирскову. А Леше Емельянову так и пузо вспороли. Я сам при этом был, и первый же начал. Вспороли оное и Дару, и опять же я начал сию операцию. Так что надо выяснить что более задело Дара, - то, что его самого за кишку тягали, либо любимца его Лешу Емельянова? /ККК: Емельянова, за себя бы Дар не стал. См. письмо Дара/. Либо Федора Чирскова препарация найкровавейшая из всех. Письма Дара не помню. Их столько было и по стольким поводам, что затрудняюсь сказать что-либо определенное, не прочитав самого письма. Прочтя, я вспомнил бы.
      Тогда на поприще устной критики особенно беспощадны и красноречивы были Б.Иванов, А/ндрей/ Арьев и я. Но мы, однако, никогда не обижали малых сих. А вот "голосята", т.е. Шигашев, Холоденко, сам Емельянов и мал того меньше, т.е. моложе и нас еще бывало такого ляпнут /лягнут?/. А приглашали-то мы людей по тем временам именитых в малых литературных кругах... И выходило по-всякому: иногда бывал настоящий праздник сложного диалога, пир мнений, радование общению свободы и дарований, а иногда являлось какое-то непонимание, обнажались чьи-то комплексы.
      Лешу громили от души за бесхудожественность. Дара - за искусственность. Чирскова не знаю за что, ибо я как раз на том обсуждении не был. Тогда что-то вышло с речью Бобышева, так, что его выставили за дверь. Дима, известно, злой и косноязычный. Как мне говорили, пробовал защищать Федора. Могу себе представить что наговорил Дементий. /Так мы звали его, также и Демьяном и Димидролом/. /ККК: Кто-то из поэтесс - Лариса Никольская? - напечатала в "Молодом Ленинграде": "Дима ласка, Дима дроля, / Образован и пригож. / Не усну без димидрола, / Если нынче не придешь!" - Бобышеву?/ Наговорил, небось, какой-нибудь трепетной зауми и это по поводу шизованной прозы Феодора, ибо он читал им нечто о переживаниях интеллигентного шиза. Ну, тут Леша Емельянов, поди, и сказанул что-либо из советского ассортимента о реализме, рабочих мозолях и т.п. Это я фантазирую, но, зная персонажей, не могу удалиться от истины столько уж, чтоб и все переврать. Однако, подробности могу узнать у Феодора.

      Короче, вышел скандал. Равно и на обсуждении самого Дара и Леши. Видимо, сказались какие-то обиды плебейские или еще что... Да мало ли что, но Дар, известно, патетик, и написал что-то в сердцах. Но лично я, Арьев, также и Б.Иванов ничего такого себе не позволяли, насколько я помню, ибо знали сии сердца и хорошо к ним относились. А вот сам кружок-то во главе с Лешей был в те поры задирист и неустойчив. Так что Дар, видимо, и обратился к сему кружку со словами обличений. Так бывало не единожды. А потому и затрудняюсь тебе дать ответ наверняка. Обсуждения те шли полосой с осени 68 года и до лета 69-го. /ККК: Характерно, что это и были годы расцвета соперничающих "школ", чтений и выступлений и помимо ЛИТО, см. Кривулина, Ширали, Куприянова/. С весны б9-го я перешел к Г.Семенову вместе с Ожигановым, и многого не знаю. Но подобные обсуждения бывали и прежде, бывали и позже. Помню, я стал бывать на них с 1965 года. Сначала тихие были беседы, юные. С 1966 года всё как-то оживилось. А  в 1967 году уже и со стороны стали приглашать разных людей - писателей, профессоров, критиков. Но я, кажется, ответил на твой вопрос.
 

2. Фотография над гробом Т.Г.Гнедич. У меня нет. Я читал стихи, которые ей нравились и посвященные ей. Листок из самоиздатской книги моей "Высокая цель" со стихами теми "В глухозимье" /1973/. Сей листок я положил при прощании на тело ее, и он остался при ней в гробу. Видимо, истлел уже. Пять лет прошло. Сам гляжу в ту же землю. Но всему сроки положил Господь наш.
      Тетка Таня меня все спрашивала с августа 73 года, как я с ней познакомился: "Вот Вы верующий. Я тоже верю в Бога. Но неужели Вы верите в загробную жизнь?  Скажите мне, - если я умру, то смогу оттуда Вам дать весть?" Я условился с ней, что она даст мне весть, ибо был уверен, что так и будет.
      К этому разговору она возвращалась всякий раз, когда бывала со мной наедине. Я убеждал ее в неложности нашего упования и веры. Я приводил ей многие тому свидетельства, и убеждал ее твердо веровать в силу спасительного крещения водного и в рождение чрез крещение огненное, чрез крещение страданием. А она ведь страдала как не за Хритса, если по наговору, если по ложному обвинению и бесконечные сутки выстаивала босиком на холодном бетоне зимой. Так ее мучили. Но ты о том и сам лучше знаешь. И я ей, конечно, говорил и ободрял ее, приуготовляя ее к вечности. Ведь и такое слово христианина священно, и сотворяет чудеса. И она с редким на свете мужеством приняла последние страдания, какими наградил ее Христос. Не стану всего описывать. Я видел ее последний раз летом. Пришел к ней с невестой и с цветами. Принес поэму: "Судьба Ионы" и перевод из Байрона. Она хотела перед смертью составить сборник лирики Байрона в переводах одних только поэтов, без участия профессиональных переводчиков. Она заказала мне предсмертные стихи Байрона, чтоб я перевел их. И я исполнил ее просьбу. Это была последняя наша работа. До самой смерти она готовила статью обо мне для Лениздата. О Ширали она написала, равно и о Нестеровском /я просил ее написать прежде о них, потому что им это было нужнее и для них такая помощь ее была реальней/
      С моей книгой я тянул, чтоб поступить так, как это понадобится. Понадобилось возглавить "Общину" с литературной стороны. Я забрал книгу и сделал так. Но это было уже зимой 78 года.
      Понадобилось бы издать книгу, и я увидел бы, что это реально, я издал бы книгу, не дрогнув. Ты знаешь меня. Не тем я будь помянут!
      В любом случае я поступил бы по совести. Иначе я не умею. Но не всегда меня принимали по совести и не всегда со мной поступали по совести. Тем хуже для тех, кто обо мне заблуждался.
      /ККК: Подробности об "Общине" и книге - см. в стенограмме суда над Порешем, хотя и не столь красочные, а более приземленные./
      Последний мой разговор с теткой Таней был в конце сентября, либо в начале октября 76 года, примерно за месяц до ее кончины.
      Я говорил с ней по телефону. Она сообщила мне, что у нее умер пес, знакомая тебе овчарка, тот грозный цербер, с коим ты небось имел свои встречи... Она утверждала, что это знак ей, что и она скоро умрет. Она ждала выхода своей книги. Оставила все и вернулась к стихам. Как-то летом обсуждала со мной свои последние стихи, одни из них были об Александровском дворце и царской семье. О тебе говорила. Боялась, что ты всех нас пересажаешь... Я как мог успокаивал ее.

      В тот же раз по телефону она просила меня приехать к ней и продолжить работу над книгой для Лениздата, , что она все в ней и готовит вступительную статью.
      Я постарался вселить в нее уверенность, что и ее, и моя, и все наши книги непременно выйдут, что я исполню свой долг, что все мы исполним свой долг. На этом мы простились. Она задыхалась, но была мужественна и взволнована.
      Когда ее не стало, и мы похоронили ее, /тот снимок и есть фрагмент похорон. На похороны я приехал с женой и с Кушнером./, Боря Куприянов, любимый ее ученик, пришел ко мне и спросил меня можно ли отпеть ее в храме? Я сказал, что должно, и объяснил что надо и как надо сделать, снабдив его деньгами. Сам я опять же был хвор, и Боря отпел ее наедине, о чем тут же и доложил мне.
      На похороны свои тетка Таня пригласила много гостей, убеждая их обязательно прийти, что они на них услышат много интересного, особенно стихов много.
      Так и было. Со времен Ахматовой в Питере не было вторых таких литературных похорон. Их стоит особо описывать. Но это долго.
      На Татьянин день она мне прислала весть. Мне был сон. Она в нем была вся в белом в своей квартире по-новому обставленной. Она радостно и возбужденно говорила мне, что поправляется и скоро мы сможем продолжить нашу работу с английским языком, с переводами Байрона, с работой над нашими книгами. Ее книга к тому времени в аккурат вышла, но в жутком виде, урезанная донельзя. Так она и осталась без настоящей книги.
      Далее она мне говорила, что здесь ей хорошо, что собака с ней, и что она скоро начнет вставать.

      Милая Танюша! Упокой, Господи, душу ее в месте покойном, в месте злачном в обителях Отца Небесного, где несть печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
      Аминь.
 

/ККК: Далее 3 пункта письма пропускаю, как маловажные. Пса - все вспоминал -Татьяны Григорьевны звали Чалый. Мне ли его не знать, когда в конце 60-х я часто с ним и гулял: или Егорий был пьян, или Толик в Ленинград уехал, а ноги у Т. Г. уже и тогда отказывали. Чалый рычал на всех, но меня помнил./
 

7. На седьмой цифири полагается отдых. А посему напишу что-нибудь стихами, чтоб тебе не понравиться. Это ведь тоже эротика, говорят. А где Эрос, там жизнь и в ЭСЭСЭС ЭРОС! Всюду жизнь!

 

 

 
 
 
  В душе молчание и тишина, и тайна.

И снег на воздухе, и в небе новизна.

И снегоносный облак не случайно

Покрыл мне голову и душу опознал.
 

Откроюсь Господу как под епитрахилью,
И в небо снежное всю душу изолью:
Прости мне жизнь мою, и в ней сполна Россию,
Что долей русского терзаюсь и пою.
 

Ты дал мне грустную судьбу и жизнь, и душу,

И нет во мне иного - только Твой

Страданья дар, дарованный к тому же

Как радованье: плачь, рыдай и пой!
 

Во исповеданье и в покаянье

Ты подарил мне родину мою.

Очисти душу мне, изми из обаянья

Греховного! Что принял - отдаю.

 

Я жадно жил и суетно, и грязно.

И мне открылась в небе чистота.

Прости мне русский каверзный и праздный

Простор. Мне снится родина не та.
 

Я возжелал ее. Небесная Россия.

Как мне узнать дорогу в ту страну!

Еще живое совершу усилье

И к тверди всей душой навек прильну.
 

И снежистою мглою осиянной

Смеркается в душе виденья день.

И облегчается со мглою неслиянный

Свет внутренний таинственных идей.
 

И тихо, тихо так. И упованье

От Господа является, и мир.

И мне доступно таянье и тайна,

Как будто взят я воздухом в эфир.
 

1.1.81 г.

 
 
 
 
  Когда отмучаюсь, отмаюсь, отскорблю

И лягу пред алтарь в глубоком храме,

Он двинется подобно кораблю

К Престолу Вышняго подъятыми дарами.
 

Как бы волною рук вознесены,

Они пред Царскими Вратами,

Невидимо с небес осенены,

И надо мною преднесутся втайне.
 

И сердце нищее мое
Горе за ними устремится,
И голос мой неслышный запоет,
Как бы в алтарь влетевшей птицей.
 

И в этот миг пред Господа Царя

Склоненный ниц предстану гласом

И с дьяконова ораря

Взойду в Неведомое разом.
 

И узрю Неприступный Свет
Осиявающий и мертвых,
И встану там, где смерти нет,
Помянутый из жерла лет
И в вечности спасенный жертвой.
 

27.1.81 г.

 
 
/ККК: Оно вряд ли может понравиться. Такой русский язык я уже 200 лет не слышал. Разве новообразование "изми" способно напомнить русский Сюзанны Масси году в 68-м: "Какой змизл!" - восклицала она. "Облегчается", опять же, не только "свет", но и автор, случается, тоже. Словом, нынешний Олег мне не светит. Увы./
 
 
  Иллюстрации к Охапкину

/коллаж, ККК - Техас/.

Год - 80-е.

   
  ОСЬМНАДЦАТЫЙ ВЕК В СОКРАЩЕНИИ
 

                                 Пролонгирующему Охапкину
 

1.
 

Любя свободу я мою
Не для похвал себе пою
Сады богини сиротели
И дом являл опальный вид
Зефиры изредка свистели
Казалось ей, свистели в стыд
И чтобы всяк то ведать мог
В коралльный громко трубит рог
 

Иным являлись там мегеры
Иным летучи дромадеры
Не могши к дубу прицепиться
Она решила утопиться
"Я, Душенька, люблю Амура!"
Потом заплакала как дура
Потом, не говоря двух слов
Заплакал с нею рыболов
И с ним взрыдала вся натура
 

                            /Богданович, 1775/
 

2.
 

Если девушки метрессы

Бросим мудрости умы

Если девушки тигрессы

Будем тиграми и мы
 

Как любиться в жизни сладко

Ревновать толико гадко

Только крив ревнивых путь

Их нетрудно обмануть
 

У муринов в государстве

Жаркий обладает юг

Жар любви во всяком царстве

Любится земной весь круг
 

                            /Сумароков, 1781/
 

З.
 

Умолкните шуметь дубравы и леса

Склони ко мне свои читатель ушеса

Внимая моея веселой лиры гласу
 

Вертелися мозги во лбах у пьяных с хмелю

А именно была то сырная неделя
 

Такие он имел проворства и затеи

Каких не вымыслят и сами иудеи
 

Подобно как орел когда от глада тает

Над жареной вокруг говядиной летает
 

Встревоженная кровь от хмеля в нем бродила

И будто клюква вся наружу выходила
 

И тако братец мой возлюбленный Илюха
Пришел на брань с ушми, а прочь пошел без уха
 

И бывшим вервием рукам его скрепленным

Ведется абие в тюрьму военнопленным
 

                              /Майков, 18 век/
 

4.

 

Ты умер в архирейский час

Когда, благословляя нас,

Ты в Риме плотию уснул,

И Херувим крылом плеснул,

И предлетающий твой дух

Евангелье читает вслух

И, как бывало, нараспев

Ты славишь Высшую из дев.
 

Звенит бряцающий кимвал,

Предтеча под секирой пал.

Во храмы Православных стран,

Где благодатная сестра

И се, сраженный на пиру

Ты умер в Риме, не в миру.

И новый Папа вознесет

Как бы амброзию и мед

И твоего восторга меч

Исторгнут ненависти встречь.
 

Евхаристической воскрес,

Как бы оружьем пройде чрез.
 

                                /Охапкин, 1?80/

 

 

ДОКУМЕНТ

Автограф Охапкина, из-за которого был обшмонан мой израильский архив. Подробности см. в томе 2-А

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2005

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 4-Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга