стихи
вакуумные стихи

пространственные стихи
ПРОТОПЬЕСЫ
 

второе выступление
 

ТРАНС - ПОЭТОВ
 

ры никонова

бээм констриктор

а. ник

сергей сигей


при скромном участии гран-бориса кудрякова
 

3 июля 1983 года

ул. Петра Лаврова, 5
 

ленинград

 

 

 

Программа выступления транс-поэтов 3 июля 1983 /Ленинград/

I. Ры Никонова. Протопьеса "Их-Вох". Действующие лица и исполнители:

                    Первая толпа - Бээм Констриктор

                    Вторая толпа - Сергей Сигей
                    В роли паяца - книга Ярослава Мареша и Властимила Лапачека "Живая природа" /на чешск. яз/

                    Голос паяца - Ры никонова
 

По окончании протопьесы "Их-Вох" без антракта исполняется протопьеса "Шелест шагов".
 

    /Коля! Это было вот как: Борис и я швыряли друг другу книгу с воплями. Он: Box, а я: Их. Книга постоянно падала и тогда Анна говорила: I/ Ой, 2/ Больно, 3/ Ужас, 4/ Хватит, 5/Ох и тэ дэ. Затем мы поворачивались к публике спиной и очень медленно шаркая подмётками двигались к столику, за ктр сидела Анна, отдавали ей книгу и она произносила текст пьесы "Шелест шагов" "Любой балет как драматическая пьеса /замедлить всё"/. Публика внутренне выла/.
 

 

II. А.Ник Стихотворения /исполняет Сигей/.
    /я читал наиболее заумные твои стихи, особенно мне удаётся про

     "пал брюх
      цах хахе"/
 

 

III. Ры Никонова. Стихотворения.
    /Анна читала нарочито медленно, обособляя каждое слово - у неё очень четкая дикция/
 

 

IV. Ры Никонова. "Компресс" /исполняет автор и Бээм Констриктор/.

    /Это было ещё хлеще, чем протопьесы. Встал Борис, взял свой стул, вышел и сел спиной к залу; Анна подошла, показала публике картонку с буквой "Ц" на ней и приложила эту картонку к Борисовой шее, а потом примотала картонку к шее шарфом. Затем слегка отошла в сторону, а Борис весьма невнятно промямлил: цс. После чего Анна, сделав строгое лицо, сказала ему: Цэ! После чего Борис, выхватил из кармана пиджака картонку с чёрной "Ц" и неистово проревел: "Цэ!!!". Публика взвыла самонатурально, а небезызвестный тебе Александров заревел: Браво! и долго хлопал/.
 

 

V. Бээм Констриктор. "Цагендон".
    /естественно, что после "Компресса" Борис мог читать только про начинающееся с буквы Цэ/.
 

 

VI. Ры Никонова. Стихотворения.
 

 

VII. Сергей Сигей. Стихотворения.
    /Анна выступала впервые в жизни с чтением стихов, но читала как заправский марсианский диктор: слоги и буквы повисали на ушах ничего не смыслящей в фонетической поэзии публики. Я же читал стихи в прозе: это было натуральное описание пузырька, потом "кулинарный" рецепт "Баба на скорую руку" и "Зарифмумию стиха АэС Пушкина"
 

            Пред испанкой мармолотной
            Двое рыцарей острощ
            Оба смело мастрихотно
            Прямо в очи леоньяно            и тэдэ/
 

 

VIII. А.Ник. Стихотворения /исп. Констриктор/
    /здесь шло повторение твоих стихов из первого - февральского - выступления/
 

 

IX. /Борис Кудряков был приглашён мною прочесть что-либо. Он сидел в зале, вышел и понес какую-то дикую ахинею в прозе, позволив публике хотя бы дух перевести от нашей скорострельной на неё охоты/.
 

 

X. Сергей Сигей. Мишень №4 /№ 246/ пртивная с конфетти для публики.
    /это объявлял не Борис, ибо у него нелады с буквой "р", а объявила Анна. После чего я пошёл в публику и раздал вчетверо сложенную здоровенную мишэнь. В ней были прорезаны буквы и собуквы так, что получались дыры как после стрельбы /имитация детских криков:/ кх, тц, дж и проч. Естественно, что те счастливчики, ктр досталась сия К Н И Г А , поспешили её развернуть и обсыпали свои коленочки вырезанными буквицами. Особенные любители поэзии поспешили все до единой буквицы собрать даже с грязного пола - особенно усердствовали Александров, Уфлянд и мн. другие хорошие люди/.
 

 

/Здесь был перекур минут в пять/

 

/затем началось второе отделение/

 

I. Бээм Констриктор. Рым Ром - транспонированная книга Елены Благиной
    /надеюсь, что этот перл транс-поэзии тебе известен/
 

 

II. Ры Никонова. Стихотворения из кн. "Количество судьбы" и протопьеса "Сколько".

    / Это было лучшее во всём чтении стихов: стихи из цифр и букв, стихи из алгебраических корней, дробей и пр. - читала Анна здорово: арифмометр - четко и сухо, как щелчки по носу. Были и стихи с демонстрацией картинок: напр, произносит строго, медленно и размеренно "55", а показывает цифру "57". И тэ дэ /.
 

 

III. Бээм Констриктор. Верёвка.
    /когда это его стихотв. мы поместили в тр., он и ВэЭ страшно возмущались, что мы выдаём за стихи какие-то - де почеркушки. Ан вон как пригодилось! Борис неожиданно вскочил со стула на ноги и вытянул вверх руку, из ктр свисала натуральная верёвка, с прицепленными к ней бумажными буквами: "Верёвка". Выждав и выдержав "немую сцену" он сел под анонс: "Бээм Констриктор! Веревка!"/.
 

 

IV. /Пока всё это происходило Кудряков делал мне из-за спин публики умоляющие знаки и пришлось этого "любителя производить впечатление" на юных любительниц поэзии, выпустить ещё раз. Теперь он соизволил читать то, что я его и просил прочесть заранее: стихотворение "Рыба Солнца". Гран-Борис имел блестящий успех у публики, но ему всё-таки не повезло. В конце вечера хармсоед Александров сказал ему: "Мне понравились Ваши стихи, но знаете, их можно писать километрами"/.
 

 

V. Сергей Сигей. Консервированная букводка.
    /Борис объявил этот номер неверно и мы с ним даже громогласно поспорили: я требовал, чтобы он произнёс название полностью, а он упирался, уверяя, что у него в програмке записано только одно слово: "Букводка". Это не было запрограммировано и только подогрело публику. Наконец я поставил на край стола, за ктр мы все сидели, бутылку водки, пустую банку и спец. консерв. машинку. После чего вырезал /всё молча и предельно серьёзно/ из трех кусков бумаги белую, коричневую и черную буквы. Вначале "X", потом "У" и наконец маленькое "О" /т.е. обыкновенное "ухо", но публика-то рассчитывала иначе!/ Опустил буквы в банку, открыл водку /сунул её понюхать первым рядам обалдевших зрителей/ и вылил до капли в банку. Затем закрыл крышкой с этикеткой: "Серг. Сигей. Консервированная букводка" и закатал машинкой по всем правилам. Возможно, ты представишь себе, как реагировал зал, особенно некие г.г. литераторы. Тут я расскажу сразу же то, что было "за кадром". Ещё до выступления Борис слезно умолял меня заменить водку хотя бы вином; а после выступления жадно оберегал артефакт от посягательств "коллекционеров искусства". Когда приехали домой, он уговорил меня всё-таки эту водку выпить. Ты бы видел наши рожи, когда выяснилось, что водка-то несъедобна! /Буквы дали чудовищный ей вкус!/
Потом я рассказывал об этом Харджиеву и старик справедливо и радостно заявил: "Разве можно было рассчитывать, что произведение позволит себя выпить! Вообще, это все равно, что сжевать Джоконду!"/.
 

 

VI. Бээм Констриктор. Вовка Вам ружье ж - 22.
    /Этот текст сделан по способу метамтекстоза - в готовый текст вживается новый. В принципе, "Рым Ром" - тоже самое, но "Вовка" лучше, ибо имеет основанием инструкцию по использованию винтовки. Таким образом, весь вечер шла стрельба по мозгам /.
 

 

VII. Ры Никонова исполняет стихотворение "Клавиатура порезов" из книги "Литература и вакуум".
    /Анна вышла из-за нашего столика и, держа, словно скрипку, небольшую рамку, с натянутыми в ней полосками белой бумаги, "сыграла" нечто грациозно-безмолвное /почти, ибо слышался отчётливо звук "ломающихся струн": полоски рассекались бритвой и повисали, рука двигалась музыкально-ритмично/./
 

 

VIII Сергей Сигей. Надписатель - рычаг /транспонированная книга/.
    /Об этом рассказать нечего, этот текст надо просто читать./
 

 

IX. А.Ник. Стихотворение /исп. Ры Никонова/.

    /это твоё стихотворение про:
                    Вам это всё приснилось

                    повернитесь на правый бок...
Оно предваряло финал, давая неожиданный и важный левый смысл всему предыдущему/.
 

 

Х. Ры Никонова. Протопьеса "В своём ли мы уме?" Действ. лица и исполнители:
    Первый артист - Бээм Констриктор

    Второй артист - Сергей Сигей.

    /Борис и я встали и надели одновременно на себя через головы два громадных круглых воротника: белый и чёрный. После этого разошлись параллельно рядам зрителей как для дуэли. Он говорил мне яростно: Да! А я отвечал изворотливо-хитро: Нееет! Потом менялись местами, и так несколько раз. Это и есть вся пьеса. На репетициях это было с большим блеском, ибо Борис придумал закончить дуэль-спор двойным утверждением: Дада /dada/, но в концерте забыл, гад, об этом. Кончилась пьеса тем, что мы вновь стали лицом к публике и разорвали свои воротники/.
    По окончании публика готова была сидеть недвижимо ещё битый час, и мне, чтобы вывести её из шокового состоя, пришлось сказать традиционное "всё".
 

    Кроме того, в течение всего вечера я исполнял своё стихотворение "Носки, буквы и прищелки" /первое исп. в 1971г. в Свердловске снималось на киноплёнку/, т.е. на вороте рубашки на прищепках у меня висели настоящие носки вперемежку с буквами - "нос".
    Надо сказать, что мы все имели, конечно, бешеный успех. Но не обошлось и без интриг....................
 

Сергей, 15 июля 63г.
 

На фото:
Сергей Сигей Ры Никонова

 

А.Нику.

 

Теперь же сообщаю Вам все возможные подробности о трансфуристах, анархистах-футуристах, уктусской школе.

Меня зовут Сергей Сигей, я р. в 1947 году и с 1962 по 1965 был "анарфутом" в Вологде, а с 1968 - членом Уктусской школы в Свердловске и одно время - редактором ее журнала "Номер" /основанного в 1965 г. Ры Никоновой/. / Анарфуты, они же футуродадаисты, они же общество "Будущел" - помимо деклараций и манифестов писали стихи и устраивали то, что теперь называется энвироументом. Например, таковой была их "выставка в темноте", т.е. выставка акв. и гуашей в абсолютно темном подвале жилдома /1963/. Акцией был и манифест "Ряв!" - это слово, напечатанное на машинке, раздавалось прохожим в один из вечеров на центр. пл. Вологды /13 апреля 1963/. Свои произв. мы "печатали" в ркп сборниках: "Ряв!кнула собака", "Анархизм-футуризм", "Тетрадь футуродадаистов", "Незапучтое пузо" и пр. В приложениях к этому письму я посылаю некоторые манифесты означенных "будущелов".

Уктусская школа оформилась в Свердловске в 1965 году / Е.Арбенев, В.Дьяченко, Ры Никонова, А.Галамага и мн.др. - по преимуществу художники/. Я туда попал последним. Галамага умер в 21 год, оставив сотню рисунков и десяток стихов. Большинство "выбилось в люди", став членами Союз. худ. в Св. и Л-де. Но это были в основном абстракционисты и экспрессионисты. Дьяченко же работал параллельно концептуалистам и в 1967 году писал концепт.

"Номер" был "открытым" журналом, главным в нем был отдел "Впиши своё", затем - Вклей, Вложи, Вынь и пр. Он вых. только в 1 экз., но на каждой стр., благодаря колонке "Критика", в нем участвовало оч. много народу. Стихи в нем "печатавшиеся" были по-преимуществу абсурдными и сюрреалистскими, а с 1970 - заумными и абстрактными. Всё это существовало до 1973 года и этот год был последним для Уктусской школы / Уктусс - гора под Св., известн. трамплин для лыжников /.

В истории группировок в России этим двум придется найти место, поскольку они оказались трамплином для трансфуристов, они же произошли следующим образом. С 1974 года Ры Никонова и я живем в собственном доме в Ейске, что на берегу Азовского моря, и мирно занимаемся искусством. В конце 1977 я послал почтой наши стихи, оформл. книжками, Игорю Бахтереву, а в сл. г. Н.И. Харджиеву - оба они ответили и с тех пор - это наши друзья. В 1978 я привез в Л-д идею трансфуризма, придуманную нами в Ейске. Там я познакомился с Вл. Эрлем и Борисом Констриктором. Последний писал тогда стихи в типично ленинградской манере: акмеизм, смешанный с Лао-Цзы и прочим Востоком.

В 1979 году он выдал свои первые заумно-абсурдные стихи и с этого началось его становление - сейчас это вполне самостоятельный визуально-концептн. поэт. В 1980 - он женился на сестре Ры Никоновой. Ры, я и Констриктор в этом же г. сообща сочинили "манифест трансфуристов", а в 1983 начали выступать в л-де с перформансами и чтением стихов. Еще в 1981 г. Кривулин предложил Ры и мне вступить в члены "Клуба-81" /официального объединения неофициальных поэтов и писателей при Союзе писат. в л-де/, но мы отказались. При этом мы никогда не отказывались выступать в помещениях клуба; с 1983 их в Л-де два: подвал на ул. Петра Лаврова, 5 и чердак на ул. Чернышевского, 3. Прилагаю к этому письму описания пяти выступлений трансфуристов и прочие материалы, относящиеся к этому делу.

Летом же 83 года возникло небольшое ответвление от трансфуризма - ирфаеризм и совместно с Д.Приговым был написан соответствующий манифест. В Москве мы выступали приватно. Визуальные же стихи, которые большинство здесь принимает за "живопись", можно пытаться выставлять. С 1983 года в л-де существует Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства /ТЭИИ/ - неофициальное объединение, но с правом двух в году официальных выставок /120чл/ Для нас эти выставки ценны тем, что мы в них участвуем /и в роли худ. тоже/. Хотя нас практически все в обеих столицах знают и мы - соответственно, но никому из наших знакомых как-то не пришло в голову посодействовать реальному изданию произведений либо наших, либо трансфуристов в целом; собиралась что-то предпринять Кари Унксова, но машина ей помешала.

Идея трансфуризма проста: мы полагаем необходимым развитие всех достижений наших предшественников и синтез этого традиционного уже русск. авангарда с современной поэтич. культурой. Ры и я неплохо знаем прежней русск. авангард, в моем распоряжении немало и неопубл. футуристов и заумников /неопубл., правда, только в типограф, смысле, поскольку я не из чего не делаю секрета/. Письмо занимает 10с. м/п , кроме того, к нему следует приложение двух страниц стихов, легко поддающихся машинке. Если Вы захотите продолжения, то оно незамедлит последовать.
 

из ркп сб. Футуродадаистов "Будущел" "Незапучтое пузо 2", сент. 64:

 

ЭЙ! ЭЙ! / Читающим нашу грозную баячь плевок в рыло шлют футуродадаисты. Вот вам мусолящие книги наши смелые опусы. / 3 мая этого года впервые услышали о могущественных друзьях слова и Велемира Хлебникова - будущелах. / Мы подняв красный стяг футуризма смеясь в лицо / Репиным / Пластовым / и проч проч проч / смело штурмуем в лицо музеи заваленные реалистическим хламом и заявляем: / I. Только самовитая буква и самоценное слово то бишь заумность определяют талант / 2. Только абстрактная живопись шагает в ногу с веком и дает грандиозные картины / - понимая под абстрактной живописью кубистов футуристов экспрессионистов ташистов / Вознесенский обмолвился, иль мы ошибаемся, что имеет нечто общее с Миро и Корбюзье... ? Брось, Андрюха, это тебе не в кабаках дыры просиживать! / Евтушенко - дряной символик, акмеистик, декадентик... / Прочь прочь прочь контреволюционные поэтишки... / Революция - камень, на котором стоят футуродадаисты, а вокруг накипь иль пены волн куски / Эй поэты-реалисты! Штопайте газеты рифмованные строки. Прочь от поэзии, маменькины сыночки, держащиеся за подол юбки дряхлой няньки - Сани Пушкина. Хей - тара! Гви - у - у - зув - ув - иу иу ! / Реалисты-художники! Бездарные пачкуны с вислыми носами / бросьте кисти на полку! Живопись - не стилизаторское копирование старых мастеров, то бишь родной природы. Долой мещанское эстетство! Слушайте левых топот... / Мы бьём в барабан говоря вам наше новое ЭЙ ! ЭЙ! / сергей сигей / якоб северилин / александр гуз / 4 сентября 1964 г.

 

из ркп сб. "анархизм-футуризм" /манифесты, декларации, заявления/, 63 г.
 

заявление : "я вдохновляюсь запахом куриного помета и не могу писать стихи без аромата сортиров / сергей сигей / июль 1963

 

из "декларации": "пусть выписанные с натуралистической точностью голые тела рассекаются прямыми линиями, наше искусство должно стать машиной для возбуждения низменных половых инстинктов. / поэт может использовать самые отвратительные ругательства, это единственные слова из старого языка, которые мы переносим в новый", декабрь 1963.

 

в апреле 1970 года я написал единоличную декларацию "демо и рево заумно":
 

I. Её древо: / плёт корней - / заклинанье,/камланье, / зывы - / гадали, считали, перёд сказанного, черёд мечтанного / - время прошлого, / а теперь: - желание народное иметь свою собствую речь-речугу./ Её крона - / корона народовой юнички: / мать - узвучивание, закрепление фразы в ее объеме-форме - болты, гайки ; однообразный фон, подчеркивающий смысл обычных слов; украшательство, как почву удобряют навозом; брод в уме, его отдых и тэ пэ / крик, выкрика скорость - сокращения; увеличение частей и звуков; / стон по экзотике речистой - таково пение песен занародных, спетое по-загарничному и по-заумному - сиамское; чтение романов, где ласкают заумные имена: маркиз дэ сад, монтэ-кристо, тулуз лотрек монофа, френсис пикабиа, резкое приближение в свой рече к соленой словам маркиза дэ мат и барона фон трипербах; счет нечислами губ: аты-баты, эники-ебеники и тэ дэ; / нет меры Рево исказителей, ведь уничтожали тех, кто говорил: огуэц; / тарабарские речи, где слова подготовлены как струны рояля - Д.Кейдж -, где к слову дополнили от у смысла отнятое. / И проч и тэ дэ и далее даль этц... / Соки ствола: Рево иль Вера - дух, протест, двиги-слух - : не уймут что поймут не поймают: бормочу-рмочу - что немолчу - щелкаю зубами тарабарно - междуметко - растобарно./
2. Писать заумно - одевать свой зад на голову сов.чтецу и летать наслаждением от чего - сегодня, /быть наслаждением - завтра./ Речарю: / заужасничай речью сам! /следует превзойти каждого в словах - быть пугалом:/ изысканности, / грамотности, / неграмотности, / диалектности, / жаргонности, / матерности. / заумь - искусство рыть ходы, обрушивать своды, во имя свободы. / СПБ. апрель 1970 г.

 

"Приказ по банде из кусств № 3" / Предлагается сдать оружие и разойтись по рабочим местам - по кустам -. Под конвоем и по канве. / Всем молчать. Хватит недоносков. Декламируйте поведением. Всем молчать. / Д' я / Сигей / 13 февраля 1971 г.
 

это "приказ" был единственным в своем роде во время "уктусской школы", из него получилось многое в практике: свое представление о перформансе, своя интерпретация флаксуса - д'я был единственным известн. мне флаксистом тогда и мы с ним освоили флакс-переписку на обычн. почтовых карточках, из нее родилось лигатурное письмо, например, а из "приказа" возникло еще "искусство дополнений", которое привело затем к ирфаеризму - см. далее, идея дополнений - звукобуквенных - была высказана мной еще раньше - в "узвученной" поэме в.хлебникова "шаман и венера" в 1969 году сама идея - в чистом виде - еще раньше в кн. рисунков на чертежах - ры никоновой /начало - 68г./, но "приказ" этот, обязывая декламировать поведением, вынудил писать новое прямо в старом, сверху, или отсекая путем выкрашиваний лишнее. приведу отрывок из "шамана и венеры":
"шаМБана встречаЗ и ХвенерНы / была такАМБА кратка и яснаРа / Фона воРшла пРод свод пеХщерНы / порывБам СЛрадости веснаРА / и тэ дэ - когда десять лет спустя этот текст попался на глаза Харджиеву - это едва не стало причиной ссоры, но он моментально понял всё и пересилил своё "научное" ради нового подхода. В 1971 же году следом за Ры Никоновой я стал писать поверх текстов и фотографий. Сейчас это привело к фотостихам и визуальным диафильмам /поверх негативных фотопленок - образование знаков поэзии/. Недавно мы записали кассету, где исполняем и "шамана и венеру" и "пиф-паф-текст сегодня" ры никоновой /1970/ - свой текст на чужом, к сожалению, все сразу рассказать невозможно, поэтому обратимся к самому главному манифесту:

"ТРАНСФУР - МАНИФЕСТ I - декларама /Сохранить нить поэтического авангарда, то бишь перелить в себя, пропитать собой, перенести в чужое, пронести сквозь подобное, передать всем, пронзить всё. /
Отношение к смыслу и мысли - два разновеликих великана -. Мысль всегда возможно вычленить из стиха, этим стих несовершенен, разбиваем, осколочен. Нерасчлененность смысла - первый знак стихотворения. Думать не в стихах, а возле них. / Вздор - главная услада трансфуристов, его София - город Глупов. / ТРАНСФУР - МАНИФЕСТ 2 - програма - 1. осознание поэзии нарочитостью, интонационность стиха - кости мамонта. / 2. увеличение плоскости стиха. Квантовая разработка текста. Пульсация цитат. / 3. полистилистика / вольный размер Хлебникова, сдвиг Гнедова и Крученых - начало. / 4. восстание слов, индивидуальная грамматика - раскрепощение союзов, дублирование слогов, увеличение гласных. Тавтологизм. / 5. осознанные паузы - эмансипация или альтерированность, использование письменных масс стиха - собуквы, иероглифы, подчеркивания, росчерки, маргиналы, зачерки, цвет. / 6. чистый всеобъемлющий звук, обертонное письмо, альпециозное письмо, кластеры. / 7. об основных приемах поэтехники трансфуризма говорится в "Теопракте", "Инструментарии поэту", "Эмансипации паузы", "Пересказах", "Букво-действиях", "Обертонне стиха", "Кластерах", "Частицах петуха" - эти статьи в "транспонансе" представляют собой канву, по которой предлагается вышивать любым поэтам, ежели они ощущают себя таковыми / ры никонова, борис констриктор, сергей сигей, авг. I980".

 

теперь я приведу еще один из таких манифестов, а затем - про ирфаеризм.

"манифест номер три": основу поэтики транспоэтов составляет убеждение в необходимости развития и синтезирования достижений всех поэтических школ и направлений когда-либо существовавших и где-либо существующих. / инструментом интеграции и синтеза мы объявляем транспонирование./ основу поэтехники транспоэтов составляет теория заумной поэзии, разработанная тифлисскими авангардистами в 1918 - 1920 годах./ на основе этого фундамента поэзия преображена нами решительно и бесповоротно, тем более это явственно при сопоставлении нашей продукции с произведениями крученых, терентьева, зданевича. / транспоэты не просто аккумулируют все созданное до них, но и такое что еще не создано./ мы не признаем однообразие и стабильность раз найденных и установленных тем, приемов и материалов, / идея обновления и плюрализм поэтехники - вот истина транспоэзии / ры никонова, борис констриктор, сергей сигей, 1983.

 

приведу еще один текст, важный для понимания характера наших выступлений: кулинарт / в чертог восторга и продажи / ведут съедобные очки / а.крученых, в.хлебников "игра в аду" / в последнее время нередки случаи употребления продуктов еды как материала для искусства: / уорхолл с его консервами, попартисты с их мясом и колбасой и пр. / но эти художники только демонстрируют еду, делают ее элементом картины, процесс же поглощения пищи стал распространенным фактом искусства главным образом в перформансах. кулинарт - это кулинарное искусство с большой буквы, саморазрушающаяся структура, с необыкновенной наглядностью идущая на пользу человечеству, художники ближе продвинулись к такому пониманию искусства, чем поэты, в этой связи можно вспомнить тем не менее первого поэта-кулинартиста - алексея чичерина, гениального русского концептуалиста начала хх века /1924/ его конструкция "авеки веков" - издание пряни чное, вкусное, с обильным присутствием мяты, тема образована шоколадом, доска резана в сергиевом посаде, печатана и печена в количестве пятнадцати штук в моссельпроме, что у мясницких ворот, вот именно, нигде кроме как в моссельпроме это и произошло, и к сожалению продолжения не имело... кулинарт - это прежде всего акция, причем акция одухотворяющая одну из распространеннейших человеческих - да и не только человеческих - функций: поглощение в своем одухотворении этого процесса кулинарт во многом сходен с христианством /"сие есть тело мое"/ и мифами - и диаметрально противоположен некоторым акциям боди-артистов. дионисийство, первобытность - вот настоящая подоплека таких акций, тяготеющих к сфере возможностей тигра, я же мечтаю об очеловечивании животной сферы в нас, а также о процессуальной ваккуумности. то есть когда вакуумная поэзия не дана нам сразу, а появляется в результате полного исчезновения объекта - не разрушения - можно вспомнить помещённую в "транспонансе" № 15 фотографию моего стиха "литературная пряность", где изображена тарелка с буквами, там не было указано, что эти буквы из варенья и при исполнении стиха их надо слизывать, второй кулинартистский стих - "заумные бутерброды для публики" - родился непосредственно перед вторым чтением транспоэтов и не был исполнен из-за недостатка средств - они ушли на "консервированную букводку" сигея, которая некоторым образом также имеет отношение к кулинарту, особенно тот кулинарный момент, когда транспоэты с отвращением пытались ее выпить. / особенно пикантно, что съедение стиха, то есть исчезновение поэзии, приносит человеку не вред и горе, а совсем наоборот: человеческое тело становится пусть на короткое время сосудом для стиха, а это приятно / да здравствует сладкое, соленое и маринованное искусство внутри нас! / ры никонова, 1983.

далее - "манифест ирфаеризма": ры, констриктор, сигей, 7,6, 5, 4, 3, 2, 1, пригов! / после чего начинается история ирфаеризма ца - ца - ца / как всякий термин, не имеющий сколько-нибудь достаточной истории общеупотребительного существования или этимологического изведения из известной корневой основы, ирфаеризм имеет - или будет иметь - то значение, которое ему приписывают авторы. во всей определенности, конечно, он предстанет только в процессе взаимоотношений с феноменом, который он описывает. еще не вдаваясь в его конкретное значение, отметим, что для уха в нем просвечивают "эйфория", "афера", "фраер", "файер" - англ. огонь - "арфы", "ризы", "аир" - англ. воздух /. это нисколько не говорит об этимологии, но только об естественном эффекте внесения любого букво-слово-сочетания и силовое поле живого языка. / 1968 гац оца дац ры никонова прояляет чертежизнь чертежей / 1970 гоу оу до дьяченко и сигей обсуждец "впиши своё" / возникновением же термин обязан факту обработки названия книги - адыгейской - , в чем и был, собственно, заложен основной принцип ирфаеризма, с прибавлением естественного для всякого подобного явления окончания "изм" / с помощью голографического взгляда на систему искусства потребитель получает возможность стать соавтором уже готового объекта искусства, то есть потребитель вводится в сферу существования сделанной картины, стиха, фильма и т.п. / 1971 уг то югд ры никонова создает "шваль" и другое, а сигей создаёт первую дополненную книгу "вор оков" и переписывается с эмилио изигро, который после этого начинает выкрашивать части слов в британской энци-клопо-комедии медиа. / какой же феномен описывает ирфаеризм?/ название возникло на основе осмысления готового объекта искусства - текста адыгейской книги, обработанного различными приемами, в этой работе оказались аккумулированными многие тенденции авангардного искусства, и не было бы причины выдумывать новый термин и как-то обособлять это произведение от всех прочих, если бы авторам не представлялось, что почти все они - тенденции и приемы авангардного искусства - оказались вписанными в новый более широкий контекст, или по крайней мере, рассмотрены под новым углом зрения. / ирфаеризм предполагает овладение следующими приемами: транспонирование, описание, обмысливание, изучение, клеймизм - определение масштаба - , ассамбляж. / 1980 сигей показывает всем "ир-фаер", но только констриктор вспахивает ее страницы гусеницами своего мозга, /ирфаеризм - это использование готовой формы в целях создания новой готовой формы. / пользование готовой продукции уже давно стало нормой со времени авангарда 10х-20х годов, основными принципами работы с готовой продукцией были: перемена знака функции - ради-мэйд, поп-арт - , наложение языков описания - концептуализм - , фактурные эффекты - кубизм, дада - , транспонирование, все они составляли просвечивающий в конечном результате деятельности функциональный или эстетический уровень целостности пользуемого объекта, то есть будучи культурой второго этажа, работали с предметами культуры первого этажа, постулируя неотменяемость их конструктивной организованности на любом уровне целенаправленной человеческой деятельности. / 3891 гуцо дац сигей поливает пригова, после чего подсовывает ему "ирфаер". / ирфаерическое транспонирование - это изменение готовой формы до стадии готовой формы при просвечивании старой./ транспонирование на формальном - вещественном -уровне пользуется приемом де-конструкций, дополнений и замещений / то есть деконструкций компенсируемых /. в деконструкцию в свою очередь входят: сдвиг, корректура - зачеркивания -, манипулирование географией объекта, некоторые элементы вандализма, кулинарт и тому подобное. / в дополнение входят такие элементы вандализма как наложения на готовый объект отпечатков физической личности вандалирующего - отпечатки губ, ступней, пальцев и пр. / замещением может быть исполнение, то есть просто интерпретация. / в смысловом варианте транспонирования возникает перемена целевого акцента - использование объекта не по назначению или, напротив, гиперболизация или отмена целевого акцента вообще - экранирование -. / ирфаеризм утверждает обращение к предметам первого этажа культуры как к некоему результату случайной человеческой деятельности, не имеющего для него знака жесткой сконструированности на любом уровне, заставляющем художника учитывать ее, либо быть в каком-либо отношении к ней. в случае с данной книгой - репрезентующей собой огромное количество печатной продукции, смысл которой давно смыт до простого типографического набора / художник предстает как заинтересованный читатель, вычитывающий из первобытного материала свой личный авторский текст, это предполагает, что для следующего автора-читателя новые тексты могут снова предстать ни к чему не обязывающим материалом, и единственной оговоркой должно быть их тиражирование, так как внедрение в рукодельный подлинник есть акт личностного взаимоотношения, что ирфаеризм рассматривает как недопустимый акт вандализма по отношению к ирфаеризму. / 1983 гир офа ерд ры никонова и пригов спорят, отчего пригов создает ирфаеризм, а сигей эйфорует инфарктиду. /ры никонова, дмитрий пригов, сергей сигей, июль 1983. при написании совместном этой телеги ужасно спорили и ругались, писалась же она в ейске, где многие у нас бывают, для пояснения сего манителега прилагаю неск. фотографий из "ир-фаера", а теперь перехожу к документациям - словесным - выступлений трансфуристов - их было шесть, посылаю только описания:
 

21 февраля 1983 в приватном холле в л-де выступали сигей, констриктор, эрль. кроме своих стихов, все трое читали произведения отсутствовавших авторов: ры никоновой и а.ника. об этом чтении написала татьяна никольская следующее: "вечер поэтов-трансфуристов / Выступало трое поэтов. Читали стихи свои, друг друга и третьих лиц, посему расчленять тройку не буду. Отмечу три особенности, вспомнив стихотворение К.Олимпова "Тройка в тройке". Первое - единение под знаком зауми. Присутствовали в стихах все виды зауми, выделенные А.Крученых в "Декларации заумного языка", за исключением экстазной - глосс аффекта. Отзвук последнего типа прозвучал в нескольких строчках цыганских мотивов, напомнивших мне места из первого варианта "Улялаевщины". Наиболее широко поэты пользуются разломом и насыщением слов, полусловами и их причудливыми сочетаниями. Изредка встречалась и комбинация языков на заумной основе. Второе -чтение подтвердило установку зауми на произношение вслух /стихокартины - особая статья/. Создается эффект неожиданный и новый. Мне довелось слышать магнитофонную пленку с записью Крученых. О том как он читал свои стихи уже писалось. Известно и что Маяковский, Каменский, Ильязд были замечательными чтецами. Но дело не только в индивидуальной манере, а и в удовольствии которое доставляет произнесение зауми органами артикуляции. Третье - поэты никого ни с какого парохода не сбрасывали. Они знают и любят своих предшественников - компанию 41°, обэриутов и других авангардистов. И не стыдятся своей любви. Сюда примыкает отсутствие эпатажа, скандала, хэппенинга. Работа ушла в слово. Апофеоз зауми на вечере - поэма памяти Василиска Гнедова, в которой прозвучала полифония зауми. Заумь персонифицировал Ильязд, но по другим законам. Перед слушателями прошло две жизни - два мифа Василиска. Двое в одном - андрогин. Такого еще не было". привожу необх. комментарий к этой заметке: цыганские мотивы - это стих а.ника "цыганочка-пацаночка" в моем исполнении; отсутствие эпатажа - это было сознательно, поскольку выступали впервые, но чтение кончилось исполнением "Четырех точек" ры никоновой, когда я грохнул трижды кулаком по столу, а четвертый раз - погрозил им публике; поэма памяти В.Гн. называется "Томбо" : на смерть в 1978 году в Херсоне поэта-футуриста Василиска Гнедова" и написана мной в 1978-1980 г.г. - с этим футуристом я был в переписке в последние годы его жизни, теперь привожу описание второго выступления трансфуристов, которое состоялось 3 июля 1983 года в л-де на ул. п.лаврова, 5 в подвале, являющемся офиц. помещением "клуба-81". описание это существует в виде "письма а.нику". выступали же четверо: ры никонова, борис констриктор, борис кудряков, сергей сигей. итак: письмо а.нику. / программа выступления транспоэтов 3 июля 1983 года. / I. Ры Никонова. Протопьеса "Их-Вох". Действующие лица и исполнители: / первая толпа - Борис Констриктор, / вторая толпа - Сергей Сигей. / в роли паяца - книга на чешск. яз. "живая природа"./ голос паяца - Ры Никонова. / по окончании протопьсы "Их-Вох" без антракта исполняется протопьеса "Шелест шагов". Коля! это было вот как: Борис и я швыряли друг другу книгу с воплями. Он: Box, а я: Их. Книга падала постоянно и тогда Ры говорила: 1. ой; 2. больно; 3. ужас; 4. хватит; 5. ох и тэ дэ. Затем мы поворачивались к публике спиной и очень медленно шаркая подметками двигались к столику за которым сидела Ры, отдавали ей книгу и она произносила текст пьесы "Шелест шагов": "Любой балет как драматическая пьеса - замедлить всё". Публика внутренне выла. / 2. А.Ник. Стихотворения /исп. Сигей/. - я читал наиболее заумные твои стихи, особенно мне удается про "пал брюх, уах ха хе". 3. Ры Никонова. Стихотворения. - Ры читала нарочито медленно, обособляя каждое слово, у нее оч. четкая дикция. 4. Ры Никонова "Компресс" - исп. автор и б.констриктор. Это было еще хлеще чем "Протопьесы". Встал Борис, взял свой стул, вышел и сел спиной к публике. Ры подошла, показала всем картонку с буквой "Ц" на ней и приложила эту картонку к борисовой шее, а потом примотала картонку к шее шарфом. Затем слегка отошла в сторону, а Борис весьма невнятно промямлел: цэ... После чего Ры, сделав строгое лицо, сказала ему: Цэ! После чего Борис выхватил из кармана пиджака картонку с черной "Ц" и неистово проревел:"Цэ - э - э!!!". Публика взвыла самонатурально. / 5. Борис Констриктор. "Цагендон" - естественно, что после "Компресса" Борис мог читать только начинающееся с Цэ. / 6. Ры Никонова. Стихотворения. 7. Сергей Сигей. Стихотворения - Ры выступала впервые в жизни с чтением стихов, но читала как заправский марсианский диктор: слоги и буквы повисали на ушах ничего смыслящей в фонетической поэзии публики. Я же читал стихи в прозе: это было натуральное описание пузырька, потом "кулинарный" рецепт "Баба на скорую руку" и - "Зарифмумию стиха АэсПушкина": Пред испанкой мармолотной / Двое рыцарей острау / Оба смело мастрихотно / Прямо в очи леоньяно / Блещут оба миоцэнно / Оба серцем кальцеолы / Оба мощной плиоценой / Оперлися в марцэолы. / 8. А.Ник. Стихотворения - здесь шло повторение твоих стихов из первого - февр. выступления. 9. Борис Кудряков читал свою прозу. 10. Сергей Сигей. Мишень № 4 / № 246 пртивная с конфетти для публики, это объявила Ры, после чего я пошел в публику и раздал вчетверо сложенную здоровенную мишень. В ней были прорезаны буквы и собуквы так, что получались дыры как после стрельбы - имитация детских криков: кх, тц, дж и пр. Естественно, что те счастливчики - тираж 25 шт. -, которым досталось сия книга, поспешили ее развернуть и обсыпали свои колени вырезанными буквами. Особенные любители поэзии поспешили все до единой буквицы собрать; Уфлянд и др. хорошие люди. - Здесь был перекур минут в пять, а затем - второе отделение. I. Борис Констриктор. Рым Ром - транспонированная книга - чтение. 2. Ры Никонова. Стихотворения из кн. "Количество судьбы" и протопьеса "Сколько" - это было лучшее во всем чтении - стихи из цифр и букв, стихи из алгебраических корней, дробей и пр. читала Ры здорово - арифмометр - сухой и четкий, как щелчки по носу. Были стихи и с демонстрацией картонок: например, произносит строго, медленно и размеренно: "55", а показывает цифру "57" и тэ дэ. / 3. Борис Констриктор "Веревка" - когда мы поместили это его стихотворение в "транспонансе", Эрль страшно возмущался, что мы выдаем за стихи какие-то почеркушки - ан вон как пригодилось! Борис неожиданно вскочил со стула на ноги и вытянул руку вверх, из нее свисала натуральная веревка с прицепленными к ней бумажными буквами "веревка". 4. Здесь опять Кудряков читал, но уже стихи - "Рыбу солнца". 5. Сергей Сигей "Консервированная букводка". Борис объявил этот номер неверно и мы с ним даже громогласно поспорили: я требовал, чтобы он произнес название полностью, а он упирался, уверяя, что у него в программке записано только одно слово "букводка". Это не было запрограммировано и только подогрело публику. Наконец я поставил на край стола, за ктр мы все сидели, бутылку водки, пустую банку и спец. консервир, машинку. После чего вырезал /все молча и предельно серьезно/ из трех кусков бумаги белую, коричневую и черную буквы. Вначале "X", потом "У", наконец, маленькое "о" - то есть обыкновенное "ухо", но публика-то рассчитывала иначеI опустил буквы в банку, открыл водку - сунул ее понюхать первым рядам зрителей - и вылил до капли в банку. Затем закрыл крышкой с этикеткой "сергей сигей. консервированная букводка"
- и закатал по всем правилам. Возможно, ты представишь как реагировал зал, особенно некоторые г.г. литераторы. Тут я расскажу сразу же то, что было за "кадром". Еще до выступления Борис слезно умолял меня заменить водку хотя бы вином; а после выступления тщательно оберегал артефакт от посягательств "коллекционеров искусства". Когда приехали домой, он уговорил меня эту водку все-таки выпить. Ты бы видел наши рожи, когда выяснилось, что водка-то несъедобна! Буквы дали ей чудовищный вкус! Потом я рассказывал об этом Харджиеву и он справедливо и радостно заявил: "Разве можно было рассчитывать, что произведение позволит себя выпить! Вообще, это все равно, что сжевать Джоконду!" / 6. Борис Констриктор "Вовка вам ружье ж - 22" - этот текст сделан по способу метамтекстоза - в готовый текст вживляется новый. / 7. Ры Никонова исполняла стихотворение "Клавиатура порезов" из кн. "Вакханалия пустоты". Ры вышла из-за нашего столика и, держа словно скрипку, небольшую рамку с натянутыми в ней полосками белой бумаги, "сыграла" нечто грациозно-безмолвное - почти,
ибо слышался отчетливо звук "лопающихся струн": полоски рассекались бритвой и повисали, рука двигалась музыкально-ритмично. / 8. Сергей Сигей. Надписатель - рычаг - транспонированная книга - об этом рассказывать нечего, это надо читать. / 9. А.Ник. Стихотворения - исполняла Ры Никонова / 10. Ры Никонова. Протопьеса "В своем ли мы уме". Действ. лица и исполнители: Первый артист - Борис Констриктор, Второй артист - Сергей Сигей. / Борис и я встали и надели одновременно на себя через головы два громадных круглых воротника: белый и черный. После чего разошлись параллельно рядам зрителей как для дуэли. Он говорил мне яростно: Да! а я отвечал изворотливо-хитро: Нееееет! Потом менялись местами и так несколько раз. Кончилось тем, что мы вновь стали лицом к публике и разорвали свои воротники. / По окончании зрители готовы были сидеть еще битый час и мне, чтобы вывести их из оцепенения, пришлось сказать традиционное всё. Кроме того, в течение всего вечера я исполнял свое стихотворение "Носки, буквы и прищепки" - первое исп. в Свердловске в 1971 году, то есть на вороте рубашки на прищепках у меня висели настоящие носки вперемешку с буквами: н, о, с." это письмо было написано мной, а остальные описания других выступлений или совместны, или же - написаны Ры Никоновой. привожу их. 6 января 1984 г. в "клубе-81" состоялось третье выступление транспоэтов. На афише значится: Ры Никонова / вечер системной поэзии / при участии Бориса Констриктора и Бориса Кудрякова - афиша, разумеется, самодельная. Вот отрывок из вступит слова Ры: "Сделать вечер системной поэзии, да еще и нескольких поэтов - дело довольно трудное, ибо система включает в себя множество стилей, иногда существующих еще на уровне приемов, а иногда уже вышедших на стилистический простор. Проиллюстрировать их все достаточным количеством стихов не всегда представляется возможным, ведь автор имеет обычно характер, склонности, любовь к какому-то определенному набору стилей и нелюбовь или просто неспособность к другому набору. В сущности, все это будет очевидно в данном выступлении... я вижу качественность поэзии в широте использованных средств, в плюрализме поэтического арсенала, в богатстве, разнообразии стилистики. Вовсе не обязательно все это демонстрировать в одном стихе, хотя и это , как видно по конгломератам, неплохо. Но богатство арсенала должно ощущаться в самом поэте, во всем его творчестве. Поэт, владеющий одним приемом, скучен, но и поэт, владеющий 3-4 приемами, не Бог весь что. Поэт должен быть адекватен природе, а она достаточна разнообразна. Одно мне ясно: все стили взаимосвязаны, все имеют равные возможности выбиться в направления. И потому мельчайшие приемы я рассматриваю наравне с большими стилями. Кто знает, какая судьба ожидает захудалый приемчик или раздувшийся стиль. Более того, каждый стиль может быть рассматриваем и употребляем на самых различных уровнях: от каллиграфического элемента до векторной ориентации. В нашем выступлении значительна опора на конструкцию, менее значительна - на композицию. Смысловая арена не пуста: это поле мы пытаемся возделывать даже с некоторым изяществом, особенно в вакуумной поэзии; но основной упор - на конструкцию, как в математике, на операционность, даже на процессуальность литературы. Наше выступление поделено на две части: стихи чисто литературные и стихи интеграционные, то есть соприкасающиеся с живописью, математикой, театром и пр. ... / далее - описание: "Шестого в шесть" / Канун Рождества. Подвал на Петра Лаврова... Действ. лица: Ры Никонова, Борис Констриктор, Борис Кудряков. Лица действующие, но отсутствующие: А.Ник и Сергей Сигей. Действуют так же стихи, молоток, рупоры, хлеб, масленка, солонка, нож, нарукавники, гвозди. Третье чтение транспоэтов, начавшееся в седьмом часу, весьма отличалось от двух предыдущих своей структурой. Это было системное чтение. Вначале Ры Никонова давала определение литературного стиля-приема, согласно своей системе, а затем этот прием иллюстрировался чтением стихов Ры, Констриктора и А.Ника. Выступление началось с бутерброда. Ры Никонова разрезала булку хлеба вдоль, намазала одну из половин ее маслом, уложила сверху несколько лавровых листьев, посолила, посыпала мелкими гвоздями, но есть бутерброд не стала, ограничившись фразой "Здесь, как и во всяком искусстве, что-то съедобно, а что-то нет". Затем начался перечень стилей-приемов, подкрепленных стихами, стихами-акциями и пр. ...После "реализма" последовали стихи из одних согласных и из одних гласных в исполнении Ры. Затем - вандализм, когда Ры разорвала на четыре части сборник своих стихов и разбила молотком фарфоровое блюдце, сопроводив сие фразой: "Пусть звон осколков заменит нам сегодня карканье ворон". Затем следовали вакуумные стихи /в том числе и "Клавиатура порезов"/ и вакуумные же стихи-акции. Взяв белый рупор, Констриктор словно в бинокль обозрел зрителей, произнося: один, два, три и тэ дэ, а Ры, глядя в зал в черный рупор, пересчитывала присутствующих в обратном направлении. После чего читались абстрактные, модуляционные, серийные, пневматические, ошибочные и линеарные стихи, перемежающиеся акциями типа "Компресса" или "Упакованного молчания" / Ры взяла книгу и заклеила ее крест-накрест изолентой, затем перевязала ее несколько раз своим шарфом, завернула в платок и сунула в громадный мешок /. В разделе топографики Констриктор удачно исполнил стих А.Ника "Хамле". Каждый элемент этого стиха, написанный на отдельном листке бумаги /акционная аранжировка Ры Никоновой/, Констриктор прочитывал вслух и бросал на пол... Затем Ры Никонова читала математические стихи и демонстрировала цветные рупоры в качестве цветовых элементов / существенных для ее стихов из сб. "Флюсцвет" /. В разделе жестовой поэзии она исполняла также стихи движениями рук. При этом она надела на одну руку зеленый, а на другую красный нарукавники, что придало жестовым партитурам красочную выразительность. В разделе конгломератов читал свои стихи Борис Кудряков. Потом демонстрировался кулинарт : макая кисточку в брусничное варенье, Ры Никонова написала на блюдце абстрактное стихотворение, затем вытерла его коркой хлеба, которую и съела. "Очень вкусная поэзия" - сообщила она публике. В конце выступления Констриктор исполнил "Швырок" Сергея Сигея: слоги и буквы одного стиха, написанные на толстой пачке бумаги, он бросил в зал.

привожу заметку бориса констриктора о четвертом выступлении трансфуристов: Ч. Ч. / четвертое чтение транспоэтов, состоявшееся 10 июля 1984 года в л-де - театральная студия на пр. Чернышевского, 3 - прошло вяло. Собственно, и предыдущие чтения не имели бурного успеха, заторможенность - если не закомплексованность - ленинградской публики с одной стороны и слабая режиссура самого чтения - вот две главные причины этих полупровалов. Непривычка публики к невербальным операциям на уровне третьей сигнальной системы иногда ведет к профанации таких феноменов аки заумь, концепт, акция... Публика, воспитанная на замшелых кульбитах поэзии серебряного века, все еще алчет алых парусов гортани, хождения кадыка за три моря, ритмической качки и непременной демонстрации духовных прелестей рапсода. Транспоэты, разделенные в пространстве тысячами километров, просто физически не успевают в редкие мгновения встреч откорректировать программу выступлений. Поэтому главный эффект авангардного действия - заразительность - катастрофически мал: по-настоящему растормошить ленинградского мастодонта еще пока не удалось. Конечно, проще всего винить публику, но публика в данном случае просто невинна. Это публика-подросток на пороге половой авангардистской зрелости. И первоочередная задача транспоэтов может быть сформулирована так: воспитание чувств. Идеальной формой такой педагогики явилось бы создание специального клуба, в котором ограниченный контингент вольнослушателей постепенно бы осваила заумь. Но сие, увы, невозможно... В самом ч.ч. можно отметить следующие существенные новые моменты: хоровое исполнение стихов Ры Никоновой /"Кластер", "Шряц" и т.д./, исполнение роли Сигея ассистентом /которому редакция "транспонанса" выражает живейшую признательность за этот отнюдь не легкий мартышкин труд/, а также чтение критических материалов и комментариев к стихам транспоэтов. во время этого выступления исполнялись некоторые новые акционные и топографические стихи, напр., "стих-эксперимент на слушателе" Ры Никоновой /"Кто не побоится дать мне руку для фиксирования на ней стиха?" - на пятом, следующем, чтении отбоя от желающих не было/, "карта Ленинграда" - наклеивание крупных букв на кой-какие здания и кварталы, кулинартистские опусы и в том числе "Бутерброд обычный столичный" Ры: "В каждом стихе должна быть прежде всего платформа, например самая обычная: хлеб, масло / В стихе должна быть соль / а также гвоздь / неплохо, если будет что-нибудь сладкое - конфета / красивое - цветок / или старинное - гусиное перо / стих должен опираться на родную почву, в данном случае ленинградскую - кусок земли / стих должен быть изысканным - духи / а также возвышенным - перекрестить / всё / бутерброд готов". Ассистент мой выступал в белой полумаске и бумажном черном длинновласом парике. Кроме того читались стихи А.Ника. На этих четырех чтениях публики побывало в общей сложности не более 200 штук, поскольку приглашения рассылалось администрацией клуба.

Пятое выступление трансфуристов, состоявшееся 23 августа 1984 года, собрало само около двухсотен народу, поскольку публику приглашал я самолично. И была она не такой квёлой, а отборной, более или менее представляющей что ее ждет. В пятом выступлении впервые трансфуристы выступали все вместе: Ры Никонова, Борис Констриктор, А.Ник, Сергей Сигей. Дело происходило опять-таки на Чернышевского, 3 и мы использовали имеющуюся там звукоаппаратуру. Собственно, фонетические /абстрактные/ стихи, модуляционный абстракт и прочая заумь звучали так как им и полагается. Тем более это было существенно для полифонических стихов Ры, исполнявшихся хором /тут же фигурировала реверберация - так что оглушенности залу было не занимать стать. Программа началась с прорыва ударом кулака бумажного планшета /это "Гзыбгз" Ры Никоновой/ и "Распила" /акциоонно-фонетического стиха: распил оклеенной цв. буквами доски сопровождался из произнесением - ритм, темп, сигей/. Затем следовало чтение стихов А.Ника /в авторском исполн./, стихов Констриктора, рупорных стихов Ры /рупоры в этот раз использовались не для усиления звука, а для обозначения цвета, поскольку визуальная партитура этих стихов включает его / ее же стихов жестовых / произносимым гласным соответствует правая рука, согласным -левая / , а также ее же прозы "дух в кубе", чтение которой сопровождалось автором изготовлением рисунков на пластмассовых табличках /проза интеграционная - с графикой/, таблички затем достались публике. А.Ник читал пьесу "Игра в кости" и "Старые стихи", толково заигрывал с публикой, я читал стихи 70-х годов: заумные и абстрактные. Совершенно замечательным получился финал: вместо моего единоличного выступления с поэмой "Ять с молотком" /до одурения долго и интонационно различно произносится "Ять, ять, ять..." под грохот молотка по чему угодно/ произошел общий буйный восторг: Констриктор стал швырять будильники об пол / пружинки выскакивали в публику/, Ры дула в бумажную цветнопёструю "флейту", а А.Ник с бешеным грохотом свалился со стула - это под молоток и восхищение зала, /после вечера народ утащил с собой около полусотни книжек трансфуристов, мой молоток /слишком был цветным и красивым/, и прочую документацию. Через несколько дней после выступления Игорь Бахтерев дал интервью ж. "транс-понанс", привожу этот текст: "вопрос: какого Вы мнения, Игорь Владимирович, о последних выступлениях трансфуристов? ответ: Если бы эти два выступления совершались в те далекие годы, когда существовали обэриуты и они были бы на этих выступлениях, то они все в полном составе выразили бы свое восхищение , ибо все наши принципы нашли у трансфуристов свое разрешение. / и тогда бы соединялись и в наших выступлениях поэзия и театральность, выступления обэриутов только в какой-то степени, но все же предвосхищали эти. / в четвертом выступлении меня просто покорил дублер сергея сигея - идеей и зрительным воплощением ее. /во пятом - реверберация, придавшая особую выразительность. / Я специально ничего не говорю о собственно литературе / ибо здесь есть и совпадения и различия между обэриутами и трансфуристами, но это разговор особый..." /17 сентября 1984, транспонанс № 24/. На этом я останавливаюсь в перепечатке документов разного свойства и приведу пару десятков стихов, /которые, к сожалению не дошли, потерялись по дороге как и фотографии - прим. моё - ника/ а если понадобится большее количество, то это уж в другой раз. сергей сигей, 353660 Ейск, ул. Свердлова, 175.
 

 

Здесь Сигей остановился, а я приведу ещё один документ. А именно...
 

 

программа выступления трансфуристов в клубе-81 9 июня 1985 года
 

первое отделение
 

1. Ры Никонова : посвящаю графу аракчееву / стихотворение-палка, исполнение стиха состоит из одного удара /.
2. Ры Никонова: роман из двух фраз / две фразы в 63-х вариантах с жестами, пением, рупорами, полифонией, инверсией, балластом, откусами, графиками, цветом, мульти-тавтологией, наложениями и переплетениями, моделированием и модуляциями, гипер-акцентами, топофонией, корректурой, дуализмом тембров, обертонами, вакуумностью, серийностью, замещениями, интеграцией с математикой, живописью, музыкой, балетом и тэдэ/,
3. Сергей Сигей : прерванное сновидение / поэма-перформенс, исполняется автором лежа на визуально-акционном агрегате - раскрашенной раскладушке, которую по окончании "романа из двух фраз" Ры Никонова опрокидывает, отчего Сигей падает на пол, а публика получает возможность созерцать визуальный стих "о - о - о" /.
4. Борис Констриктор: стихотворения заумные, пневматические, интерпретационные / исполнение стиха фета с наложениями других текстов, а также выключением света в зале, разбрызгиванием нашатырного спирта и прочее /.
5. Ры Никонова : плюй и целуй / поэма-перформанс, состоящая из перебирания пестрых картонок с буквами: гласные буквозвуки произносит целует и складывает, а согласные произносит, оплевывает и швыряет на пол /.
6. Сергей Сигей: обструг, распил, ять с молотком / стихи-перформансы: сопровождение заумно-абстрактными текстами обстругивания рубанком визуального стиха на доске; распиливания ножовкой визуального стиха; избиения стихом-молотком визуального стиха на доске; результат обструга упакован в полиэтилен с этикеткой и брошен в публику /.
7. Борис Констриктор: марш-бросок / стихотворение-перформанс: автор скачет через авансцену на стуле, переодически голосуя правой рукой и правой ногой, въезжает таким образом в туалет, после чего слышен шум спускаемой воды /.
 

второе отделение
 

1. Ры Никонова: стихотворение для двух флейт / Ры и Сигей, сидя на стульях, раздувают бумажные конструкции, отчего составляющие их полоски бумаги издают характерный звук, прерываемый произнесением абстрактного текста /.
2. Сергей Сигей: рулонная поэма из книги "одуряка" / автор впрыгивает на стол и бросает в публику разворачивающийся при том бумажный рулон, на котором нанесен визуальный текст, конец рулона автор держит в руках и не спеша сворачивает поэму - без звука /.
3. Ры Никонова: прототидизм зеркальный / автор наносит на правые руки Констриктора и Сигея цветной визуальный текст, затем прижимает правые руки подопытных к их же левым рукам и получает отпечатки стихотворений. результаты демонстрируются публике с предложением оные понюхать /.
4. Борис Констриктор: последняя капля и стихи, неприятные для слуха /стихотворения-перформансы, в последнем использование звука ножа по оконному стеклу /.
5. Стихотворения из книги "Ирфаер" / Ры Никонова, Борис Констриктор и Сергей Сигей поочередно читают визуальные /полупроизносимые/ стихи из означенной книги /.
6. Сергей Сигей: полёт / топофонное стихотворение: текст его разнесен по неск. бумажным самолетикам, оные запускаются в публику /.

7. Сергей Сигей: упакованное голосоведение / стихотворение-перформанс, состоящее из текста по поводу авторского влезания в полиэтиленовый мешок, рвущийся при этом по частям и целиком /.
8. Ры Никонова: ритм опасности / отбивая ритм стихом-палкой по металлической абстрактно-вакуумной картине, автор поет вокальные упражнения, переплетающиеся со звучанием металла /.
9. Лиловый негр / совместная импровизация участников выступления: Ры Никонова поет романсы вертинского. Сигей и Констриктор читают тексты тютчева и элиота слева направо, а также справа налево и сверху вниз - синхронно-непрерывное наложение /.
10. Ры Никонова: подарок слушателю / вокальная модуляция, переходящая в нестерпимый визг /.
11. Сергей Сигей: грядущая война / это стихотворение автор ис. в противогазе /.
12. Демонстрация через диапроектор стихов-слайдов Ры Никоновой /из кн. "литература и вакуум"/ и Сергея Сигея /сплав цвета, буквообразований и фотонегативов/.
 

Выступление сопровождалось выставкой стихокартин Сигея и графики Ры Никоновой и Бориса Констриктора.

 

 

 

 

 

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 5Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга