стихи
вакуумные стихи
пространственные стихи
ПРОТОПЬЕСЫ
второе выступление
ТРАНС - ПОЭТОВ
ры никонова
бээм констриктор
а. ник
сергей сигей
при скромном участии гран-бориса кудрякова
3 июля 1983 года
ул. Петра Лаврова, 5
ленинград
Программа выступления транс-поэтов 3 июля 1983 /Ленинград/
I. Ры Никонова. Протопьеса "Их-Вох". Действующие лица и исполнители:
Первая толпа
- Бээм Констриктор
Вторая толпа - Сергей Сигей
В роли паяца - книга Ярослава Мареша и Властимила Лапачека "Живая природа" /на
чешск. яз/
Голос паяца - Ры никонова
По окончании протопьесы "Их-Вох" без антракта исполняется протопьеса
"Шелест шагов".
/Коля! Это было вот как: Борис и я швыряли друг другу книгу с воплями. Он: Box,
а я: Их. Книга постоянно падала и тогда Анна говорила: I/ Ой, 2/ Больно, 3/
Ужас, 4/ Хватит, 5/Ох и тэ дэ. Затем мы поворачивались к публике спиной и очень
медленно шаркая подмётками двигались к столику, за ктр сидела Анна, отдавали ей
книгу и она произносила текст пьесы "Шелест шагов" "Любой балет как
драматическая пьеса /замедлить всё"/. Публика внутренне выла/.
II. А.Ник Стихотворения /исполняет Сигей/.
/я читал наиболее заумные твои стихи, особенно мне удаётся
про
"пал брюх
цах хахе"/
III. Ры Никонова. Стихотворения.
/Анна читала нарочито медленно, обособляя каждое слово - у неё очень четкая
дикция/
IV. Ры Никонова. "Компресс" /исполняет автор и Бээм Констриктор/.
/Это было ещё хлеще, чем протопьесы. Встал Борис, взял свой стул, вышел и сел спиной к залу;
Анна подошла, показала публике картонку с буквой "Ц" на ней и приложила эту
картонку к Борисовой шее, а потом примотала картонку к шее шарфом. Затем слегка
отошла в сторону, а Борис весьма невнятно промямлил: цс. После чего Анна, сделав
строгое лицо, сказала ему: Цэ! После чего Борис, выхватил из кармана пиджака
картонку с чёрной "Ц" и неистово проревел: "Цэ!!!". Публика взвыла
самонатурально, а небезызвестный тебе Александров заревел: Браво! и долго
хлопал/.
V. Бээм Констриктор. "Цагендон".
/естественно, что после "Компресса" Борис мог читать только про начинающееся с
буквы Цэ/.
VI. Ры Никонова. Стихотворения.
VII.
Сергей Сигей. Стихотворения.
/Анна выступала впервые в жизни с чтением стихов, но читала как заправский
марсианский диктор: слоги и буквы повисали на ушах ничего не смыслящей в
фонетической поэзии публики. Я же читал стихи в прозе: это было натуральное
описание пузырька, потом "кулинарный" рецепт "Баба на скорую руку" и "Зарифмумию
стиха АэС Пушкина"
Пред испанкой мармолотной
Двое рыцарей острощ
Оба смело мастрихотно
Прямо в очи леоньяно и тэдэ/
VIII.
А.Ник. Стихотворения /исп. Констриктор/
/здесь шло повторение твоих стихов из первого - февральского - выступления/
IX.
/Борис Кудряков был приглашён мною прочесть что-либо. Он сидел в зале, вышел и
понес какую-то дикую ахинею в прозе, позволив публике хотя бы дух перевести от
нашей скорострельной на неё охоты/.
X.
Сергей Сигей.
Мишень №4 /№ 246/ пртивная с конфетти для публики.
/это объявлял не Борис, ибо у него нелады с буквой "р", а объявила Анна. После
чего я пошёл в публику и раздал вчетверо сложенную здоровенную мишэнь. В ней
были прорезаны буквы и собуквы так, что получались дыры как после стрельбы
/имитация детских криков:/ кх, тц, дж и проч. Естественно, что те счастливчики, ктр досталась сия К Н И Г А , поспешили её развернуть и обсыпали свои коленочки
вырезанными буквицами. Особенные любители поэзии поспешили все до единой
буквицы собрать даже с грязного пола - особенно усердствовали Александров, Уфлянд
и мн. другие хорошие люди/.
/Здесь был перекур
минут в пять/
/затем началось
второе отделение/
I.
Бээм Констриктор. Рым Ром - транспонированная книга Елены Благиной
/надеюсь, что этот перл транс-поэзии тебе известен/
II.
Ры Никонова. Стихотворения из кн. "Количество судьбы" и протопьеса "Сколько".
/
Это было лучшее во всём чтении стихов:
стихи из цифр и букв, стихи из алгебраических корней, дробей и пр. - читала Анна
здорово: арифмометр - четко и сухо, как щелчки по носу. Были и стихи с
демонстрацией картинок: напр, произносит строго, медленно и размеренно "55", а
показывает цифру "57". И тэ дэ /.
III. Бээм Констриктор. Верёвка.
/когда это его стихотв. мы поместили в тр., он и ВэЭ страшно возмущались, что мы
выдаём за стихи какие-то - де почеркушки. Ан вон как пригодилось! Борис
неожиданно вскочил со стула на ноги и вытянул вверх руку, из ктр свисала
натуральная верёвка, с прицепленными к ней бумажными буквами: "Верёвка". Выждав
и выдержав "немую сцену" он сел под анонс: "Бээм Констриктор! Веревка!"/.
IV. /Пока всё это происходило Кудряков делал мне из-за спин публики умоляющие знаки
и пришлось этого "любителя производить впечатление" на юных любительниц поэзии,
выпустить ещё раз. Теперь он соизволил читать то, что я его и просил прочесть
заранее: стихотворение "Рыба Солнца". Гран-Борис имел блестящий успех у публики,
но ему всё-таки не повезло. В конце вечера хармсоед Александров сказал ему: "Мне
понравились Ваши стихи, но знаете, их можно писать километрами"/.
V.
Сергей Сигей. Консервированная букводка.
/Борис объявил этот номер неверно и мы с ним даже громогласно поспорили: я
требовал, чтобы он произнёс название полностью, а он упирался,
уверяя, что у него в програмке записано только одно слово: "Букводка".
Это не
было запрограммировано и только подогрело публику. Наконец я поставил на край
стола, за ктр мы все сидели, бутылку водки, пустую банку и спец. консерв.
машинку. После чего вырезал /всё молча и предельно серьёзно/ из трех кусков
бумаги белую, коричневую и черную буквы. Вначале "X", потом "У" и наконец
маленькое "О" /т.е. обыкновенное "ухо", но публика-то рассчитывала иначе!/
Опустил буквы в банку, открыл водку /сунул её понюхать первым рядам обалдевших
зрителей/ и вылил до капли в банку. Затем закрыл крышкой с этикеткой: "Серг.
Сигей. Консервированная букводка" и закатал машинкой по всем правилам.
Возможно, ты представишь себе, как реагировал зал, особенно некие г.г.
литераторы. Тут я расскажу сразу же то, что было "за кадром". Ещё до выступления
Борис слезно умолял меня заменить водку хотя бы вином; а после выступления жадно
оберегал артефакт от посягательств "коллекционеров искусства". Когда приехали
домой, он уговорил меня всё-таки эту водку выпить. Ты бы видел наши рожи, когда
выяснилось, что водка-то несъедобна! /Буквы дали чудовищный ей вкус!/
Потом я рассказывал об этом Харджиеву и старик справедливо и радостно заявил:
"Разве можно было рассчитывать, что произведение позволит себя выпить! Вообще,
это все равно, что сжевать Джоконду!"/.
VI.
Бээм Констриктор.
Вовка Вам ружье ж - 22.
/Этот текст сделан по способу метамтекстоза - в готовый текст вживается новый.
В принципе, "Рым Ром" - тоже самое, но "Вовка" лучше, ибо имеет основанием
инструкцию по использованию винтовки. Таким образом, весь вечер шла стрельба по
мозгам /.
VII.
Ры Никонова исполняет стихотворение "Клавиатура порезов" из книги "Литература и
вакуум".
/Анна вышла из-за нашего столика и, держа, словно скрипку, небольшую рамку, с
натянутыми в ней полосками белой бумаги, "сыграла" нечто грациозно-безмолвное
/почти, ибо слышался отчётливо звук "ломающихся струн": полоски рассекались
бритвой и повисали, рука двигалась музыкально-ритмично/./
VIII Сергей Сигей. Надписатель - рычаг /транспонированная книга/.
/Об этом рассказать нечего, этот текст надо просто читать./
IX. А.Ник. Стихотворение /исп. Ры Никонова/.
/это твоё стихотворение про:
Вам это всё приснилось
повернитесь на правый бок...
Оно предваряло финал, давая неожиданный и важный левый смысл всему предыдущему/.
Х. Ры Никонова. Протопьеса "В своём ли мы уме?" Действ. лица и
исполнители:
Первый артист - Бээм Констриктор
Второй артист - Сергей Сигей.
/Борис и я
встали и надели одновременно на себя через головы два громадных круглых
воротника: белый и чёрный. После этого разошлись параллельно рядам зрителей как
для дуэли. Он говорил мне яростно: Да! А я отвечал изворотливо-хитро: Нееет!
Потом менялись местами, и так несколько раз. Это и есть вся пьеса. На репетициях
это было с большим блеском, ибо Борис придумал закончить дуэль-спор двойным
утверждением: Дада /dada/, но в концерте забыл, гад, об этом. Кончилась пьеса
тем, что мы вновь стали лицом к публике и разорвали свои воротники/.
По окончании публика готова была сидеть недвижимо ещё битый час, и мне, чтобы
вывести её из шокового состоя, пришлось сказать традиционное "всё".
Кроме того, в течение всего вечера я исполнял своё стихотворение "Носки, буквы и прищелки" /первое исп. в 1971г. в Свердловске снималось на киноплёнку/, т.е. на вороте рубашки на прищепках у меня висели
настоящие носки вперемежку с буквами - "нос".
Надо сказать, что мы все имели, конечно, бешеный успех. Но не обошлось и без
интриг....................
Сергей, 15 июля 63г.
|
На фото:
Сергей Сигей Ры Никонова |
Теперь же сообщаю Вам все возможные подробности о трансфуристах, анархистах-футуристах, уктусской школе.
Меня зовут Сергей Сигей, я р. в
1947 году и с 1962 по 1965 был "анарфутом" в Вологде, а с 1968 - членом
Уктусской школы в Свердловске и одно время - редактором ее журнала "Номер"
/основанного в 1965 г. Ры Никоновой/. / Анарфуты, они же футуродадаисты, они же
общество "Будущел" - помимо деклараций и манифестов писали стихи и устраивали
то, что теперь называется энвироументом. Например, таковой была их "выставка в
темноте", т.е. выставка акв. и гуашей в абсолютно темном подвале жилдома /1963/.
Акцией был и манифест "Ряв!" - это слово, напечатанное на машинке, раздавалось
прохожим в один из вечеров на центр. пл. Вологды /13 апреля 1963/. Свои произв.
мы "печатали" в ркп сборниках: "Ряв!кнула собака", "Анархизм-футуризм", "Тетрадь
футуродадаистов", "Незапучтое пузо" и пр. В приложениях к этому письму я
посылаю некоторые манифесты означенных "будущелов".
Уктусская школа оформилась в
Свердловске в 1965 году / Е.Арбенев, В.Дьяченко, Ры Никонова, А.Галамага и
мн.др. - по преимуществу художники/. Я туда попал последним. Галамага умер в 21
год, оставив сотню рисунков и десяток стихов. Большинство "выбилось в люди",
став членами Союз. худ. в Св. и Л-де. Но это были в основном абстракционисты и
экспрессионисты. Дьяченко же работал параллельно концептуалистам и в 1967 году
писал концепт.
"Номер" был "открытым" журналом, главным в нем был отдел "Впиши
своё", затем - Вклей, Вложи, Вынь и пр. Он вых. только в 1 экз., но на каждой
стр., благодаря колонке "Критика", в нем участвовало оч. много народу. Стихи в
нем "печатавшиеся" были по-преимуществу абсурдными и сюрреалистскими, а с 1970 -
заумными и абстрактными. Всё это существовало до 1973 года и этот год был
последним для Уктусской школы / Уктусс - гора под Св., известн. трамплин для
лыжников /.
В истории группировок в России этим двум придется найти место,
поскольку они оказались трамплином для трансфуристов, они же произошли
следующим образом. С 1974 года Ры Никонова и я живем в собственном доме в Ейске,
что на берегу Азовского моря, и мирно занимаемся искусством. В конце 1977 я
послал почтой наши стихи, оформл. книжками, Игорю Бахтереву, а в сл. г. Н.И. Харджиеву - оба они ответили и с тех пор - это наши друзья. В
1978 я привез в Л-д идею трансфуризма, придуманную нами в Ейске. Там я познакомился с Вл. Эрлем и
Борисом Констриктором. Последний писал тогда стихи в типично ленинградской
манере: акмеизм, смешанный с Лао-Цзы и прочим Востоком.
В 1979 году он выдал
свои первые заумно-абсурдные стихи и с этого началось его становление - сейчас
это вполне самостоятельный визуально-концептн. поэт. В 1980 - он женился на
сестре Ры Никоновой. Ры, я и Констриктор в этом же г. сообща
сочинили "манифест трансфуристов", а в 1983 начали выступать в л-де с
перформансами и чтением стихов. Еще в 1981 г. Кривулин предложил Ры и мне
вступить в члены "Клуба-81" /официального объединения неофициальных поэтов и
писателей при Союзе писат. в л-де/, но мы отказались. При этом мы никогда не
отказывались выступать в помещениях клуба; с 1983 их в Л-де два: подвал на ул.
Петра Лаврова, 5 и чердак на ул. Чернышевского, 3. Прилагаю к этому письму
описания пяти выступлений трансфуристов и прочие материалы, относящиеся к этому
делу.
Летом же 83 года возникло небольшое ответвление от трансфуризма -
ирфаеризм и совместно с Д.Приговым был написан соответствующий манифест. В
Москве мы выступали приватно. Визуальные же стихи, которые большинство здесь
принимает за "живопись", можно пытаться выставлять. С 1983 года в л-де
существует Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства /ТЭИИ/ -
неофициальное объединение, но с правом двух в году официальных выставок /120чл/
Для нас эти выставки ценны тем, что мы в них участвуем /и в роли худ. тоже/.
Хотя нас практически все в обеих столицах знают и мы - соответственно, но никому
из наших знакомых как-то не пришло в голову посодействовать реальному изданию
произведений либо наших, либо трансфуристов в целом; собиралась что-то
предпринять Кари Унксова, но машина ей помешала.
Идея трансфуризма проста: мы
полагаем необходимым развитие всех достижений наших предшественников и синтез
этого традиционного уже русск. авангарда с современной поэтич. культурой. Ры и я
неплохо знаем прежней русск. авангард, в моем распоряжении немало и неопубл.
футуристов и заумников /неопубл., правда, только в типограф, смысле, поскольку я
не из чего не делаю секрета/. Письмо занимает 10с. м/п , кроме того, к нему
следует приложение двух страниц стихов, легко поддающихся машинке. Если Вы
захотите продолжения, то оно незамедлит последовать.
из ркп сб. Футуродадаистов "Будущел" "Незапучтое пузо 2", сент.
64:
ЭЙ! ЭЙ! /
Читающим нашу грозную баячь плевок в рыло шлют футуродадаисты. Вот вам мусолящие
книги наши смелые опусы. / 3 мая этого года впервые услышали о могущественных
друзьях слова и Велемира Хлебникова - будущелах. / Мы подняв красный стяг футуризма
смеясь в лицо / Репиным / Пластовым / и проч проч проч / смело штурмуем в лицо
музеи заваленные реалистическим хламом и заявляем: / I. Только самовитая буква и
самоценное слово то бишь заумность определяют талант / 2. Только абстрактная
живопись шагает в ногу с веком и дает грандиозные картины / - понимая под
абстрактной живописью кубистов футуристов экспрессионистов ташистов /
Вознесенский обмолвился, иль мы ошибаемся, что имеет нечто общее с Миро и Корбюзье... ? Брось, Андрюха, это тебе не в кабаках дыры просиживать! / Евтушенко
- дряной символик, акмеистик, декадентик... / Прочь прочь прочь
контреволюционные поэтишки... / Революция - камень, на котором стоят футуродадаисты, а вокруг накипь иль пены волн куски / Эй поэты-реалисты!
Штопайте газеты рифмованные строки. Прочь от поэзии, маменькины сыночки,
держащиеся за подол юбки дряхлой няньки - Сани Пушкина. Хей - тара! Гви - у - у -
зув - ув - иу иу ! / Реалисты-художники! Бездарные пачкуны с вислыми носами /
бросьте кисти на полку! Живопись - не стилизаторское копирование старых
мастеров, то бишь родной природы. Долой мещанское эстетство! Слушайте левых
топот... / Мы бьём в барабан говоря вам наше новое ЭЙ ! ЭЙ! / сергей сигей /
якоб северилин / александр гуз / 4 сентября 1964 г.
из ркп сб.
"анархизм-футуризм" /манифесты, декларации, заявления/,
63 г.
заявление : "я вдохновляюсь запахом куриного помета и не могу писать стихи без
аромата сортиров / сергей сигей / июль 1963
из "декларации": "пусть выписанные
с натуралистической точностью голые тела рассекаются прямыми линиями, наше
искусство должно стать машиной для возбуждения низменных половых инстинктов. /
поэт может использовать самые отвратительные ругательства, это единственные
слова из старого языка, которые мы переносим в новый", декабрь 1963.
в апреле
1970 года я написал единоличную декларацию "демо и рево заумно":
I. Её древо: / плёт корней - / заклинанье,/камланье, / зывы - / гадали, считали,
перёд сказанного, черёд мечтанного / - время прошлого, / а теперь: - желание
народное иметь свою собствую речь-речугу./ Её крона - / корона народовой юнички:
/ мать - узвучивание, закрепление фразы в ее объеме-форме - болты, гайки ;
однообразный фон, подчеркивающий смысл обычных слов; украшательство, как почву
удобряют навозом; брод в уме, его отдых и тэ пэ /
крик, выкрика скорость - сокращения; увеличение частей и звуков; / стон по
экзотике речистой - таково пение песен занародных, спетое по-загарничному и
по-заумному - сиамское; чтение романов, где ласкают заумные имена: маркиз дэ
сад, монтэ-кристо, тулуз лотрек монофа, френсис пикабиа, резкое приближение в
свой рече к соленой словам маркиза дэ мат и барона фон трипербах; счет
нечислами губ: аты-баты, эники-ебеники и тэ дэ; / нет меры Рево исказителей,
ведь уничтожали тех, кто говорил: огуэц; / тарабарские речи, где слова
подготовлены как струны рояля - Д.Кейдж -, где к слову дополнили от у смысла
отнятое. / И проч и тэ дэ и далее даль этц... /
Соки ствола: Рево иль Вера - дух, протест, двиги-слух - : не уймут что поймут не
поймают: бормочу-рмочу - что немолчу - щелкаю зубами тарабарно - междуметко -
растобарно./
2. Писать заумно - одевать свой зад на голову сов.чтецу и летать наслаждением от
чего - сегодня, /быть наслаждением - завтра./ Речарю: / заужасничай речью сам!
/следует превзойти каждого в словах - быть пугалом:/ изысканности, /
грамотности, / неграмотности, / диалектности, / жаргонности, / матерности.
/ заумь - искусство рыть ходы, обрушивать своды, во имя свободы. / СПБ. апрель
1970 г.
"Приказ по банде из кусств № 3" / Предлагается сдать оружие и разойтись
по рабочим местам - по кустам -. Под конвоем и по канве. / Всем молчать. Хватит
недоносков. Декламируйте поведением. Всем молчать. / Д' я / Сигей / 13 февраля
1971 г.
это "приказ" был единственным в своем роде во время "уктусской школы", из него
получилось многое в практике: свое представление о перформансе, своя
интерпретация флаксуса - д'я был единственным известн. мне флаксистом тогда и
мы с ним освоили флакс-переписку на обычн. почтовых карточках, из нее родилось
лигатурное письмо, например, а из "приказа" возникло еще "искусство дополнений",
которое привело затем к ирфаеризму - см. далее, идея дополнений -
звукобуквенных - была высказана мной еще раньше - в "узвученной" поэме
в.хлебникова "шаман и венера" в 1969 году сама идея - в чистом виде - еще раньше
в кн. рисунков на чертежах - ры никоновой /начало - 68г./, но "приказ" этот,
обязывая декламировать поведением, вынудил писать новое прямо в старом, сверху,
или отсекая путем выкрашиваний лишнее. приведу отрывок из "шамана и венеры":
"шаМБана встречаЗ и ХвенерНы / была такАМБА кратка и яснаРа / Фона воРшла пРод
свод пеХщерНы / порывБам СЛрадости веснаРА / и тэ дэ - когда десять лет спустя
этот текст попался на глаза Харджиеву - это едва не стало причиной ссоры, но он
моментально понял всё и пересилил своё "научное" ради нового подхода. В 1971 же
году следом за Ры Никоновой я стал писать поверх текстов и фотографий. Сейчас
это привело к фотостихам и визуальным диафильмам /поверх негативных фотопленок -
образование знаков поэзии/. Недавно мы записали кассету, где исполняем и "шамана
и венеру" и "пиф-паф-текст сегодня" ры никоновой
/1970/ - свой текст на чужом,
к сожалению, все сразу рассказать невозможно, поэтому обратимся к самому
главному манифесту:
"ТРАНСФУР - МАНИФЕСТ I - декларама /Сохранить нить
поэтического авангарда, то бишь перелить в себя, пропитать собой, перенести в
чужое, пронести сквозь подобное, передать всем, пронзить всё. /
Отношение к смыслу и мысли - два разновеликих великана -. Мысль всегда возможно
вычленить из стиха, этим стих несовершенен, разбиваем, осколочен.
Нерасчлененность смысла - первый знак стихотворения. Думать не в стихах, а возле
них. / Вздор - главная услада трансфуристов, его София - город Глупов. /
ТРАНСФУР - МАНИФЕСТ 2 - програма - 1. осознание поэзии нарочитостью, интонационность стиха - кости мамонта. / 2. увеличение плоскости стиха.
Квантовая разработка текста. Пульсация цитат. / 3. полистилистика / вольный
размер Хлебникова, сдвиг Гнедова и Крученых - начало. / 4. восстание слов,
индивидуальная грамматика - раскрепощение союзов, дублирование слогов,
увеличение гласных. Тавтологизм. / 5. осознанные паузы - эмансипация или
альтерированность, использование письменных масс стиха - собуквы, иероглифы,
подчеркивания, росчерки, маргиналы, зачерки, цвет. / 6. чистый всеобъемлющий
звук, обертонное письмо, альпециозное письмо, кластеры. / 7. об основных приемах поэтехники трансфуризма говорится в "Теопракте", "Инструментарии поэту",
"Эмансипации паузы", "Пересказах", "Букво-действиях", "Обертонне стиха",
"Кластерах", "Частицах петуха" - эти статьи в "транспонансе" представляют собой
канву, по которой предлагается вышивать любым поэтам, ежели они ощущают себя
таковыми / ры никонова, борис констриктор, сергей сигей, авг. I980".
теперь я
приведу еще один из таких манифестов, а затем - про ирфаеризм.
"манифест номер
три": основу поэтики транспоэтов составляет убеждение в необходимости развития и
синтезирования достижений всех поэтических школ и направлений когда-либо
существовавших и где-либо существующих. / инструментом интеграции и синтеза мы
объявляем транспонирование./ основу поэтехники транспоэтов составляет теория
заумной поэзии, разработанная тифлисскими авангардистами в 1918 - 1920 годах./
на основе этого фундамента поэзия преображена нами решительно и бесповоротно,
тем более это явственно при сопоставлении нашей продукции с произведениями
крученых, терентьева, зданевича. / транспоэты не просто аккумулируют все
созданное до них, но и такое что еще не создано./ мы не признаем однообразие и
стабильность раз найденных и установленных тем, приемов и материалов, / идея
обновления и плюрализм поэтехники - вот истина транспоэзии / ры никонова, борис
констриктор, сергей сигей, 1983.
приведу еще один текст, важный для понимания
характера наших выступлений: кулинарт / в чертог восторга и продажи / ведут
съедобные очки / а.крученых, в.хлебников "игра в аду" / в последнее время
нередки случаи употребления продуктов еды как материала для искусства: / уорхолл
с его консервами, попартисты с их мясом и колбасой и пр. / но эти художники
только демонстрируют еду, делают ее элементом картины, процесс же поглощения
пищи стал распространенным фактом искусства главным образом в перформансах.
кулинарт - это кулинарное искусство с большой буквы, саморазрушающаяся структура,
с необыкновенной наглядностью идущая на пользу человечеству, художники ближе
продвинулись к такому пониманию искусства, чем поэты, в этой связи можно
вспомнить тем не менее первого поэта-кулинартиста - алексея чичерина, гениального
русского концептуалиста начала хх века /1924/ его конструкция "авеки веков" -
издание пряни чное, вкусное, с обильным присутствием мяты, тема образована
шоколадом, доска резана в сергиевом посаде, печатана и печена в количестве
пятнадцати штук в моссельпроме, что у мясницких ворот, вот именно, нигде кроме
как в моссельпроме это и произошло, и к сожалению продолжения не имело... кулинарт - это прежде всего акция, причем акция одухотворяющая одну из
распространеннейших человеческих - да и не только человеческих - функций:
поглощение в своем одухотворении этого процесса кулинарт во многом сходен с
христианством /"сие есть тело мое"/ и мифами - и диаметрально противоположен
некоторым акциям боди-артистов. дионисийство, первобытность - вот настоящая
подоплека таких акций, тяготеющих к сфере возможностей тигра, я же мечтаю об
очеловечивании животной сферы в нас, а также о процессуальной ваккуумности. то
есть когда вакуумная поэзия не дана нам сразу, а появляется в результате полного
исчезновения объекта - не разрушения - можно вспомнить помещённую в
"транспонансе" № 15 фотографию моего стиха "литературная пряность", где
изображена тарелка с буквами, там не было указано, что эти буквы из варенья и
при исполнении стиха их надо слизывать, второй кулинартистский стих - "заумные
бутерброды для публики" - родился непосредственно перед вторым чтением
транспоэтов и не был исполнен из-за недостатка средств - они ушли на
"консервированную букводку" сигея, которая некоторым образом также имеет
отношение к кулинарту, особенно тот кулинарный момент, когда транспоэты с
отвращением пытались ее выпить. / особенно пикантно, что съедение стиха, то есть
исчезновение поэзии, приносит человеку не вред и горе, а совсем наоборот:
человеческое тело становится пусть на короткое время сосудом для стиха, а это
приятно / да здравствует сладкое, соленое и маринованное искусство внутри нас! /
ры никонова, 1983.
далее - "манифест ирфаеризма": ры, констриктор, сигей, 7,6,
5, 4, 3, 2, 1, пригов! / после чего начинается история ирфаеризма ца - ца - ца / как
всякий термин, не имеющий сколько-нибудь достаточной истории
общеупотребительного
существования или этимологического изведения из известной корневой основы,
ирфаеризм
имеет - или будет иметь - то значение, которое ему приписывают авторы. во всей
определенности, конечно, он предстанет только в процессе взаимоотношений с
феноменом, который он описывает. еще не вдаваясь в его конкретное значение,
отметим, что для уха в нем просвечивают "эйфория", "афера", "фраер", "файер" -
англ. огонь - "арфы", "ризы", "аир" - англ. воздух /. это нисколько не говорит
об этимологии, но только об естественном эффекте внесения любого букво-слово-сочетания и силовое поле живого языка. / 1968 гац оца дац ры
никонова прояляет чертежизнь чертежей / 1970 гоу оу до дьяченко и сигей обсуждец
"впиши своё" / возникновением же термин обязан факту обработки названия книги -
адыгейской - , в чем и был, собственно, заложен основной принцип ирфаеризма, с
прибавлением естественного для всякого подобного явления окончания "изм" / с
помощью голографического взгляда на систему искусства потребитель получает
возможность стать соавтором уже готового объекта искусства, то есть потребитель
вводится в сферу существования сделанной картины, стиха, фильма и т.п. / 1971 уг
то югд ры никонова создает "шваль" и другое, а сигей создаёт первую дополненную
книгу "вор оков" и переписывается с эмилио изигро, который после этого начинает
выкрашивать части слов в британской энци-клопо-комедии медиа. / какой же феномен
описывает ирфаеризм?/ название возникло на основе осмысления готового объекта
искусства - текста адыгейской книги, обработанного различными приемами, в этой
работе оказались аккумулированными многие тенденции авангардного искусства, и не
было бы причины выдумывать новый термин и как-то обособлять это произведение от
всех прочих, если бы авторам не представлялось, что почти все они - тенденции и
приемы авангардного искусства - оказались вписанными в новый более широкий
контекст, или по крайней мере, рассмотрены под новым углом зрения. / ирфаеризм
предполагает овладение следующими приемами: транспонирование, описание,
обмысливание, изучение, клеймизм - определение масштаба - , ассамбляж. / 1980 сигей показывает всем "ир-фаер", но только констриктор вспахивает ее страницы
гусеницами своего мозга, /ирфаеризм - это использование готовой формы в целях
создания новой готовой формы. / пользование готовой продукции уже давно стало
нормой со времени авангарда 10х-20х годов, основными принципами работы с
готовой продукцией были: перемена знака функции - ради-мэйд, поп-арт - ,
наложение языков описания - концептуализм - , фактурные эффекты - кубизм, дада -
, транспонирование, все они составляли просвечивающий в конечном результате
деятельности функциональный или эстетический уровень целостности пользуемого
объекта, то есть будучи культурой второго
этажа, работали с предметами культуры первого этажа, постулируя неотменяемость
их конструктивной организованности на любом уровне целенаправленной человеческой
деятельности. / 3891 гуцо дац сигей поливает пригова, после чего подсовывает ему
"ирфаер". / ирфаерическое транспонирование - это изменение готовой формы до
стадии готовой формы при просвечивании старой./ транспонирование на формальном -
вещественном -уровне пользуется приемом де-конструкций, дополнений и замещений /
то есть деконструкций компенсируемых /. в деконструкцию в свою очередь входят:
сдвиг, корректура - зачеркивания -, манипулирование географией объекта,
некоторые элементы вандализма, кулинарт и тому подобное. / в дополнение входят
такие элементы вандализма как наложения на готовый объект отпечатков физической
личности вандалирующего - отпечатки губ, ступней, пальцев и пр. / замещением
может быть исполнение, то есть просто интерпретация. / в смысловом варианте
транспонирования возникает перемена целевого акцента - использование объекта не
по назначению или, напротив, гиперболизация или отмена целевого акцента вообще
- экранирование -. / ирфаеризм утверждает обращение к предметам первого этажа
культуры как к некоему результату случайной человеческой деятельности, не
имеющего для него знака жесткой сконструированности на любом уровне,
заставляющем художника учитывать ее, либо быть в каком-либо отношении к ней. в
случае с данной книгой - репрезентующей собой огромное количество печатной
продукции, смысл которой давно смыт до простого типографического набора /
художник предстает как заинтересованный читатель, вычитывающий из первобытного
материала свой личный авторский текст, это предполагает, что для следующего
автора-читателя новые тексты могут снова предстать ни к чему не обязывающим
материалом, и единственной оговоркой должно быть их тиражирование, так как
внедрение в рукодельный подлинник есть акт личностного взаимоотношения, что
ирфаеризм рассматривает как недопустимый акт вандализма по отношению к
ирфаеризму. / 1983 гир офа ерд ры никонова и пригов спорят, отчего пригов
создает ирфаеризм, а сигей эйфорует инфарктиду. /ры никонова, дмитрий пригов,
сергей сигей, июль 1983. при написании совместном этой телеги ужасно спорили и
ругались, писалась же она в ейске, где многие у нас бывают, для пояснения сего
манителега прилагаю неск. фотографий из "ир-фаера", а теперь перехожу к
документациям - словесным - выступлений трансфуристов - их было шесть, посылаю
только описания:
21 февраля 1983 в приватном холле в л-де выступали сигей, констриктор, эрль.
кроме своих стихов, все трое читали произведения отсутствовавших авторов: ры
никоновой и а.ника. об этом чтении написала татьяна никольская следующее: "вечер поэтов-трансфуристов / Выступало трое поэтов. Читали стихи свои, друг друга и третьих лиц,
посему расчленять тройку не буду. Отмечу три особенности, вспомнив стихотворение К.Олимпова "Тройка в тройке". Первое - единение под знаком зауми. Присутствовали
в стихах все виды зауми, выделенные А.Крученых в "Декларации заумного языка", за
исключением экстазной - глосс аффекта. Отзвук последнего типа прозвучал в
нескольких строчках цыганских мотивов, напомнивших мне места из первого варианта
"Улялаевщины". Наиболее широко поэты пользуются разломом и насыщением слов,
полусловами и их причудливыми сочетаниями. Изредка встречалась и комбинация
языков на заумной основе. Второе -чтение подтвердило установку зауми на
произношение вслух /стихокартины - особая статья/. Создается эффект неожиданный
и новый. Мне довелось слышать магнитофонную пленку с записью Крученых. О том как
он читал свои стихи уже писалось. Известно и что Маяковский, Каменский, Ильязд
были замечательными чтецами. Но дело не только в индивидуальной манере, а и в
удовольствии которое доставляет произнесение зауми органами артикуляции. Третье
- поэты никого ни с какого парохода не сбрасывали. Они знают и любят своих
предшественников - компанию 41°, обэриутов и других авангардистов. И не
стыдятся своей любви. Сюда примыкает отсутствие эпатажа, скандала, хэппенинга.
Работа ушла в слово. Апофеоз зауми на вечере - поэма памяти Василиска Гнедова, в
которой прозвучала полифония зауми. Заумь персонифицировал Ильязд, но по
другим законам. Перед слушателями прошло две жизни - два мифа Василиска. Двое в
одном - андрогин. Такого еще не было". привожу необх. комментарий к этой
заметке: цыганские мотивы - это стих а.ника "цыганочка-пацаночка" в моем
исполнении; отсутствие эпатажа - это было сознательно, поскольку выступали
впервые, но чтение кончилось исполнением "Четырех точек" ры никоновой, когда я
грохнул трижды кулаком по столу, а четвертый раз - погрозил им публике; поэма
памяти В.Гн. называется "Томбо" : на смерть в 1978 году в Херсоне
поэта-футуриста Василиска Гнедова" и написана мной в 1978-1980 г.г. - с этим
футуристом я был в переписке в последние годы его жизни, теперь привожу описание
второго выступления трансфуристов, которое состоялось 3 июля 1983 года в л-де на
ул. п.лаврова, 5 в подвале, являющемся офиц. помещением "клуба-81". описание это
существует в виде "письма а.нику". выступали же четверо: ры никонова, борис
констриктор, борис кудряков, сергей сигей. итак: письмо а.нику. / программа
выступления транспоэтов 3 июля 1983 года. / I. Ры Никонова. Протопьеса "Их-Вох".
Действующие лица и исполнители: / первая толпа - Борис Констриктор, / вторая
толпа - Сергей Сигей. / в роли паяца - книга на чешск. яз. "живая природа"./
голос паяца - Ры Никонова. / по окончании протопьсы "Их-Вох" без антракта
исполняется протопьеса "Шелест шагов". Коля! это было вот как: Борис и я
швыряли друг другу книгу с воплями. Он: Box, а я: Их. Книга падала постоянно и
тогда Ры говорила: 1. ой; 2. больно; 3. ужас; 4. хватит; 5. ох и тэ дэ. Затем
мы поворачивались к публике спиной и очень медленно шаркая подметками двигались
к столику за которым сидела Ры, отдавали ей книгу и она произносила текст пьесы
"Шелест шагов": "Любой балет как драматическая пьеса - замедлить всё". Публика
внутренне выла. / 2. А.Ник. Стихотворения /исп. Сигей/. - я читал наиболее
заумные твои стихи, особенно мне удается про "пал брюх, уах ха хе". 3. Ры
Никонова. Стихотворения. - Ры читала нарочито медленно, обособляя каждое слово,
у нее оч. четкая дикция. 4. Ры Никонова "Компресс" - исп. автор и б.констриктор.
Это было еще хлеще чем "Протопьесы". Встал Борис, взял свой стул, вышел и сел
спиной к публике. Ры подошла, показала всем картонку с буквой "Ц" на ней и
приложила эту картонку к борисовой шее, а потом примотала картонку к шее шарфом.
Затем слегка отошла в сторону, а Борис весьма невнятно промямлел: цэ... После
чего Ры, сделав строгое лицо, сказала ему: Цэ! После чего Борис выхватил из
кармана пиджака картонку с черной "Ц" и неистово проревел:"Цэ - э - э!!!".
Публика взвыла самонатурально. / 5. Борис Констриктор. "Цагендон" - естественно,
что после "Компресса" Борис мог читать только начинающееся с Цэ. / 6. Ры
Никонова. Стихотворения. 7. Сергей Сигей. Стихотворения - Ры выступала впервые в
жизни с чтением стихов, но читала как заправский марсианский диктор: слоги и
буквы повисали на ушах ничего смыслящей в фонетической поэзии публики. Я же
читал стихи в прозе: это было натуральное описание пузырька, потом
"кулинарный" рецепт "Баба на скорую руку" и - "Зарифмумию стиха АэсПушкина":
Пред испанкой мармолотной / Двое рыцарей острау / Оба смело мастрихотно / Прямо
в очи леоньяно / Блещут оба миоцэнно / Оба серцем кальцеолы / Оба мощной
плиоценой / Оперлися в марцэолы. / 8. А.Ник. Стихотворения - здесь шло
повторение твоих стихов из первого - февр. выступления. 9. Борис Кудряков читал
свою прозу. 10. Сергей Сигей. Мишень № 4 / № 246 пртивная с конфетти для
публики, это объявила Ры, после чего я пошел в публику и раздал вчетверо
сложенную здоровенную мишень. В ней были прорезаны буквы и собуквы так, что
получались дыры как после стрельбы - имитация детских криков: кх, тц, дж и пр.
Естественно, что те счастливчики - тираж 25 шт. -, которым досталось сия книга,
поспешили ее развернуть и обсыпали свои колени вырезанными буквами. Особенные
любители поэзии поспешили все до единой буквицы собрать; Уфлянд и др. хорошие люди.
- Здесь был перекур минут в пять, а затем -
второе отделение. I. Борис Констриктор. Рым Ром - транспонированная книга - чтение. 2.
Ры Никонова.
Стихотворения из кн. "Количество судьбы" и протопьеса "Сколько" - это было лучшее
во всем чтении - стихи из цифр и букв, стихи из алгебраических корней, дробей и
пр. читала Ры здорово - арифмометр - сухой и четкий, как щелчки по носу. Были
стихи и с демонстрацией картонок: например, произносит строго, медленно и
размеренно: "55", а показывает цифру "57" и тэ дэ. / 3. Борис Констриктор
"Веревка" - когда мы поместили это его стихотворение в "транспонансе", Эрль
страшно возмущался, что мы выдаем за стихи какие-то почеркушки - ан вон как
пригодилось! Борис неожиданно вскочил со стула на ноги и вытянул руку вверх, из
нее свисала натуральная веревка с прицепленными к ней бумажными буквами
"веревка". 4. Здесь опять Кудряков читал, но уже стихи - "Рыбу солнца". 5.
Сергей Сигей "Консервированная букводка". Борис объявил этот номер неверно и мы
с ним даже громогласно поспорили: я требовал, чтобы он произнес название
полностью, а он упирался, уверяя, что у него в программке записано только одно
слово "букводка". Это не было запрограммировано и только подогрело публику.
Наконец я поставил на край стола, за ктр мы все сидели, бутылку водки, пустую
банку и спец. консервир, машинку. После чего вырезал /все молча и предельно
серьезно/ из трех кусков бумаги белую, коричневую и черную буквы. Вначале "X",
потом "У", наконец, маленькое "о" - то есть обыкновенное "ухо", но публика-то
рассчитывала иначеI опустил буквы в банку, открыл водку - сунул ее понюхать
первым рядам зрителей - и вылил до капли в банку. Затем закрыл крышкой с
этикеткой "сергей сигей. консервированная букводка"
- и закатал по всем правилам. Возможно, ты представишь как реагировал зал,
особенно некоторые г.г. литераторы. Тут я расскажу сразу же то, что было за
"кадром". Еще до выступления Борис слезно умолял меня заменить водку хотя бы
вином; а после выступления тщательно оберегал артефакт от посягательств
"коллекционеров искусства". Когда приехали домой, он уговорил меня эту водку
все-таки выпить. Ты бы видел наши рожи, когда выяснилось, что водка-то
несъедобна! Буквы дали ей чудовищный вкус! Потом я рассказывал об этом Харджиеву и он справедливо и радостно заявил: "Разве можно было рассчитывать,
что произведение позволит себя выпить! Вообще, это все равно, что сжевать
Джоконду!" / 6. Борис Констриктор "Вовка вам ружье ж - 22"
- этот текст сделан по способу метамтекстоза - в готовый текст вживляется новый.
/ 7. Ры Никонова исполняла стихотворение "Клавиатура порезов" из кн.
"Вакханалия пустоты". Ры вышла из-за нашего столика и, держа словно скрипку,
небольшую рамку с натянутыми в ней полосками белой бумаги, "сыграла" нечто
грациозно-безмолвное - почти,
ибо слышался отчетливо звук "лопающихся струн": полоски рассекались бритвой и
повисали, рука двигалась музыкально-ритмично. / 8. Сергей Сигей. Надписатель -
рычаг - транспонированная книга - об этом рассказывать нечего, это надо читать.
/ 9. А.Ник. Стихотворения - исполняла Ры Никонова / 10. Ры Никонова. Протопьеса
"В своем ли мы уме". Действ. лица и исполнители: Первый артист - Борис
Констриктор, Второй артист - Сергей Сигей. / Борис и я встали и надели
одновременно на себя через головы два громадных круглых воротника: белый и
черный. После чего разошлись параллельно рядам зрителей как для дуэли. Он
говорил мне яростно: Да! а я отвечал изворотливо-хитро: Нееееет! Потом менялись
местами и так несколько раз. Кончилось тем, что мы вновь стали лицом к публике и
разорвали свои воротники. / По окончании зрители готовы были сидеть еще битый
час и мне, чтобы вывести их из оцепенения, пришлось сказать традиционное всё.
Кроме того, в течение всего вечера я исполнял свое стихотворение "Носки, буквы и
прищепки" - первое исп. в Свердловске в 1971 году, то есть на вороте рубашки на
прищепках у меня висели настоящие носки вперемешку с буквами: н, о, с." это
письмо было написано мной, а остальные описания других выступлений или
совместны, или же - написаны Ры Никоновой. привожу их. 6 января 1984 г. в
"клубе-81" состоялось третье выступление транспоэтов. На афише значится: Ры
Никонова / вечер системной поэзии / при участии Бориса Констриктора и Бориса
Кудрякова - афиша, разумеется, самодельная. Вот отрывок из вступит слова Ры:
"Сделать вечер системной поэзии, да еще и нескольких поэтов - дело довольно
трудное, ибо система включает в себя множество стилей, иногда существующих еще
на уровне приемов, а иногда уже вышедших на стилистический простор.
Проиллюстрировать их все достаточным количеством стихов не всегда представляется
возможным, ведь автор имеет обычно характер, склонности, любовь к какому-то
определенному набору стилей и нелюбовь или просто неспособность к другому
набору. В сущности, все это будет очевидно в данном выступлении... я вижу
качественность поэзии в широте использованных средств, в плюрализме поэтического
арсенала, в богатстве, разнообразии стилистики. Вовсе не обязательно все это
демонстрировать в одном стихе, хотя и это , как видно по конгломератам, неплохо.
Но богатство арсенала должно ощущаться в самом поэте, во всем его творчестве.
Поэт, владеющий одним приемом, скучен, но и поэт, владеющий 3-4 приемами, не
Бог весь что. Поэт должен быть адекватен природе, а она достаточна разнообразна.
Одно мне ясно: все стили взаимосвязаны, все имеют равные возможности выбиться в
направления. И потому мельчайшие приемы я рассматриваю наравне с большими
стилями. Кто знает, какая
судьба ожидает захудалый приемчик или раздувшийся стиль. Более того, каждый
стиль может быть рассматриваем и употребляем на самых различных уровнях: от
каллиграфического элемента до векторной ориентации. В нашем выступлении
значительна опора на конструкцию, менее значительна - на композицию. Смысловая
арена не пуста: это поле мы пытаемся возделывать даже с некоторым изяществом,
особенно в вакуумной поэзии; но основной упор - на конструкцию, как в
математике, на операционность, даже на процессуальность литературы. Наше
выступление поделено на две части: стихи чисто литературные и стихи
интеграционные, то есть соприкасающиеся с живописью, математикой, театром и пр.
... / далее - описание: "Шестого в шесть" / Канун Рождества. Подвал на Петра
Лаврова... Действ. лица: Ры Никонова, Борис Констриктор, Борис Кудряков. Лица
действующие, но отсутствующие: А.Ник и Сергей Сигей. Действуют так же стихи,
молоток, рупоры, хлеб, масленка, солонка, нож, нарукавники, гвозди. Третье
чтение транспоэтов, начавшееся в седьмом часу, весьма отличалось от двух
предыдущих своей структурой. Это было системное чтение. Вначале Ры Никонова
давала определение литературного стиля-приема, согласно своей системе, а затем
этот прием иллюстрировался чтением стихов Ры, Констриктора и А.Ника. Выступление
началось с бутерброда. Ры Никонова разрезала булку хлеба вдоль, намазала одну из
половин ее маслом, уложила сверху несколько лавровых листьев, посолила, посыпала
мелкими гвоздями, но есть бутерброд не стала, ограничившись фразой "Здесь,
как и
во всяком искусстве, что-то съедобно, а что-то нет". Затем начался перечень
стилей-приемов, подкрепленных стихами, стихами-акциями и пр. ...После "реализма"
последовали стихи из одних согласных и из одних гласных в исполнении Ры. Затем
- вандализм, когда Ры разорвала на четыре части сборник своих стихов и разбила
молотком фарфоровое блюдце, сопроводив сие фразой: "Пусть звон осколков заменит
нам сегодня карканье ворон". Затем следовали вакуумные стихи /в том числе и
"Клавиатура порезов"/ и вакуумные же стихи-акции. Взяв белый рупор, Констриктор
словно в бинокль обозрел зрителей, произнося: один, два, три и тэ дэ, а Ры,
глядя в зал в черный рупор, пересчитывала присутствующих в обратном направлении.
После чего читались абстрактные, модуляционные, серийные, пневматические,
ошибочные и линеарные стихи, перемежающиеся акциями типа "Компресса" или
"Упакованного молчания" / Ры взяла книгу и заклеила ее крест-накрест изолентой,
затем перевязала ее несколько раз своим шарфом, завернула в платок и сунула в
громадный мешок /. В разделе топографики Констриктор удачно исполнил стих
А.Ника "Хамле". Каждый элемент этого стиха, написанный на отдельном листке бумаги
/акционная аранжировка Ры Никоновой/, Констриктор прочитывал вслух и
бросал на пол... Затем Ры Никонова читала математические стихи и демонстрировала
цветные рупоры в качестве цветовых элементов / существенных для ее стихов из сб.
"Флюсцвет" /. В разделе жестовой поэзии она исполняла также стихи
движениями рук. При этом она надела на одну руку зеленый, а на другую красный
нарукавники, что придало жестовым партитурам красочную выразительность. В
разделе конгломератов читал свои стихи Борис Кудряков. Потом демонстрировался кулинарт : макая кисточку в брусничное варенье, Ры Никонова написала на блюдце
абстрактное стихотворение, затем вытерла его коркой хлеба, которую и съела.
"Очень вкусная поэзия" - сообщила она публике. В конце выступления Констриктор
исполнил "Швырок" Сергея Сигея: слоги и буквы одного стиха, написанные на
толстой пачке бумаги, он бросил в зал.
привожу заметку бориса констриктора о
четвертом выступлении трансфуристов: Ч. Ч. / четвертое чтение транспоэтов,
состоявшееся 10 июля 1984 года в л-де - театральная студия на пр. Чернышевского,
3 - прошло вяло. Собственно, и предыдущие чтения не имели бурного успеха,
заторможенность - если не закомплексованность - ленинградской публики с одной
стороны и слабая режиссура самого чтения - вот две главные причины этих
полупровалов. Непривычка публики к невербальным операциям на уровне третьей
сигнальной системы иногда ведет к профанации таких феноменов аки заумь, концепт,
акция... Публика, воспитанная на замшелых кульбитах поэзии серебряного века, все
еще алчет алых парусов гортани, хождения кадыка за три моря, ритмической качки и
непременной демонстрации духовных прелестей рапсода. Транспоэты, разделенные в
пространстве тысячами километров, просто физически не успевают в редкие
мгновения встреч откорректировать программу выступлений. Поэтому главный эффект
авангардного действия - заразительность - катастрофически мал: по-настоящему
растормошить ленинградского мастодонта еще пока не удалось. Конечно,
проще всего винить публику, но публика в данном случае просто невинна. Это
публика-подросток на пороге половой авангардистской зрелости. И первоочередная
задача транспоэтов может быть сформулирована так: воспитание чувств. Идеальной
формой такой педагогики явилось бы создание специального клуба, в котором
ограниченный контингент вольнослушателей постепенно бы осваила заумь. Но сие,
увы, невозможно... В самом ч.ч. можно отметить следующие существенные новые
моменты: хоровое исполнение стихов Ры Никоновой /"Кластер", "Шряц" и т.д./,
исполнение роли Сигея ассистентом /которому редакция "транспонанса" выражает
живейшую признательность за этот отнюдь не легкий мартышкин труд/, а также
чтение критических материалов и комментариев к стихам транспоэтов. во время
этого выступления исполнялись некоторые новые акционные и топографические стихи,
напр., "стих-эксперимент на слушателе" Ры Никоновой /"Кто не побоится дать мне
руку для фиксирования на ней стиха?" - на пятом, следующем, чтении отбоя от
желающих не было/, "карта Ленинграда" - наклеивание крупных букв на кой-какие
здания и кварталы, кулинартистские опусы и в том числе "Бутерброд обычный
столичный" Ры: "В каждом стихе должна быть прежде всего платформа, например
самая обычная: хлеб, масло / В стихе должна быть соль / а также
гвоздь / неплохо, если будет что-нибудь сладкое - конфета / красивое - цветок / или
старинное - гусиное перо / стих должен опираться на родную почву, в данном
случае ленинградскую - кусок земли / стих должен быть изысканным - духи / а
также возвышенным - перекрестить / всё / бутерброд готов". Ассистент мой
выступал в белой полумаске и бумажном черном длинновласом парике. Кроме того
читались стихи А.Ника. На этих четырех чтениях публики побывало в общей
сложности не более 200 штук, поскольку приглашения рассылалось администрацией
клуба.
Пятое выступление трансфуристов, состоявшееся 23 августа
1984 года,
собрало само около двухсотен народу, поскольку публику приглашал я самолично. И
была она не такой квёлой, а отборной, более или менее представляющей что ее ждет. В пятом выступлении впервые трансфуристы выступали все вместе: Ры Никонова,
Борис Констриктор, А.Ник, Сергей Сигей. Дело происходило опять-таки на
Чернышевского, 3 и мы использовали имеющуюся там звукоаппаратуру. Собственно,
фонетические /абстрактные/ стихи, модуляционный абстракт и прочая заумь звучали
так как им и полагается. Тем более это было существенно для полифонических
стихов Ры, исполнявшихся хором /тут же фигурировала реверберация - так что
оглушенности залу было не занимать стать. Программа началась с прорыва ударом
кулака бумажного планшета /это "Гзыбгз" Ры Никоновой/ и "Распила"
/акциоонно-фонетического стиха: распил оклеенной цв. буквами доски сопровождался
из произнесением - ритм, темп, сигей/. Затем следовало чтение стихов А.Ника /в
авторском исполн./, стихов Констриктора, рупорных стихов Ры /рупоры в этот раз
использовались не для усиления звука, а для обозначения цвета, поскольку
визуальная партитура этих стихов включает его / ее же стихов жестовых /
произносимым гласным соответствует правая рука, согласным -левая / , а также ее
же прозы "дух в кубе", чтение которой сопровождалось автором изготовлением
рисунков на пластмассовых табличках /проза интеграционная - с графикой/,
таблички затем достались публике. А.Ник читал пьесу "Игра в кости" и "Старые
стихи", толково заигрывал с публикой, я читал стихи 70-х годов: заумные и
абстрактные. Совершенно замечательным получился финал: вместо моего единоличного
выступления с поэмой "Ять с молотком" /до одурения долго и интонационно различно
произносится "Ять, ять, ять..." под грохот молотка по чему угодно/ произошел
общий буйный восторг: Констриктор стал швырять будильники об пол / пружинки
выскакивали в публику/, Ры дула в бумажную цветнопёструю "флейту", а А.Ник с
бешеным грохотом свалился со стула - это под молоток и восхищение зала, /после
вечера народ утащил с собой около полусотни книжек трансфуристов, мой молоток
/слишком был цветным и красивым/, и прочую документацию. Через несколько дней
после выступления Игорь Бахтерев дал интервью ж. "транс-понанс", привожу этот
текст: "вопрос: какого Вы мнения, Игорь Владимирович, о последних выступлениях
трансфуристов? ответ: Если бы эти два выступления совершались в те далекие годы,
когда существовали обэриуты и они были бы на этих выступлениях, то они все в
полном составе выразили бы свое восхищение , ибо все наши принципы нашли у трансфуристов свое разрешение. / и тогда бы соединялись и в наших выступлениях
поэзия и театральность, выступления обэриутов только в какой-то степени, но все
же предвосхищали эти. / в четвертом выступлении меня просто покорил дублер
сергея сигея - идеей и зрительным воплощением ее. /во пятом - реверберация,
придавшая особую выразительность. / Я специально ничего не говорю о собственно
литературе / ибо здесь есть и совпадения и различия между обэриутами и
трансфуристами, но это разговор особый..." /17 сентября 1984, транспонанс № 24/.
На этом я останавливаюсь в перепечатке документов разного свойства и приведу
пару десятков стихов, /которые, к сожалению не дошли, потерялись по дороге как и
фотографии - прим. моё - ника/ а если понадобится большее количество, то это уж
в другой раз. сергей сигей, 353660 Ейск, ул. Свердлова, 175.
Здесь Сигей остановился, а я приведу ещё один документ. А именно...
программа выступления трансфуристов в клубе-81 9 июня
1985 года
первое отделение
1. Ры Никонова :
посвящаю графу аракчееву / стихотворение-палка, исполнение
стиха состоит из одного удара /.
2. Ры Никонова: роман из двух фраз / две фразы в 63-х вариантах с жестами,
пением, рупорами, полифонией, инверсией, балластом, откусами, графиками, цветом, мульти-тавтологией, наложениями и переплетениями, моделированием и модуляциями,
гипер-акцентами, топофонией, корректурой, дуализмом тембров, обертонами,
вакуумностью, серийностью, замещениями, интеграцией с математикой, живописью, музыкой, балетом и
тэдэ/,
3. Сергей Сигей : прерванное сновидение / поэма-перформенс, исполняется автором
лежа на визуально-акционном агрегате - раскрашенной раскладушке, которую по
окончании "романа из двух фраз" Ры Никонова опрокидывает, отчего Сигей
падает на пол, а публика получает возможность созерцать визуальный стих "о - о - о" /.
4. Борис Констриктор: стихотворения заумные, пневматические, интерпретационные /
исполнение стиха фета с наложениями других текстов, а также выключением света в
зале, разбрызгиванием нашатырного спирта и прочее /.
5. Ры Никонова : плюй и целуй / поэма-перформанс, состоящая из перебирания
пестрых картонок с буквами: гласные буквозвуки произносит целует и складывает, а
согласные произносит, оплевывает и швыряет на
пол /.
6. Сергей Сигей: обструг, распил, ять с молотком / стихи-перформансы:
сопровождение заумно-абстрактными текстами обстругивания рубанком визуального
стиха на доске; распиливания ножовкой визуального стиха; избиения
стихом-молотком визуального стиха на доске; результат обструга упакован в
полиэтилен с этикеткой и брошен в публику /.
7. Борис Констриктор: марш-бросок / стихотворение-перформанс: автор скачет через
авансцену на стуле, переодически голосуя правой рукой и правой ногой, въезжает
таким образом в туалет, после чего слышен шум спускаемой воды /.
второе отделение
1. Ры Никонова:
стихотворение для двух флейт / Ры и Сигей, сидя на стульях,
раздувают бумажные конструкции, отчего составляющие их полоски бумаги издают
характерный звук, прерываемый произнесением абстрактного текста /.
2. Сергей Сигей: рулонная поэма из книги "одуряка" / автор впрыгивает на стол и
бросает в публику разворачивающийся при том бумажный рулон, на котором нанесен
визуальный текст, конец рулона автор держит в руках и не спеша сворачивает
поэму - без звука /.
3. Ры Никонова: прототидизм зеркальный / автор наносит на правые руки
Констриктора и Сигея цветной визуальный текст, затем прижимает правые руки
подопытных к их же левым рукам и получает отпечатки стихотворений. результаты
демонстрируются публике с предложением оные понюхать /.
4. Борис Констриктор: последняя капля и стихи, неприятные для слуха
/стихотворения-перформансы, в последнем использование звука ножа по оконному
стеклу /.
5. Стихотворения из книги "Ирфаер" / Ры Никонова, Борис Констриктор и Сергей
Сигей поочередно читают визуальные /полупроизносимые/ стихи из означенной книги
/.
6. Сергей Сигей: полёт / топофонное стихотворение: текст его разнесен по неск.
бумажным самолетикам, оные запускаются в публику /.
7. Сергей Сигей:
упакованное
голосоведение / стихотворение-перформанс, состоящее из текста по поводу
авторского влезания в полиэтиленовый мешок, рвущийся при этом по частям и
целиком /.
8. Ры Никонова: ритм опасности / отбивая ритм стихом-палкой по
металлической абстрактно-вакуумной картине, автор поет вокальные
упражнения, переплетающиеся со звучанием металла /.
9. Лиловый негр / совместная импровизация участников выступления:
Ры Никонова поет романсы вертинского. Сигей и Констриктор читают тексты тютчева и элиота
слева направо, а также справа налево и сверху вниз -
синхронно-непрерывное наложение /.
10. Ры Никонова: подарок слушателю / вокальная модуляция, переходящая в
нестерпимый визг /.
11. Сергей Сигей: грядущая война / это стихотворение автор ис. в противогазе /.
12. Демонстрация через диапроектор стихов-слайдов Ры Никоновой /из кн.
"литература и вакуум"/ и Сергея Сигея /сплав цвета, буквообразований и
фотонегативов/.
Выступление сопровождалось выставкой стихокартин Сигея и графики Ры Никоновой и
Бориса Констриктора.
|