СТРАТАНОВСКИЙ

   

 

   
 

фото Б.Смелова, 1974

 

   
     

СЫН ПРОФЕССОРА
 

"А в углу играют дети

с тихим братиком, с гвоздем..."


      Самый тихий, самый скромный... Самый тонкий: гораздо трагичнее Кушнера. То ли у Кушнера зарплата была поболе, то ли квартира помене - впрочем, о Кушнере я ничего и не знаю. Член, опять же, Союза писателей. Но о нем я писал.
      А вот о сыне переводчика Геродота... Что скажешь о нем? Что - скажет о нем больше его портрета, работы гениального Птишки, или стихов его, так далеких от "благополучинки" Кушнера? И все же вяжутся у меня два эти имени, два друга. И ни тот, ни другой - ведь и близкими друзьями моими не были.
      Стратановского я не дразнил. Было дело: в один из запоев /загулов, вернее/ - а год не припомню, но скорее, что 69-й? - пришли мы с Кривулиным в дом. Дом -профессорский, старый, приличный. И - лето, а стало быть вся профессура - на даче. Мальчик, маленький /Стратановскому было тогда 25/, тоненький, робкий. И два хулигана. Я и Кривулин, который немного что отставал. Было выпить, но как же без баб? Я зову Ираидку, Кривулин, конечно же, Машку-мордашку, Стратановский, конечно, без бабы. Пьем, однако. Пьем день, вечер, ночью раскинулись спать. Комнат -и не сосчитать, латиняне и греки в почете. Перепутались бабами: я /не помню, как/ к Машке залез, но она меня скинула, Кривулин же долго ходил, всех будил и искал. Поутру разобрались, бабам всяко пора на работу. Вылезает Стратон и, конечно, в пижаме. Распахнулась пижамка - тело тонкое, белое, в родинках. Я за родинки: щупать. Стесняется мальчик. Помню: утро. Чего-то допили. Закусить, натурально - шаром покати. Обнаружил засохшие шпроты, зеленые малость. Съел. Потом там чего-то еще. И сидим, как три брата, три мальчика, три обормотика.

      Кстати, выяснил тут: текст "Два мальчика..." Кушнера - о Виньковецком и Битове, Яшка сам мне сказал. Он еще что-то много рассказывал, но я, как всегда, не запомнил. Я на должности Пимена не гожусь. Помню: лето, открытое окошко кухни во двор. Высоко. Солнца свет по квартире. И зеленые кильки. Или нет, точно: в томате бычки, отчего и протухли. Квартира там, мебель. Геродоты-Платоны на полках.
      Все, что помню. Стихов мне Сергей не читал. И не знал даже я, что поэт. И лишь в 73-м - Кривулин принес "Диалог" и "Суворова". А скорее, что на год позднее.
      Есть такие поэты в России: не вопят, не кричат. И руками не машут. Открываешь - открытие! Блеск! Где же были глаза мои? А, полагаю, на бабах. Ведь суть наших встреч - не в стихах заключалась. А в братстве, свободе и блядстве. И, естественно, в выпивке. Пропадает квартира ж! Но все это было - безгрешно. За всю мою долгую жизнь в Ленинграде - помню, смутно, с полдюжины "оргий". Да и то: там, два друга и баба. 2-3 раза случалось такое. А чтоб свальный там грех, малакия /выражение Пазухина/ - такого в моей жизни не было. Бабы были как бабы: свои. Машка с Витькой, а я с Ираидкой. Расставались - ну, тут уже дело другое. Ширали с меня требовал поллитра за Наталью, а также с нее, но если б он за всех /и со всех/ своих баб стал бы требовать - то ликерный завод на Синопской давно бы прикрылся! Не менялись мы бабами. Нет. Расставались - потом уж сходились. Потому и "молочные братья". Но я все о бабах. А пишу - к Стратановскому. Что ж, и Лён ведь - о том же. Да еще плюс об выпить.
 

      Поэты, поэты...
      Полюбил Стратановского - поздно. Как и сам он - в 24 лишь "начал писать". А до этого? Что я знаю - "до этого", "после"? Так, встречались. Как с Кушнером. И опять этот Кушнер. Думал: избавился. Во 2-м уже томе. Но опять возникает,, Потому, что он - ЛЮМПЕН. Как и все мы. Даже если и в галстуке.
      И Стратон - он туда же. Нет, отца из него не получится.

   

см. также: Константин К. Кузьминский. "Восславим наших лауреатов"

   
     

Автограф биографии Стратановского   

   
     
      О себе пишет скупо. И строго. И сдержанно. Привожу:
      Сергей (Георг) Стратановский
      5 дек в день сталинской /бухаринс - зачеркнуто - ККК/ конст 1944 г в Ленинграде. Русский. Отец - перев. с древн. языков. Мать - преп. Лен. Университета.
 

      Учился в Лен. Унив, русс. отд. филфак, к-рое ок. в 1968 г.
      Стихи пишу по-серьезному после оконч. У-та - с 1968 г.
      Не христианин. /Крещ - зачеркнуто - ККК/
      Не женат.
      Работаю в наст, момент экскурс, в музее Пушкина.
      Публикаций не было.
      Сделан один сборник "Избр. стихи". Остальные стихи находятся в хаотическом состоянии. Посещал ЛИТО при союзе Пис. под рук-вом Г.Семенова. Считаю посещение этого ЛИТО ценным для себя.
Лучшим ленинградским поэтом считаю Дмитрия Бобышева. Также считаю инт. поэтами Лену Шварц. В.Кривулина, О.Охапкина, П.Чейгина, Б.Куприянова, Тамару Мишину.
 

      Никаких выдающихся событий.
 

      /Прим. 1/ Занимался у проф. Максимова Д.Е. в Блоковском семинаре и считаю себя многим обязанным ему.
 

      Вот и всё. Ученическим почерком, на двух страничках моего красного делегатского блокнота. Блокнот какого-то съезда комсомола сперла и подарила мне моя секретарша, а я, помимо Сусанны Рыбник и заготовок по каталогам, антологиям и прочим делам, выжимал туда биографии из поэтов. Блокнот пришел с дипами, но обложку в целях конспирации Наталья сорвала, так что я и не знаю, какой там съезд и чего.
     

      Меня Стратановский поэтом /инт./ не считает. Помимо общепринятого преклонения перед гениально-занудным Бобышевым, упоминает своих друзей и бледную немочь Тамару Мишину-Козлову-Буковскую. Меня вообще поэтом мало кто считал. Я уж сам начал сомневаться: а поэт ли я? Кривулин как-то сказал, что "Кузьминский - это же версификатор" /чего я ему, суке, не забуду!/, остальные принимали меня, полагаю, как неизбежное зло.
      Составляя этот том в особенности, я поневоле задумался, а я-то тут при чем? Ну, игрались мы в "школы". Два моих единственных ученичка, неспособны будучи усвоить уроков нео-футуризма, переметнулись, в конце-концов, к Кривулину и Охапкину, чья поэтика мне кажется банально-эпигонской /и недаром все ссылки - на Бобышева!/. То ли все это было "попроще", я и по сю никак не пойму - законов /а были ли?/ развития ленинградской "школы" поэзии. Петербуржско-чиновная линия -победила разгульное буйство Москвы и провинции.
      Я никогда не питал любови к камням. Период моего "классицизма" благополучно продолжался, там, с год: в период моей службы в Павловске. Но отдав ему дань, сердца я ему отдавать не собирался. Я питал пиетет к направленью ахматовской школы, но не более. Потому и выделил из всех из них - Рейна.
      Стратановский же - не в поэтике, а в эстетике! - типичное порождение петербургских камней и камей. Как и Кушнер. Для меня Глеб Горбовский, и даже Соснора, сыграли роль куда позначительней Бобышева. Но - проклятый вопрос поколений! С Димой мы, почитай что, ровесники. Начинал он в ключе - уж никак не в ахматовском! А для этих вот мальчиков - Дима есть мэтр. Славословят, поют. Для меня ранний Бродский - играл, поздний Бродский - играет, ну а Бродский там СРЕДНИЙ - средний просто и есть. Средний Бродский - в развитии - весь поздний Бобышев. Компромисс с классицизмом.
      Впрочем, что говорить о Сереже? Филфак, семинар там какого-то Максимова /не В.Е., а Д.Е./, блоковедческий - академия, тухлость, покойницкая. Но зато -ностальгия "по оным векам".
      У меня ее нету, по счастью. Стратановский - прекрасный поэт, вопреки.

   
     
   
     
 

       Тыква


Тысячеустая, пустая

Тыква катится глотая

Людские толпы день за днем

И в ничтожестве своем

Тебя, о тыква, я пою

Но съешь ты голову мою.
 

1968-72 гг.

 

 

 

 

Жизнебоязнь, воздухобоязнь

К лицу живому неприязнь

Как будто тягостная казнь

Четвертый год подряд

И наплевать, что независим

Когда судьба как серый яд

Когда не шлют годами писем

По телефону не звонят.
 

1968-72
 

 

 

 

          Бог
 

А бог — не призрак золотой

Не зверь, не звездный Жар

Он только голый шар

Бесполый и пустой.
 

Он в комнате повис

Под самым потолком

И смотрит, смотрит вниз

Невидимым зрачком.
 

Мои чернила, стол

Он превратил в тюрьму

Я все отдам ему

А сам останусь гол.
 

1968-72

 

 

 

 

 

Страшнее нет- всю жизнь прожить

И на ее краю
Как резкий свет вдруг ощутить

Посредственность свою
 

Как будто ты не жил

Соль мира не глотал

И не любил, и не дружил

А только дни терял.
 

Как будто ты существовал

В пол-сердца, в пол-лица

Ни бед, ни радостей не знал

Всем телом, до конца.
 

И вот - поверь глазам

Как соль стоит стена

Ты был не тот, не сам

И словно соль - вина.
 

1968-72
 

 

 

 

 

 

Тихо, тихо в белой спальной

Белый потолок
С потолка глядит печальный

Без плечей, браток.
 

Он сидит, кусая гвозди

Держит молоток

Рано ты явился в гости

Милый мой браток.
 

Белый свет через окошко

Светит на него

Подожди милок,
              подожди немножко

Полчаса всего.
 

I968-72

 

 

 

 

 

 

Что же ты головотелый

Легкий сахар не грызешь

А на стеночке, на белой

Все отшельником живешь.
 

Что же ты головопузый

Все скучаешь и молчишь

Разве только с пьяной Музой

В серой щели переспишь.
 

Ты ее как муху ловишь

Паутинясь целый век

Темнотелыш, темнолобыш

Насекомый человек.
 

1968
 

 

 

 

 

 

 

     Кентавры
 

Человеко-лошади

На моей жилплощади

Дети греческих лесов

В зоне сорных часов
               И безлюдных вещей

И я не сам, ничей

Жующий скуку дней

И не слышу гуманных речей

Золотых человеко-коней.

Слушай конь-педагог,
                    конь-дитя
Мне смешон твой возвышенный слог

Побеседуем лучше шутя.
 

1968-72
 

 

 

 

 

 

      Дом мыслителей
 

А я к мыслителям в спецдом
Таинственный проник
Но понимал с трудом
Их лица, их язык.
Здесь кто-то плакал, кто-то спал
Не закрывая век
Здесь рукопись кусал
Какой-то человек.
Но каждый чувствовал и знал
Что мысли - сор пустой
Ведь дом над пропастью стоял
Над огненной дырой.
 

1969

 

 

 

 

 

 

      Скоморошьи стихи
 

             I
 

Ты - Горох, Скоморох, Обезьяныч

Мужичок в обезьяньей избе

Почему обезумевший за ночь

Я пришел за наукой к тебе.

Я живой, но из жизни изъятый

По своей, по чужой ли вине?

И любой человек обезьяний

И полезен и родственен мне.

Скоморошить? Давай скоморошить

В речке воду рубить топором

И седлать бестелесную лошадь

С человеческим горьким лицом.

За избенкой - дорога кривая

Ночь беззвездна. Не сыщешь пути,

И квасок с мужичком попивая

Сладко жить в обезьяней шерсти.
 

1969-72
 

 

             2

 

Кто пожар скомороший зажег
Ты ли Вася, ремесленник смеха
Человек скоморошего цеха
Весь обряженный в огненный шелк
И душа твоя, ах весела
И колеблются почва и твердь
Пусть горит, пусть сгорает дотла
Ничего. Это легкая смерть.
 

I969
 

 

 

 

 

      Обводный канал
 

А там - Главрыбы и Главхлеба
Немые, пасмурные души
А там промышленное небо
Стоит в канале
И боль все медленней и глуше
А ведь в начале
Была такая боль...
Дым заводской живет в канале
Чуть брезжит, чуть брезжит осенний день
И буквы вывески Главсоль
Шагают по воде
И мнится: я - совсем не я
Среди заводов и больниц
Продмагазинов, скудных лиц
Я стал молчанием и сором бытия.
 

I969

 

 

 

 

 

Заслонить небытие заводом
Уничтожить сварочной дугой
И в толкучке, с рабочим народом
Пиво пить, говорить о футболе
Словно не было сумерек боли
И мусора небытия
Не поймешь, что за силой влеком
Не поймешь, только дышишь легко.
 

I969
 

 

 

 

 

Дом в московском переулке
 

Дом в московском переулке

Старый, розовый забор

Кофе, жареные булки

И застольный разговор.

Вот хозяин - сноб, всезнайка

Лысый череп, важный вид.

Вот прелестная хозяйка

Мне с улыбкой говорит,

Что какой-то их приятель

За границей побывал

Что знакомый их - писатель

Снова повесть написал.

Что какой-то маг восточный

Моден стал с недавних пор

И что был (известно точно)

Импотентом Кьеркегор.

Странно в домике уютном

Для чего мне здесь бывать?

Пить с хозяином надутым

Апельсином заедать?

Но любезны почему-то

Души комнатные свеч

Воздух милого уюта -

Серо-розовая вещь.

И я славлю тмин и булки

Ведь за дверью глушь и тьма

Кто-то бродит в переулке

Метит крестиком дома.
 

I969-72

 

 

 

 

 

Легкий мальчик порхает

беззаботен, любим

Но слегка раздражает

Игрословьем своим.

Ах зачем в самом деле

Он цитаты поет

Из баллад о форели

Разбивающей лед.

Но тяжелое пламя

Есть в основе вещей

Есть Играющий нами

Сорной горсткой людей.

И поэтому нужен

Мальчик дух, полухмель

Что сегодня на ужин

Ну, конечно, форель.

Мировое дыханье

Нынче жжет не меня

И я славлю порханье

В божьей длани огня.
 

1970
 

 

 

 

 

Хорошо на белом свете

И легко и не болит

Если девка, если ветер

Если ласточка летит.
 

Ты в лицо мое летела

И легка и хороша

Восхитительное тело

И курортная душа.
 

Хорошо на белом пляже

Жизнь как ветер хороша

А заснешь, приснится та же

Девка, ласточка, душа.
 

1970

 

 

 

 


На улицах летнего света
Пить воду и яблочный сок
Шататься без толку, шататься
Забыться, не слышать стараться
Как дышит развязанный где-то
Смертей и рождений мешок.
Как страшен бывает ребенок
Для жалких, никчемных отцов,
Так время сквозь боль и спросонок
Пугает и прячешь лицо
На улицах сорного лета
Экскурсии, игры детей
И боль от животного света
Грядущей любви и смертей.
 

1970

 

 

 

 

 

На заводе умирали
Каждый месяц, чередой
Их портреты выставляли
В черных рамках в проходной
 

И ручьями заводскими

В чистой лодке похорон

Приезжал всегда за ними

Старый лодочник Харон
 

Через дождь, скучанье, горе

Сквозь надгробные слова

Уплывали души в море

Там, - Блаженных острова.
 

1970
 

 

 

 

 

       П е п е л
 

Стану я человеко-пеплом
Мозгом пепла и сердцем пепла
Потому что тело мое ослепло
В ленинградской ночи
Когда небо и окна пусты
И черны спецзаборы на грани залива.
 

И древесные листы

Не работают красиво

А работает бездомный

Резкий ветер над Невой

И живет слепой и темный

Пепел осени пустой.
 

Отчего же ты ослепло

Молодое вещество.

Стало страшным телом пепла

Зыбким разумом его.
 

1970

 

 

 

 

 

      X о л е р а

 

           I
 

Полудух, полудевка - холера
Ртом огромного размера
Ест немытые овощи
И человеко-траву
И бессильны руки помощи
Если рядом, наяву
Блуждает эта дева
Неся зерно пустыни
Чашу огненного гнева
И невымытые дыни
В час, когда за чашкой водки
В разговоре о холере
Тратя мысли, тратя глотки
Ищем легкого экстаза
Неужели в наши двери
Светлоокая зараза
Крадучись войдет.
 

Лето 1970
 

 

 

           II

 

Она - Эриния, она - она - богиня мести
И крови пролитой сестра
И она в курортном месте
Появилась неспроста
А мы - курортники, мы - жалкие желудки
Населяя санаторий
И жуя как мякиш сутки
Ждем таинственных историй
Мы здесь избавлены от уз
Работы скудной и немилой
Нам дал путевки профсоюз
Чтоб запаслись телесной силой
И бодрый разум обретя
Существовали б как дитя
О, южное море и горы
Пейзажи как на открытке
И красавиц местных взоры
И прохладные напитки.
В час жары, а в час прохлады
В садах работают эстрады
А еще по вечерам
Закат работает пурпурный
И корабль литературный
По морским плывет волнам
И мы - курортная земля
Руководимы чувством меры
Но аллегория холеры
Сошла на берег с корабля
И свои дурные овощи
На базаре продала
И раздался крик о помощи
Крик "Спасите! Жизнь прошла"

Смятенье, все уносят ноги
На север. К здоровым местам
И аллегория тревоги
Бежит за ними по пятам
А в санатории - скандал
Боимся моря, пляжа, пищи
О, кто Эринию позвал?
И месть за что? Мы сердцем нищи
Мы скромно жили. Мы служили
И боль напитками глушили
И Эрос нас не посещал.
 

Лето 1970
 

 

 

 

 

        Метафизик
 

Жил философ о двух головах

Он работал простым кочегаром

На паровозах и недаром

Оказался о двух головах.
 

Он раньше думал, что в огне

Начало всех начал

И пламя бьется в глубине

Как жаркий интеграл
 

Событий, жизней и вещей

Хозяйства доброго природы

Ему причастны дни и годы

И разумение речей
 

Но тот огонь - отец отцов

Старел и меркнул год от года

И вся летящая в лицо

По рельсам, ясная природа
 

Вдруг стала скопищем глупцов:
Трава, деревья - все безглазы
Все - богадельня, дом калек
(Вот рока страшные проказы
Ты их добыча - человек)
Ушел на пенсию. Покинул паровозы
Стал подрабатывать в артели для слепых
И бесполезны были слезы
Для глаз бездомных и пустых
 

И причастились вдруг сомненью

Деревья, рельсы и поля
 

И словно страшная земля

Небытие отверзлось зренью

Второй, духовной головы

Очам ущербного сознанья

О, инвентарь существованья:
 

Феномен страждущей травы,

Феномен листьев, паровозы

Огонь всемирный и живой

Все стало ночью и землей.
 

1970

 

 

        

 

          Геростраты


А мы - Геростраты Геростратовичи

Мы - растратчики
                мирового огня

Поджигатели складов сырья

И хранилищ плодовощей.

И вот со спичками идем

Осенней ночью, под дождем

Мы - разрушители вещей

Мы ищем страшного экстаза

А там, у жизни на краю

Живет она, овощебаза

За Черной речкой, с небом рядом,

Как Афродита с толстым задом

Овощебаба во хмелю.

О ней мы грезили в постели,

И вот она на самом деле

И роща пушкинской дуэли

Сияет рядом с ней

И Стиксов греческих черней

Здесь речка Черная течет,

Но тот, кто пел, был счастлив тот

Не умер тот и не умрет

Не для него, для нас течет

Забвений страшная вода

Осенней ночью, под дождем

Из жалкой жизни мы уйдем

Неведомо куда.

Беги от ужаса забвений,

Беги, как некогда Евгений

От бронзы скачущей по мусорной земле

Туда, где в слякоти и мгле

Лежит мочащаяся база,

Пустые овощи для города храня,

И как любовного экстаза,

Ждет геростратова огня.

А мы - порыв, а мы угроза

Крадемся тихие, как мышь,

И, словно огненная роза.

Ты засияешь и сгоришь.

Ведь мы - Геростраты Геростратовичи,

Расточители греческого первоогня,

Поджигатели складов сырья

И овощехранилищ.
 

1970-71

 

 

 

 

 

Социологический трактат в стихах

    о феномене алкоголя
 

Мы чудесно спасемся пустот бытия!

И тоску, словно черствую булку

Алкогольным ртом жуя,

Человек ползет по переулку

Трактуем всеми как свинья.
 

А некогда его портреты в цехе

Сияли гордо и красиво

Он жил, радея за успехи

Родного коллектива.
 

Была квартира и семья
И сыновья учились в школе
На диалектиков.
              Но сущность бытия

Он потерял, и в алкоголе

Нашел забвенье и себя.
 

О ты, феномен отчужденья,

Сизифо-жизнь, никчемный труд.

Живут дома, как наважденья

Каналы мутные текут.
 

О Ленинград - земля пустая

И нелюбезная народу

Здесь мутят черти из Китая

В каналах медленную воду.
 

Здесь Ленэнергии: Ленсвет,Ленгаз,Ленмозг
Сосут вампирами пустыми
И ты сгибаешься под ними
Ничтожный человеко-мост
Мост - от рожденья до могилы
Через каналы и дома
Сквозь свет нелепый и немилый
Сквозь годы в мире несчастливом
И птица над заливом
Летает как тюрьма
Ей не дано свободы
Ее сожрет Китай
За беды и невзгоды
Ей не обещан рай
 

И человек по мостовой
С отяжелелой головой
Ползет, тоскуя и блюя
Трактуем всеми как свинья
Как язва общества и мусор бытия.
 

1971

 

 

 

 

 

   Мочащийся пролетарий


Сквозь сон мочащийся Сизиф

Чернорабочий, такелажник

Жалок он, и некрасив

Был набит его бумажник

Квартальной премией.
                Но скуку бытия
Почувствовал, все пропил сразу

Взяла милиция тебя

Как социальную заразу

И в вытрезвителе,
            мочась сквозь небо ночи

На свой завод, на прорву труб

Ты лежишь чернорабочий

Безобразен, темен, груб

И в твоем духовном взоре

Цехи, трубы человеки,

А моча уходит в реки

А после в Неву и море

В огромное чистое море

Где чайки кричат над водой.
 

1971
 

 

 

 

 

    Лубочная картинка
 

И сквозь заборы и заводы

Шумят с рассветом поезда

Едет утром на заводы

Человек - пустяк природы

И дрожит сквозь непогоды

Близорукая звезда

Ночью Эрос, ночью Нина

Утром холод и завод

Неприглядная картина

Неприветливый народ

Будни жизни, бремя боли

Лишь у Нины дорогой

Ты в любви как в алкоголе

Обретаешь свет земной.
 

1971
 

 

 

 

 

Пустая осень. Страшно жить
деревья смотрят опустело
И лист осиновый кружит
И кровь на нем, и весь дрожит
Как будто он — Иуды тело
И губы бледные его
О смерти молят Божество.
 

1971

 

 

 

 

 

          Эрос
 

И Эрос реющий в канале
И ночь разверзлась и светла
Когда влюбленные тела
Еще бессмертья не узнали
Но тени их слились в канале
И веет Эрос над землей
Он легкий бог, всегда ребенок
Всегда ликуя и резвясь
То вдруг как воздух чист и тонок
Земных вещей живая связь
Но есть тела, но есть созданья
Разъединенные навек
И тщетно Эрос мирозданья
Зовет ущербный человек
И тень его ища слиянья
Любимой тени не найдет.
 

1971
 

 

 

 

 

 

В ночь, когда просишь любви как булки
В ночь, когда шамкают переулки
Подворотен рты и портвейны пьяниц
И луна с высоты озаряет танец
Танец фурий летящих вдоль страшных улиц
Танец фурий летящих с бездомных лестниц
Эротических вестниц не знающих снисхожденья
Хлопотуний у лона рожденья
Эроса мусора, бога буден
По переулкам путь был труден
И нес я голову светлее Фонаря
Дрожали листья ноября
И город был в просветах чуден.
 

1972
 

 

 

 

 

Так уходит земля, от которой рождаются боги
И приходят дома, где не будет вовек домовых
Квартал у железной дороги
С дымами заводов своих
Как там вечерами красиво
В полнеба бездомный закат
И мощью всего жилмассива
Как божьей пятою примят
Какой-то безумный рабочий
И бессмысленный Орфей
О, блуждающие очи
Развеселых пустырей.
 

1972

 

 

 

 

В степи мирской мы рады остановке

Путь был страшен и тяжел

И нуждается в веревке

Наш разум - безумный осел
 

Тихий дом устроим под звездами

Разведем неслышимый огонь

И лишь сердце - таинственный конь

Будет мчаться куда-то ночами.
 

1972
 

 

 

 

 

Мешает зависть дышать и жить

Рассыпаясь злобой мелкой

И земля безумной белкой

Под ногами мельтешит
 

Каждой ночью - скука сердца

Боль от разных неудач

Нерожденного младенца

Под землею - тихий плач
 

Право трудно - не безделка

Стать счастливым, жить как все

И забыть как бьется белка

В сумасшедшем живом колесе
 

Весна 1972
 

 

 

 

 

То ли Фрейда читать
И таскать его басни в кармане
То ли землю искать
Как пророческий посох в бурьяне
 

То ли жить начинать
То ли кончить, назад возвратиться
В общерусскую гать
В эту почву кричащую птицей
 

Или лучше про пьяную кружку
Поэму писать
И ночами подушку
Как мясо кусать
 

Весна 1972

 

 

 

 

 

  Фантазия на теш Гоголя
 

В беде, в болезни и в позоре

Влачит очами человек

Адриатическое море

Стеклом застывшее навек
 

Что человек? Он с неба пролит

На землю бедным молоком

И беда его неволит

И страстями он влеком
 

Он рожден на ложе плача
В скорби тела, в скорби крови
Ум колеблет неудача
Сохнет сердце в нелюбови
 

Только пани Катерина

Убаюкает младенца

О, Италия, - картина

Беспощадная для сердца.
 

1972
 

 

 

 

 

Фантазия на тему 1-го псалма
 

Морей и трав колебля лона

Подъемлет ветер смрадный прах

Вы прах, отступники закона

Тела горящие в пирах
 

Лишь тот блажен, кто к нечестивым

Нейдет в греховные дома

Их языки черны и льстивы

А пир заразен как чума.
 

Они за страшными столами

Не упадут пред Богом ниц

Глядят их мускулы волками

В груди у них сердца лисиц
 

Вы - сор у Господа в ладони

Земли пустое вещество

А дни блаженного в Законе

О Боге помыслы его.
 

Не видя судящих жестоко

Не слыша недругов своих

Он весь как древо у потока

Толпы шумящей, вод мирских.

 

 

 

 

 

Колыбельные стихи

 

        I
 

И качая в колыбели
Тихо, тихо пела Дева
И от этого напева
Даже волки присмирели
Догорал свечи огарок
И волхвы из далекой земли
Мировому младенцу в подарок
С неба месяц принесли
 

 

        2

 

За окном избы - земля ночная

Там пашет Бог колхозные поля

Тихо ангелы летая

Млеко звездное лия

И послушные зарницы

Озаряют божий труд

А с рассветом - его рукавицы

На распаханной ниве найдут
 

Лето 1972
 

 

 

 

 

Прораб сказал:
              Движенье звезд

Прообраз нашего сознанья

Мы строим человеко-мост
              над ночью мирозданья

Пролетарий - субъект созиданья

Демиург и космический мозг
 

Чтоб иссякли в селениях слезы

Мы пасем электрический ток

И всемирное железо

Тихим зверем ложится у ног
 

Лето 1972
 

 

 

 

 

Молчат под звездной глушью

Дома и пустыри

Весь город спящей мышью

До завтрашней зари
 

Живущий нелюбовью

Лишь ты один не спишь

И город словно мышь

Крадется к изголовью
 

Осень 1972

 

 

 

 

 

Солдат всегда вооруженный

Презревший боль, убивший стон

Но чьей-то смертью пораженный

Вдруг как дитя заплачет он.
 

Так у библейского борца

Его мышца боевая

Трепещет мышью, чуть живая

Пред мощью божьего лица
 

Осень 1972
 

 

 

 

 

Искушение пустынножителя
 

У мраморных блудниц
                  тела антинебесны

Колена, бедра, грудь
                  сияя словно бесы

Играя и смеясь
                  И водопад их лиц

И башней вознесясь

В смешеньи языков
                  среди земли паскудной

Плоть вавилонская -
                  жилище для грехов

И дьявол, не Господь
                  тот архитектор чудный

Что строил эту плоть
                  Сплетенье рук, колен

О ночь язычества! Любовная охота

На коже статуй капли пота

Дыханье каменное
                  Легкой смерти плен
 

Осень 1972
 

 

 

 

 

Фабричный переулок
 

О дети страшные заброшенных дворов
Убийцы женственности бледной
Услыша сердца зов
Идут к подруге бедной
К Пении уличной, к ее груди сиротской
Уже полуживой от ненасытных рук
И вот когда взята игрушка плотской
И брошена как сор
Над ней живет собор ее незримых мук
 

Осень 1972

 

 

 

 

 

И голый юноша склоняясь и шепча

К подруге робкой и губами

Касаясь тихого плеча

И небосвод горит звездами

Когда уснет свеча
                 И только божье око
Два тела сросшихся найдет на дне потока

Сквозь тишину вещей текущего ручья
 

Осень 1972
 

 

 

 

 

О лед, всемирный лед, тюрьма

Вся стужа звездная над нами

Как будто Древняя Зима

Оделась ясными зрачками

И смотрит в нас - со дна Невы

Читает нас - живую кожу

Как буквы, с ног до головы
 

Январь 1973
 

 

 

 

 

Перевод из Р.М.Рильке
 

Огромна смерть
Мы ей принадлежим
Смеющиеся рты
Когда мы в центре жизни мним
Себя. Наступит час
И смерть заплачет среди нас
Заплачет в нас - внутри
 

1972

 

   
     
   
     
 

ДИАЛОГ О ГРЕХЕ
МЕЖДУ СТАРЧИКОМ ГРИГОРИЕМ
СКОВОРОДОЙ И ОБЕЗЬЯНОЙ 

ПИШЕК
 

Сковорода:

Говорил сосуд с мочой

Доброму сосуду

Я сияю, золотой,

уподоблен чуду.
 

Говорил Мальхиседек

Старец иудейский

Что подобен человек
Кому грязи мерзкой.
 

Говорил казак Петра

Внук Мельхиседека

Что тигриное нутро

Бремя человека
 

Дал творению господь

Благости излишек

Отчего ж преступна плоть

Отвечай мне, Пишек

Пишек:

Ева оному виной

Страшен мир двуполый

Происходит грех земной

От прабабы голой
 

Возлюбила грязь и плоть

И зиянье срама

И разгневался господь

И случилась драма

Сковорода:

Заслужили божий суд

Люди-бедокуры

Где ж спасенье? Не спасут

Греки-епикуры
 

Вся материя больна

Как праматерь Ева

И черна как мир вина

Потребивших с древа
 

Пьянство, сытость, блудострасть

Панствуют повсюду

И в коронах блудовласть

Славословит уду

 

Потеряли люди стыд
В суете греховной
Где же, Пишек, заблестит
Нам алмаз духовный

Пишек:

О, в навозе сей алмаз

В черноте паскудной

Разгреби и прямо в глаз

Засияет, чудный
 

Как черна сковорода

С белыми блинами

Черен мир, но не беда

Божья правда с нами

Сковорода:

Ах, сияющий обман

Бремя человеков

Чуден мраморный болван

Обольститель греков
 

Афинейское свое
Гнет афинорожий
Не познав, что мир - сырьё
Для машины божьей

Пишек:

О, не будь дружочек мой

Носорогом школьным

Не грози сковородой

Еллинам привольным
 

Не гляди, что любят фалл

И похабны рожи

В сих олимпянах играл

Божий пламень всё же.

Сковорода:

Ах, мартышечка моя

Дорогая Пишек

Есть в проблемах бытия

Черных дыр излишек
 

Не заткнет старик Сократ

Грецкими словами
 

Ах, премудрость - страшный сад

С черными плодами

 

 

ХОР С НЕБА:
 

Празден разума вопрос

Чушь - дела земные

Перед тем, что спас Христос

Атомы больные
 

Не ищи Сковорода

Мудрости сосуды

Стань юродом навсегда

Обличая уды
 

Будь в немудрости мудрец

Просияй в народе

И тебе сплетет венец

Божий птах Еродий
 

1974
 

 

 

 

СУВОРОВ
 

композиция в 2-х частях
 

Часть 1
 

Российский Марс.
                   Больной орел. Огромен

Водитель масс. Культурфеномен .

Полночных стран герой. Находка для фрейдиста

Встает, когда труба горниста

Зовет войска на бой.
 

Вперед, вперед, за мной
                               к вершинам Альп, к победе

Суворов светом божьим осиян

Идет на бой страна больных медведей

Поет ей славу новый Оссиан
 

Но вождь филистимлян Костюшко

Воскликнул: "О, братья, смелей!

Пойдем на штыки и на пушки

Сибирских лесов дикарей

И Польша печальной игрушкой

Не будет у пьяных царей
 

И будет повержен уродец

Державная кукла, палач

Орд татарских полководец

В лаврах временных удач"
 

А воитель ответил:
                        "Неужто не справимся с норовом

Филистимлян. Кто может тягаться с Суворовым
 

Я - червь, я - раб, - я - бог штыков

Я знаю: плоть грешна и тленна

Но узрит пусть, дрожа, Вселенна

Ахиллов волжских берегов
 

Я - божий сор. Но словно Навин

Движенье солнц остановлю

И Пиндар северный Державин

Прославит лирой жизнь мою
 

И помолитесь за меня
                               Как я молюсь за иноверцев

Я их гублю, но тайным сердцем

Любовь к поверженным храня
 

О, вера русская! Христос - работник бедный

Больной пастух, что крестит скот

И вдруг при музыке победной

Знамена славы развернет
 

И россы - воины Христовы

За веру жизнь отдать готовы

В единоверии - сила нации

Это принцип империи
                             и принцип администрации.
 

Россия древняя, Россия молодая

Корабль серебряный,
                                бабуся золотая

Есть академия,
                        есть тихий сад для муз

Мечей, наук, искусств -
                                  таинственный союз

Есть дух Суворова -
                              надмирный дух игры

Игры с копьем, с мечом суровым

Когда знамена как миры

Шумят над воинством Христовым
 

О, мощь империи -
                            политика, барокко

Мятежникам крича:
                            Назад, назад, не сметь

И воинов крестя
                           в безумие и смерть
 

 

Часть 2
 

О, мятежей болван,
                              тот, коему поляки

Всегда охочие до драки

Свои сердца, как богу принесли

Со всех концов своей больной земли

Что мятежей болван?
                              Французская забава

А россов истина двуглава

Двоится русский дух
                               и правда их двоится

Но не поймет и удивится
                              такому западный петух
 

Суворов в деле рьян
                              Он - богатырь, Самсон

Он не тамбур-болван
                              и не парадный сор

На поле брани львом
                     в штабах - разумной птицей

И пред полночныя царицей -
                              юродивым рабом
 

Пред ним травой дрожала Порта

И понт от ужаса бледнел

И вот орлом летя от понта

На берег Вислы сел
 

Был выбит из седла
                     Костюшко - рыцарь славный

И Польша замерла
                     когда рукой державной

Схватил татаро-волк

И в рабство поволок
 

"Сиятельнейший князь! Ура! -
                                        писал Суворов

К нам прибыли вчера
                             для мирных договоров
Послы мятежников, - сыны сего народа

Их вероломная порода

Смятенью предалась
 

Что мятежей кумир -
                              нелепость их гордыни?

Агрессор любит мир
                             Он угощает ныне

Трепещущих врагов
                             Он гибель Праги чтит

Слезой, что краше слов
                             и горячей обид
 

Греми восторженная лира

У россов помыслы чисты
И пьют из грязной чаши мира
Россия с Польшей - две больных сестры
 

Ты плачь и радуйся орел

Слезливый кат и витязь века

Но если гром побед обрёл

Что пользы в том для человека
 

Он для грядущих поколений

Лишь сором будет, палачом

Суровый воин, страшный гений

На кляче с огненным мечом
 

За то, что царства покорял

Во всеоружии жестоком

Осудит гневный либерал

Ославит Фрейдович намеком
 

Суворов спит в могиле бранных снов

В сиянии покоя
 

А дух его парит. Преступный дух героя

И кавалера многих орденов.
 

1973

 

 

 


 

                                                       /Из архива Усатого./
 

 

ЕЩЕ ТРИ ТЕКСТА СЕРГЕЯ СТРАТАНОВСКОГО
 

 

 

Чернобаба земли,
                           чистобаба воды

Ловят огненных рыб,
                              кличут черных зверей

На костре колоколенку жарят как гриб,

Варят луковки русских церквей,

Варят зелье и кормят толпу зеленят,

Что в полнощной траве бубенцами звенят.
 

 

 

 

 

БРАЦЛАВСКОЕ ВОЕВОДСТВО
 

Золотистое лето.
                       В шинке малоросский Дионис

В красных как пекло штанах
                              хлещет горилку бранясь.

Рядом таинственный сад,
                         сад фонтанов и мраморных ваз,

Замок магната, где пан величавый как вяз,

Корни пустивший на варварской жаркой земле

Пишет меморию в пепельно-рыцарской мгле.

Тени латинских божеств,

Отблеск сабель, знамена,
                                   корзины казацких голов.

В тихом прохладном саду
                              нереиды запятнаны кровью.

Вязы бормочут в бреду
                              и склоняют листву к изголовью

Умирающей Польши ,
                             заброшенной в Скифо-восток,

Где народ непокорен, могуч и жесток

И гуляет казацкий Дионис в шинке,

Сыплет проклятьями,
                             саблю сжимает в руке.
 

 

 

 

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДЕРЕВЕНСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯХ
 

Вы служители Господа в волчьих углах темноты.

Мужики Его пахоты.
                             Церкви народной попы.

Желуди дуба мамврийского
                                      в неблагодатной земле.

Полупьяные, нищие старики.
Вы - отцы нигилистов, плевавших иконам в зрачки,

Говоривших, что Бог - кислород

И что нужно страдать за народ.

Вы - заклинатели солнца,
                                       сопроводители мертвых,

Благословители воинов,
                                    крестители новорожденных.

Вы - хранители света в годину бед
В море мора и плача,
                                 когда не находится след

Божьей стопы
                        и голодная шляется тень

Посреди деревень
                            и в полях неотвязных как бред.

Ну так что ж, помолитесь за нас!
                               В небесах помолитесь за нас!

   
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2005

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 4-Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга