В ЛИТО СОСНОРЫ. ШЕЛЬВАХ. АРМАЛИНСКИЙ

   
     

РЕЦЕНЗИЯ ПОЭТА
 

        Когда поэты "ЛЕПТЫ" /32 автора/ перессорившись и переругавшись при дружеской помощи властей, когда была уже попытка выделиться в "Элиту" /как ее прозвали/, которой "пообещали", и безгрешная и запуганная тетка Танька Гнедич взялась отрецензировать полдюжины моих и ее "ученичков" /приходили ко мне, иуды, объясняли, что им "надо печататься" - послал я их .../, когда еще не села, но -плюнув на всё, махнув рукой, отчаявшись собрать в стадо всех, полезла в политику Юлия Вознесенская, появилась рецензия Сосноры. На новую "элиту".

   

ОТЗЫВ НА СБОРНИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ И ПОЭМ ПОЭТОВ В.КРИВУЛИНА, О.ОХАПКИНА, В.ШЕРАЛИ, А.ШЕЛЬВАХА, Е.ШВАРЦ, Б.КУПРИЯНОВА, П.ЧЕЙГИНА, Е.ИГНАТОВОЙ, Н.БУКОВСКОЙ, В.НЕСТЕРОВСКОГО, - 36 а.л.

    В.Кривулин - поэт, работающий со словом как ученый-филолог и текстолог, он обращает внимание на организацию стиха и меньше подвержен "чувствам". Это поэзия "внутреннего письма" и декламации, она закономерна, она - продолжение линии Белого, Волошина, В.Иванова.

    О.Охапкин - поэт разнообразный, тематика его обширна - здесь и мифология, и пейзаж, и натюрморт, и конкретные проблемы современности, его лирика не абстрактна, она всегда имеет решительную "привязку" к радостям и горестям текущих событий.

    В.Шерали - поэт тематический, его городские описания достоверны и точно поэтически подсмотрены, его лирика жестковата, но никогда не банальна. Близок поэтике Вознесенского.

    А.Шельвах - поэт концентрированной формы. Элементы судьбы /он работает токарем на заводе/ у него переплетаются с поисками стиха для выражения темы труда и смысла творчества. Он не идет по простейшему пути /молотком по зубилу!/, в своих стихах он стремится осмыслить и возвысить труд во всем не как физическое усилье, а как акт поэтического поиска.

    Е.Шварц - поэт метафорический. Это зачастую ирония, фантастика. Циклы о Петербурге заслуживают самого пристального внимания. Ее ориентация - школа Заболоцкого.

    Б.Куприянов - поэт акварельного голоса, он не претендует на философские обобщенья, на эпические "развороты". Он интимный лирик.

    П.Чейгин - поэт поиска "в поэзии". Он ставит проблемы конструирования стиха. "Жизненных реалий" у него мало. Он замкнут в самом себе, но и это имеет немалый смысл, - литературный.

    Е.Игнатова - поэт пейзажа и собственных переживаний. Во многом "идет" от Цветаевой.

    Н.Буковская* и В.Нестеровский - поэты стиха "традиционного", то есть стиха, который сейчас главенствует во всех периодических изданиях.

    Ни один из этих десяти поэтов не представляет для меня "явленья" в том смысле, в каком в свое время была явленьем поэзия Мартынова, Вознесенского, Ахмадулиной.
    Десять поэтов, - они не представляют из себя и никакой "группы" ни по эстетическим, ни по тематическим принципам своего творческого пути.
    Все это - разные линии единой развивающейся советской поэзии.
    Все они - поэты состоявшиеся каждый в своем роде, какие бы претензии мы к ним не предъявляли.
    Их сборники составлены поспешно, много стихотворений случайных, много недоработанных, но все сборники являются доброкачественной основой для публикаций.
    Сколько же, в каком количестве и где публиковать эти стихи - область не моей компетенции.
 

    19 апреля 1976г.


/Соснора Виктор Александрович/

   

_________________

* - имелась в виду поэтесса тамара буковская из группы кривулина.
в.а.сосноре это было по барабану.
(прим. ККК - 2007)

 

 

И столь знакомое факсимиле.


        Вот так, хладнокровно, "молотком по зубилу" - десять проломленных головок. Напоминаю: подобные "внутренние рецензии" оплачиваются членам СП - не знаю уж там, "с головы" или с печатных авторских листов, и довольно дешево: знаю, что в "Авроре" иногда Лидочка Гладкая по пьяни давала своим - Лену там, Охапкину, вроде - и мы потом пропивали. Там это около десятки за небольшую подборку и на полстранички, что ли, рецензию. Здесь, полагаю, поболе.
        Вот так, Виктор Александрович Соснора, с незажившей еще и не заживающей от побоев головой - лупит сам.
        Перед моим отъездом, зашедши к нему попрощаться, имел разговор. "Ну там, вот, эти еще молодые - какой-то Ширали /тогда он еще его фамилию, как пишется -знал/, какой-то Чейгин... Ну, ты там еще чего-то в звуке делаешь..." "Спасибо, говорю, Витя - хоть чего-то!" "Но эти, там, молодые - ну, ты же понимаешь..."
        Понимаю. Молодым Соснора пришел к старику Дару, тогда он еще токарем-фрезеровщиком, что ли, работал, как единственный присутствующий в этой подборке -и его, кстати, "ученик", из его ЛИТО, за которое Соснора 30 р. имеет, Шельвах. Но потом Шельвах вошел в "ЛЕПТУ", после развала из нее вышел, а стихи его я от Вознесенской и Кривулина так и не получил.
        Это, блядь, какие-то "Опавшие листья" Розанова, или как их там - тянет плакать, рычать, матерится
        и с Соснорой пить больше уже никак не хочется.
 

        Я лучше с Толиком Аквилевым тяпну.

 

 

 

 

 

МИХАИЛ АРМАЛИНСКИЙ

/В ЛИТО У СОСНОРЫ. ШЕЛЬВАХ/

2/26/81

 

        "... И вот читая, биографические данные о поэтах, я понял серьезность Вашей просьбы написать что знаю, об Алёше Шельвахе. Я понял также важность этого - но что останавливало меня - это во-первых, отвратительная память, которой я не могу хвастаться и, во-вторых нежелание произнесения нелестных вещей о людях, которых я по большому счету ценю. Прямота взгляда часто толкуется превратно, как желание опорочить или копаться в грязном белье, но, верьте, не это движет мной. Короче, попробую вспомнить, что смогу.
        Есть /или уже "было"/ такое объединение в Ленинграде "Позитрон", а в народе - "Паразитрон". Я там работал в отделе научно-технической информации, производя в основном литературную информацию в изрядно свободное от работы время. Году в 1972 в многотиражке появилось объявление, что открывается при объединении ЛИТО, которое будет вести Виктор Соснора. Это имя было достаточно громким, чтобы вызвать отчетливое шевеление у всей пишущей братии объединения. Я с Соснорой лично знаком до этого не был, но строчки типа:

 

Дети стукают легонько
мирными сердцами, _
создают из аллегории
миросозерцанье
/Бррр! - ККК/

 

завораживали, несмотря на то, что серьезного увлечения его поэзией не происходило.
        На первое занятие пришло человек 30 и велось оно в одном из помещений парткома, наполненном Лениным и ему подобными. Соснора явился в джинсовом костюме, с длинными волосами /которые закалывали назад редакторы на телевидении и заставляли сидеть в фас/, тощий, с отчетливо трясущимися руками, что бросалось в глаза, когда он держал сигарету или листал книгу. Он нарисовал планы, прозвучавшие грандиозно: занятия по теории литературы и стихосложения, доклады о современной литературе, встречи с различными ЛИТО, совместные поездки за город /он осведомился, есть ли у кого дача/, содействие в публикациях и т.д. Говорил он крайне медленно, останавливаясь где-нибудь на середине и думая о чем-то другом, и чтобы продолжить фразу из 10 слов ему требовалось очень много времени. Потом как принято, пошло чтение по кругу, которое выявило практическую /хотел сказать - бездарность/ скажем, малоталантливость окружающих. Я же с подлым чувством отмечал про себя: мол, этот мне не соперник, тот - тоже и т.д. Я же к тому времени состряпал свою первую книжицу под названием "NB" (Nota bene). Это была книжка о 100 страницах, любовно отпечатанная на машинке "Москва", с заставками, сделанными любимой девушкой и переплетенной тайно на том же "Позитроне". Я гордо вручил эту книжку Сосноре, и он с протяжным воодушевлением поднял ее в руке, показывая окружающим и говоря нечто вроде, вот, мол, как серьезно надо относиться к своему творчеству, и что если все Вы такие, то мы, мол, далеко пойдем. Я пытался прибить пенящеесе чувство радости за похвалу, поскольку понимал, что она никакого отношения к моим стихам не имеет, но сделать это было нелегко. Первое занятие длилось чуть больше часа, хотя мы рассчитывали на два - минимум. На последующих занятиях объявилось несколько воинствующих графоманов, среди которых выделялся живчик Вильям Добровлянский /Знаю его! Еще с начала 60-х крутился, где ни попадя! - ККК/, который слагал гладкие бесконечные стихи на злобу дня и при каждом удобном случае норовил их читать зычно и долго. Их запас был неисчерпаем, а производство безостановочным. Соснора явно мучился этой активностью, но лишь бессильно ухмылялся и пытался мягко закрывать Вильяму рот.
        Но вот на занятии на третьем появился человек, не видимый ранее, ему было лет 25 и руки у него были рабочие. Он сел у самого входа, вдали, курил, не пытаясь заговаривать и ждал прихода Сосноры, как и мы. Опоздав как всегда минут минимум на 15, Соснора приветствовал пришедшего по имени, и перебросился с ним парой фраз, из чего я понял, что они знают друг друга давно и хорошо. В течение всего занятия незнакомец, к которому я стал чувствовать ревность, молча курил, не участвуя в обсуждениях, а в конце Соснора сказал: "Алеша, почитай чего-нибудь". Леша вытащил листы, но не глядя на них, стал читать по памяти, смотря куда-то в сторону. И с первых слов я почувствовал струю свежего воздуха, будто кто-то выбил окно в непроветриваемой годами комнате. Многое я не мог уловить из-за его невнятного и монотонного чтения, но четкое общее ощущение явственного таланта, наполняло радостью мои внутренности. Когда начали расходиться, я подошел к нему и сказал: "Ваши стихи - это самое лучшее, что я здесь слышал" и затем не удержался и самоутвердился, добавив: - за исключением моих." Он улыбнулся, сказал спасибо и разговора продолжать не стал, и мы разошлись. Позже, когда я спросил Соснору, кто это и как это он умудряется писать такие талантливые стихи, Соснора рассказал, что Алеша был еще вундеркиндом в пионерском возрасте и стихи его публиковали не то "Пионерская правда", то ли "Ленинские искры", что Соснора дружит с ним давно и всячески советует мне сблизиться с ним. Вне зависимости от этого совета нам удалось найти общий язык, чего мне не удавалось ни с кем из встречавшихся мне поэтов. Я объясняю эту удачу Лешиной добротой и отсутствием у него попыток вставать в менторскую позу. Алеша боится кого-нибудь обидеть, и это всегда выливается в тактичность, предупредительность, а часто и в застенчивость. Многие малознакомые быстро пытались назвать Соснору по имени, но Алеша всегда звал его по имени-отчеству и без всяких попыток панибратства. Жил он в комнатке /наверно и теперь - там живет/ размером в одну десятую коридора купейного вагона. - Разойтись не посторонившись - не возможно. Туда он потом поселил жену, которая поселила в свою очередь ребенка по имени Антон, к которому он проникался все большей и большей нежностью. Отношения с женой были далеки от мирных, а женился он на ней из жалости, чтобы прописать в Ленинграде. Впрочем, помимо жалости там примешивались и другие чувства, ибо жена была явно привлекательной и неглупой женщиной, и хоть в глубине души гордилась Алешиным талантом, все пыталась обхаять поэзию и требовать, чтоб больше денег зарабатывал. Леша работал токарем и все искал работу, которая бы не отнимала столько сил, но давала бы необходимые деньги. Ему что-то обещали, планы возникали, но все лопалось одно за другим, а вследствие своей мягкости, его нельзя было назвать энергичным. Однако отсутствие энергичности в бытовых вопросах не мешало ему найти достаточно сил и желания, чтобы выучить самому английский и польский языки и поглощать огромное количество книг, не забывая и о русском. Он делал блестящие переводы из современных польских поэтов - благо оригиналы по дешевке продавались в магазине "Книг стран нар. демокр." Помню одну строчку, не помню из кого:
 

                                   ... На хладных простынях он умирал и умер...
 

Это потрясающее слияние несовершенной и совершенной формы глагола создает невероятное поэтическое событие. /Ну, Миша, вполне - вероятное, хотя строчка хороша, и в своем слиянии обыденного с архаикой - тоже. - ККК/. Последние деньги тратились на книги. Или на водку, но что называется, не в ущерб семье. Очень часто он остывал к книге, которую доставал с большим трудом, и загорался достать другую и за неимением денег он соглашался на неравный обмен, отдавая ценные книги, но не замечая их формальной ценности во имя приобретения желаемой. Леша всегда исключительно пунктуален в отдаче долгов, чем он тоже отличается от большинства Богемных жителей. /Но у Леши хоть есть ЗАРПЛАТА, которой нет, да и не было у "большинства"! - ККК/. /Ловлю себя на использовании прошедшего времени, но пишу я о прошлом, а о сегодня я знаю, что он пишет и переделал многие свои старые вещи до неузнаваемости, - как мне пишут, - плохой неузнаваемости, я сам не читал/. Леша всегда постоянно занимался переделкой написанного, он писал роман, псевдоисторический бурлеск - и читал наизусть из него куски по очень долгу - но в течение лет никак не мог его закончить. Он никогда не бравировал своими знаниями, но знал он неимоверно много, особенно русскую поэзию, и всё это обнаруживалось невзначай и на деле, когда, например, на ЛИТО у Дара в клубе "Прогресс" просуществовавшем месяца два и закрытом парторганизацией за безыдейность или что-то в этом роде, Давид Яковлевич устроил что-то вроде "угадайки" - он нашел малоизвестные стихотворения известных русских поэтов и просил узнать - кто это, и только Леша узнал тотчас Фета и еще кого-то.
/Дар украл у меня: в 67-м на телевидении я сделал программу для "Турнира СК" -"Стихи для восьмилетних", по хрестоматии для 2-го класса школы - никто не узнавал всю эту классику! - ККК/
        Знаю, он долго чуть ли не дружил с Окуджавой, который лестно весьма отзывался о том, что Леша делает в поэзии. Многие фыркали, что, мол, Леша копирует Соснору, а Кушнер считал, что делаемое Лешей уже сделано Заболоцким. По мне же подобные ассоциации кажутся в равной мере справедливыми, как утверждение, что всякий, кто пишет четырехстопным ямбом, копирует Пушкина.
        Грандиозные планы ЛИТО "Позитрона" завершились нетрезвым весельем на даче одного из участников.
        Году в 74 Соснора стал вести ЛИТО в клубе Пищевой Промышленности, и там мы встречались регулярно. На 40-летие Сосноры устроили инсценировку его поэмы "Хутор". Основную роль играла Галя Григорьева и ее брат /Саша?/ Были изготовлены какие-то крылья и Саша усердно играл Ангела - порхал. Потом пошли к ним домой и там пили и ели - отмечали. Леша пел песни Высоцкого, которого обожал, невероятно точно копируя его и бодро бренча на гитаре. И действительно, Леша внешностью очень напоминал Высоцкого. Леша сочинял немногочисленные, но свои песни. Одну помню лишь по названию: "Дочка губернатора".
        Ходили вместе, навещали Соснору, очередной раз лежавшего в больнице. Было лето. Ленинград.
        Когда я уезжал, Леша обещался писать, но здесь почему-то пунктуальность изменила ему - ни строчки не написал, хоть я через третье лицо всячески напоминал ему о себе. И отсутствие переписки огорчает меня прежде всего потому, что я не могу получить его стихов. Через общих знакомых я достал 7 стихотворений в течение 4-x лет и несмотря на мои постоянные просьбы, скорость их поступления увеличить не удается. О причинах Лешиного молчания и медленности реакции на мои просьбы знакомых, мне остается только гадать.
        Что меня поражает в Лешиных стихах - это потрясающее чувство поэтического юмора - об алкаше у пивного ларька, стихотворение "Новелла": "как дискобол округлым рубликом размахивал...", не хулиганствующий, а добродушный эпатаж /опять же поэтический эпатаж/: "семян излил бидон", не слепая погоня за звукописью, а находки звуко-смысловой гармонии /"желчь желаний, тлен таланта..."/ /Прошу у Вас прощенья, Миша - звуковой ПРИМИТИВ, тавтология на уровне Сосноры, о чем см. мои соответствующие статьи - даром я писал их?! - ККК/
        А еще - человек он хороший.
 

        Вот и все, что мне удалось вызволить из моей цепкой /на невыпуск/ памяти. Если еще чего вспомню - допишу, коль не поздно будет.

Успехов Вам. Михаил."


        Постсккриптум, где Миша вкладывает мне чек на сотню, "как символическую помощь", я не включаю, хотя это тоже литература, а включаю все имеющиеся /благодаря ему/ стихотворения Шельваха. Включаю их факсимильно, чтоб ясно было, а не в "товарном-наборном" виде. Кроме двух, похабно и безграмотно набранных в "Современнике" /№43-44 за 1979/ и данных туда, полагаю, Мишей же.


        Фотографию Шельваха - ищите и увеличивайте на общем фото заседаний "ЛЕПТЫ", там он есть и как всегда - скромно, в уголочке. В центре - я.

   
   
   
     
                                                         АЛЕКСЕЙ ШЕЛЬВАХ


                              ГЕРОИКА
 

кто, демон, извергал поллюции, горящие как древний греческий огонь?

кто деву помнил в георгинах янтарно-сладостных волос, в блестящих
                                                            пятнах глаз?

Кто, Марко Поло, полый да резвый посошок имел, наполненный личинками
                                                          людского рода?
кто сивую кобылу бреда напоил чернилами, ритмично говорящими?

кто погонял копылу кнутом да пряником - заехал в необитаемое небо?

кто лезвием обматывал нагое горло, плагиатор мук?

кто озеро Либидо расплескал как лебедь - хладными ногами?

кто просыпался вечером на пепелище сна - очами красными вращал?

кто, Ахиллес, покорно ездил в колесницах коллективных?

задыхался распростёртым ртом!

мошонка уязвлённая гнилым зудела мёдом!
кого манили мэтры палками похвал: способная горилла, но - горилла?

Кто наблюдал, как облетает одуванчик часа - смертный пух секунд?

кто снова помнил деву в георгинах янтарно-сладостных волос, в блестящих
                                                            пятнах глаз?
кто навещал жилище женщины, предтеча, - зеркальные крестики мороза
                                                            на ресницах?
кто снег назвал: волосяное пламя хромосом хрустальных

                 вокруг Луны струилось колесом?
 

                 Не лает ангел. Мгла покрыта мглою.

                 Окошко расцветает под Луною.

                 Алмазная капуста расплодилась.

                 Но - ни отца, ни сына не родилось.
 

...В раю гороховых наград и потных нег

он только снег любил, наверно.

Только снег.

Ленинград

1975 /?/

   

 

 

 

 

                   * * *
 

Иглы тлетворные влаги! Отверстые улиц пустоты!

Химия смерти вонзается в известняковые соты!

Или - разумные радости? Творчество - милая мука?

Только чернильные черти в очах или смертельная скука!
 

Птица прыгает, как секундная стрелка!

Бедная бумага - небо необитаемое!

Сызнова чернильные черти пляшут

плюс никакое "Посеял" не воскресает
 

в завтрашнем тоже - сне, ибо очнулся

в сонме плачущих или спящих, лунатик!

Вот и стали на год страшнее - люди.

Только демон в ушных перепонках:
       Фауст,
       Фауст,
соедини на секунду /для смеха, для смеха, для смеха/

нашу схоластику страха, своё гармоничное эхо!

Как я дрожал, как я жизни и смерти боялся!

Смехом приплюснутым, стиснув проклятые буквы,- смеялся!

 

   
 

 

 

 

- - -

 

Чесоточная сень древес. На лавочке тень старца.
Сей усыплен лучом небес. Горят прозрачны зерна кварца.
Нашед зерно прозрачное ребенок,
Как принц в плаще пергаментных пеленок,
Печально прокричал: Зачем сия материя мертва?
Румяным вихрем явлен был ребенок номер два.
Толчок! Толчок! И падают младенцы в сей блестящий прах!
И плачут оба. Смысла нет в речах!
 

Как перевернутая лира, ковыляет дева. Куплен мне мешок еды.
Перепорхнуть придумала квадратный метр воды.
Миг - лопнул мир штанов! Тоже мне птица. Юмор видят люди.
Первыми блинами вздрагивают груди.
Именно мне купила дева булку и табак.
Именно я проголодался. Дело было так:
 

Вчера был вечер. Гости соблюдали морды поведения. Терпи, бумага!

Не Вакх. Не варвар. Черепом стакана я витийствовал однако!

Колодец водки на столе! В ушах соленый дождик крови!

Испытывал томленье нежных жилок - сей симптом любови!

Вздыхал - у девы реял влас - пшеницы злак!

Пришелица, зачем зажгла свой масляно-лазурный зрак?
 

Мне скушно, бес. И мне, мне - скушно, Фауст!
Нас было двое. Напрягали фаллос.
Я щедрым был как целый Купидон!
Не скопидомничал! Семян излил бидон!
Кормил, как прорву, детородным перламутром.
Она гимн Гименею пела утром.

 

 

 

 

- - -

 

Стволы дерев - сухие водопады!
Плоды - круглее глиняных горшков!
В саду летает молодое солнце!
О двух концах растет любая палка!
Зеленые шары прелестных ягод!
Питомник естества - такое дело!
Любая тварь стоит на задних лапах!
Змея царапает перстами воздух!
Вдруг небо расступается - Врата!
Выходит Бог, как статуя Свободы!
Позванивает ореол таланта
как бубенец убора головного!
Взор - голубая панорама, ибо
он умывает песнями лицо!
Он - Ломоносов! Мания творить,
как мантия, окутывает бедра!
Всегда без ангелов. Один, как пуп.
Дыша духами ароматных мыслей,
проходит мимо. Он изволит думать!
Того гляди Америку откроет!
... Не раз, не два я восклицал: Творец!
Ты, миротворец, только притворялся!
Ты - щедр? Необитаемое небо
наполнил криком гадов земноводных!
Ты, Робинзон, вполне перестарался -
все пятницы твоим известны гневом!
Мир - прахом - мягкая твоя постель!
Три короба налгал, моргая Солнцем!
... Он только улыбается. Стоит.
Он - по уши, он - в помыслах, скотина.

 

 

 

 

- - -

 

Изумрудный остров мокрый,

о крапивный рай махровый!

В солнечном осеннем море

пламенеют мухоморы!
 

Мозаичная малина

хорошо благоухает!

По тропинке муравьиной

колокол-комар порхает
 

и трезвонит: Осень! Осень!
И упал.
И потерялся...
Гусениц печальны очи.
И просторное пространство.
 

 

- - -

 

Иглы инея на птичьих

сквозняках - зарниц занозы?

Или в небесах античных

медлят гарпии-стрекозы?
 

Ни души, ни бесов Данта
в биографии ребенка.
Желчь желаний.
Тлен таланта.
Только воздуха воронка.

 

 

 

* * *


НЕБО ГОЛУБОЕ.

ЧЕРНАЯ СОСНА.

А НАД ГОЛОВОЮ

ЖЕЛТАЯ ЛУНА.
 

В ЖИЗНИ ИЛИ СМЕРТИ,

А БЫВАЕТ И

ХОРОШО НА СВЕТЕ,

СТРАШНЫЕ МОИ.

 

 

 

 

* * *

 

Вот Феб летит - бледней Луны!

Весь в облаках, от соли белых!

Я сплю, не смаргивая сны,

я снами озарён, как берег!
 

А парусник ползёт подробно

и море меряет собою.

И шелестит громоподобно

серебряная ветвь прибоя!
 

 

 

* * *

 

Именно мы - и варвары и дети -

и были поэтическая школа.

Щиты из кожи и мечи из меди.

Из букв и букв героика глагола.
 

Пехота юная в одеждах алых!

От воздуха мечи дрожат как свечи!

Или - не высыхает соль на скалах?

И воины воскреснут в устной речи?
 

 

 

* * *

 

Метатель бисера, бедолага.

Чёрное творчество. Белая бумага.
 

Очарованный дым одиночеств.

Ни отечества. Ни пророчеств.
 

Флейта или формула - скушно.

Ничто человеческое не нужно.
 

Во всяких там стихо - о, твореньях!

никому ничей современник.
 

На этом и единственном свете
и - как все - в условиях смерти.
 

Был-таки благодарен судьбе:

жил себе и умер себе.

 

 

   
   
 

 - АРМАЛИНСКИЙ НА КАРТОШКЕ. 1973-1974   

 

 

 

 АРМАЛИНСКИЙ НА ТАИТИ. 1982    

   
   
 

 

 

Из книги "МАЯТНИК"


МАТЕРИНСТВО
 

Курчавые пальцы младенца

сжимали податливый воздух.

Выкидывал малец коленца,

и голод костей по известке
 

еще не отторг от сосца.

Но мать молоко на сосок

увесистой плоти закрыла

и ждет поцелуев отца.

Младенец худеет с лица.
 

Но лучше любовь, а корова

заменит иссякшую мать,

что так истомилась без крови,

которая плоть поднимать
 

способна в теченье секунды.

Сосок надо выдернуть скудный

из десен родного младенца

и выкинуть мужу коленца.
 

 

 

 

Из книги "ВРАЗУМЛЕННЫЕ СТРАСТИ"
 

- - -

 

Дождь царапает стекло,

и без видимых причин

вспоминается Лакло -

автор женщин и мужчин.
 

На мгновение сцепясь,

вверх и низ, со слоем слой,

дождь - сомнительная связь

между небом и землей.
 

 

 

- - -

 

Слова, как ящеры, повымерли,

остались ящерицы букв.

Я выкликаю их по имени,

а в сердце ползает испуг -
 

меня заметят и замрут они

вопросом - враг им иль родня,

меня глазами изумрудными

с травой и листьями сравнят,
 

узнают - перед ними мечется

с оторванным хвостом свояк,

и в нем от слова "человечество"

осталась буква - слово "я".

 

 

 

- - -

 

По улицам, где дышит свалка

колес и ног, прямых и круглых,

еще живые в катафалках

по кладбищам развозят трупы.
 

Я вслед смотрю, еще живой

и, может быть, здоровый,

не покачаю головой,

не оброню ни слова.
 

Полусгнившие трупики листьев тают
в развороченном солнцем снегу.
Вы можете представить, что меня не станет?
- Я, лично - не могу.
 

И расцветают у метро фиалки,

и что ни день - то зелени вдвойне.

Я видел девушку в окошке катафалка,

она украдкой улыбнулась мне.
 

 

 

 

Из книги "СОСТОЯНИЕ" '
 

ДЕЛО ЖИЗНИ
 

Я магазинных карпов убивал,
я бил их молотком по голове,
и каждый бил хвостом - лихой пловец -
наверно, думал он, что уплывал.
 

Жестокостью невольной увлечен,
я бил в остервенении, сплеча.
Последний выдох их звучал, как стон -
и как я мог немыми их считать?

Стремленье к жизни сквозь предсмертный хрип

уверило, что мне они - ровня.

Густая кровь холоднокровных рыб

открыла мне, сколь хладнокровен я.
 

Я мог бы их оставить умирать

в безводном, но вместительном тазу

иль в ванне, где бы карп, а ля Марат,

геройски б сдох, не потеряв красу.
 

Я мог бы молоток отдать отцу
и на него вину переложить,
но понял я, что легче мне убить,
а быть безгрешным - как-то не к лицу.
 

Я карпов называл теперь едой.

Итак, вступил я, опустив глаза,

в порочный круг поруки круговой,

неразличаемых добра и зла.

 

 

 

 

Из книги "ПО НАПРАВЛЕНИЮ К СЕБЕ"
 

- - -

 

Я череп свой в руках держу,

верней, его рентгеновское фото.

Я с рентгенологом дружу,

и этот снимок - обо мне забота.
 

Он дал возможность обо мне узнать,

чем буду я лет эдак через сорок.

Смотрю в глазницы, где пока глаза,

и говорю с собою: "Бедный Йорик".
 

 

 

- - -

                  Косте, алкашу-гаражнику
 

На заднем дворе - приют ворожей,

там лечат машины и моют,

его я назвал бы тюрьмою

с технической кутерьмою,

со множеством этажей.
 

Там все вечера и воскресные дни

расходуются на корпенье

над бурным моторным кипеньем,

над заднепроходным коптеньем -

нет ближе машины родни.
 

И там проживал добродушный алкаш,

шатались в гараж его гости,

и пил он под именем Костя,

теперь он уже на погосте,

и продан кому-то гараж.
 

Он так и не кончил извечный ремонт

своей таратайки унылой,

ведь все свои трезвые силы

он тратил на поиски милой,

пьянящей его через рот.
 

Душа - это двигатель внутреннего

сгоранья. Но он не на спирте.

Вы, горькие пьяницы, спите

спокойно - поэты-спириты

не бросят во сне одного.
 

 

 

- - -

 

           Белеет...
                     Лермонтов.
 

Треугольник паруса

резал горизонт.

Берег с морем спарился,

молом мель грызет.

 

Неприступны мраморы

голых Мессалин.

Одиночны камеры

голеньких кабин.
 

Ветер гонит облако

в шею, а оно,

не меняя облика,

делает темно.
 

Люди, словно страусы,

прячутся в песок.

Там, где плыли парусы,

всплыл дерьма кусок.
 

 

 

- - -

 

Вот листопад идет дебильный,

и от него в глазах рябит.

Каким счастливым нужно быть,

чтоб осень звать порой любимой.
 

Счастливый Пушкин из окна

особняка, взглянув на осень,

в дворовых девок окунал

свой пыл, пока жена на сносях.
 

 

 

- - -

 

Жара обжигает деревья,

они зеленеют в ответ,

и скоро мечты о ботве

исполнятся у сельдерея.
 

А птицы летят кувырком,

щебечут и воздух щекочут.

А птицы летят с ветерком,

и каждая что-то, но хочет.
 

Грустят на скамье алкаши,

и лезут в пустую бутылку,

считают дрянные гроши,

карман посчитав за копилку.
 

И девушки в трусиках, но

готовы и с ними расстаться.

Для этого нужно одно -

в объятьях с прохожим срастаться.
 

Навстречу им прет лишь отребье -

желание сходит на нет.

Жара обжигает деревья,

они зеленеют в ответ.

 

 

 

- - -

 

О, сладкогласый раструб бедер!

О, груди в виде полных ведер!

Вы - ясноглазая примета

для суеверного поэта.
 

О циферблат зубов подспудный,

о стрелка языка секундна!

кусаньем губ хотел солить

я твои мгновения соитья.
 

Засуетилась кровь в аортах,

готовя почву для аборта,

и бег дыханья твоего,

и стон от раны боевой
 

являлись первозданным действом,

отвергнутым святым семейством.
 

Не уподоблюсь, хоть умри я

возвышенным мечтам. Не в счет

святая девушка Мария,

что первенца внутри несет.
 

 

 

- - -

                       А.Ш/ельваху/
 

Генетика сработала - и сын
на мать похож и на отца немножко.
Его кладут, как мясо, на весы
и моют, чтоб не заводились мошки.
 

Когда младенец с голоду зудел,

мать затыкала ротик соской-кляпом.

Кто б мог подумать, чтобы столько дел

наделала сорвавшаяся капля?
 

А то ли будет через двадцать лет,

когда дитя, в длину распространившись,

известкой цементируя скелет,

залезть захочет девушке в штанишки.
 

Тогда опять, как слово с языка,

сорвется капля продолженьем рода.

Так социальный выполнив заказ,

грядет асоциальная природа.
 

 

 

- - -

 

В колодце плавала лягушка,

вода цвела, подгнивший сруб

погряз в сырой земле, как труп.

А рядом двигалась речушка.
 

Ее течение легко

приостанавливали камни,

на дне узорчато легло

мерцанье наподобье скани.
 

О, ювелирность бытия!
Но где ж небытия топорность?
В колодец спущена бадья,
чтоб испытать воды покорность.
 

Лягушка дергалась в воде,

глазами хлопала большими,

отыскивала в высоте

заплесневелой жизни имя.
 

Я воду хлестко зачерпнул,

как пенку, отодвинув зелень -

раздался тайной жизни гул,

и твари из воды глазели.
 

Их сотворила тишина

в таком глубоком заточеньи,

что даже речка не слышна

с ее поверхностным теченьем
 

 

 

- - -

 

Крапива и лопух забрались на крыльцо

и в комнаты вошли, переступив пороги.

Паук забросил сеть, и плоское лицо

попавшейся стены просило о подмоге.
 

Фруктовый сад, траве поддавшись, одичал,

и вброд не перейти смородине бурьяна.

Колодец так давно себя не расточал,

что плотно заросла его живая рана.
 

Я тоже одичал, я в том саду живу,

и бородой зарос, и бытом первобытным.

Но дикость не манит, а только любопытна,

до тех времен, пока не превращусь в траву.
 

 

 

- - -

 

Посыпать пеплом капель дождевых
лысеющее темя ночи,
смотреть, как отсвет полдня выколол глаза
Самсону темени.
Далилы норовят взмахнуть рукой,
и черные мазки подмышек
из безрукавных платьев лета
напомнят - сумрак не погиб.
И ноги, сросшиеся в бедрах,
мелькают звездами колен.
Куда направлен луч желаний?
Кто заполняет перевернутый сосуд,
кровь горлом у которого идет?
Счастливая рука любовных битв

хранит лазутчиков проворных рук,
готовящих мгновенные победы
под флагом бесконечных поражений.
О белых платьев мотыльки,
горящие на собственном огне!
И брюки - ножны ног - не смеют уберечь
от замираний обоюдоострых.
К ним, этой ночью белобрысого Самсона,
Далилы голых тел бросались оголтело
 

 

 

- - -

 

Болезненный румянец октября

вновь на лице растений вспыхнул.

Уж скоро кучи листьев вспухнут,

и я не жду от времени добра -

на месте сердца у него - дыра.
 

И с каждым годом ширится она:

захватывает торс, потом конечности,

и так растет до самой бесконечности,

пока в нее не упадет луна.

И вот луну глотает глубина.
 

Все начиналось, как всегда с конца,

не предвещая изменений.

У мирозданья - именины:

летит душа, подобием гонца,

поздравить с вечным праздником юнца.
 

Так долго длится праздник, что уже
он превратился в сумрачные будни.
Но знает жизнь - нет смерти беспробудной.
Октябрь меня встречает в неглиже,
стоит дождем наполненный фужер.
 

Допей до дна и поглоти плоды,

раскиданные под ногами,

общедоступными, нагими.

В округлые фигуры отлиты

остатки уходящей теплоты.

   
     
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2005

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 4-Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга