What can you offer
Me, mister Proffer?
/из текстов 75-го/
... И Валера, безрукий мичман,
поднимает нам якоря,
паруса расправляя птичьи...
/"Фаина", 1981/
|
Что бы я делал без них? Без денег, без бумаги, без стекол, без ламп - с одними
двумя руками... Сделал я выставку художников, 23-х, и понеслось... Согласно
предисловию к фотокаталогу, написанному по аглицки под псевдонимом "Igor' Smolensky" /что в переводе означает - Илья Левин, служивший лодочным сторожем на
Смоленке/, таковая выставка, "Под парашютом" была открыта "с 26 октября по 1
ноября 1974". И посетило ее "более 500 человек". Предисловие не привожу, не имея
на то разрешения от проживающего на Западе автора, но излагаю сам.
Выставку "23-х" посетил сам херр Нуссберг, с кучей ассистентов, и учинил на ней
съемки. По отъезде оставил мне ленинградца Валерия Глинчикова, д-ра инженерных
наук, завкафедрой, яхтсмена, фантазера и энтузиаста. Валера оказался находкой.
Моя отечественная люстра, светившая двумя лампочками в потолок, давала не так
чтобы много света, настольные - заставляли картины бликовать, поэтому, с
запозданием, был сделан к выставке фотографов "рассеянный свет". Завкафедрой
Глинчиков прислал мне пару лаборантов, с казенной электротехникой и
позаимствованным, невем где, почти цельным парашютом. Мальчики быстро навертели
лампочек в центре и по углам, затянули весь потолок парашютом /разумеется, в
рабочее время/ и удалились. Стены под фотографии заделали серым картоном, тоже
где-то спертым, а под Пчелинцева я пустил холст, принесенный кем-то из
художником. Из остатков этого холста матушка выкроила мешки для израильского
архива, и я их берегу и посейчас. Фотобумага, естественно, тоже была краденая
/но этим уже занимались сами фотографы/, а больше аксессуаров не требовалось.
Гран-Борис /Кудряков/, естественно, свалил до открытия выставки, и я его
выставил "анонимом" из имевшихся у меня работ, одну: "Но не насытившаяся"
/девица сидит за столом и жрет гантели/, она же и на задней обложке каталога.
Остальные - не только не подвели, но наоборот, поднавели еще с собой. Леня
Богданов - привел своего друга Анатолия Сапроненкова, кто-то приволок
фотолюбителя "Квасова" /псевдоним/, который снимал только руки, нарисовался Виля
Оникул, словом, к моей полудюжине - прибавилось еще человек семь. Обычная
история. И на выставке художников - к полудюжине зачинателей прибавилось еще
полторы, отчего число стало 23. Фотографов же было 13.
Включая отсутствовавшего
Мишу Пчелинцева, которого я не мог разыскать и представил его работами 59-го
года, из тех, что выставлялись в Политехническом /вычетом украденной Кривулиным/.
Помимо трех серьезных стен, занятых почти целиком Птишкой, Богдановым и
Приходько, Нарышкин насовал чего ни попадя в свой угол /протащил, например,
портрет жены - не по качеству, а чтоб на девочек его не грымзела/, пробки
Славы Михайлова - пришлось на шкаф, затянутый холстом, а явившийся под завязку
Валентин-Мария /самый старый участник выставки/, получил, как и Галецкий до
него, во владение - дверь. Свои фотоработы я не выставлял, потому что снимать
не умею, хотя и хотел. Но напечатать с моих безобразных негативов никто не
брался.

|
На яхте Глинчикова: я /на мачте/, Веруня, Фаиночка Косе и сам Валера. 1975. |
Сделан был и каталог. В декабре-январе посетил меня издатель Карл Профер /изд-во
"Ардис", Мичиган/, будучи человеком предусмотрительным - антологии свои я ему не
дал, а предложил фотокаталог. Были сделаны и негативы, и дизайн, и обложка
/фото Пти-Бориса, шрифты Петроченкова, композиция моя/, и отосланы на Запад. В
Вене Профер по телефону сообщил мне, что фоты для печати плохи, отчего издать
каталог нельзя. Что не помешало ему - использовать фотографии для своих обложек - альманахов "РЛТ" /"Часы" Богданова/, иллюстраций к журналу "Глагол"
/фото Пти-Бориса/ и, естественно, без указаний, не только откуда, но и самих
авторов. Об деньгах и не говорю: не заплатил. Так я впервые познакомился с
нравами капиталистического Запада. При этом, цвета для обложек подбирал
дальтоник.(*)
По счастью, помимо мелких акул капитализма, меня всегда окружали караси. И
конечно, идеалисты. Мечтали мы снять фильмик о Петербурге, с воды, для чего
Глинчиков возил нас на яхту /но не на ней/, катал на моторке, а потом я сам
нанял одного друга с мотором - уже перед самым отъездом, и взял фотографа и
кинооператора. Кинокамера сломалась еще на спуске, на Мойке, и Геля Донской
пошел домой. В лодку он всяко бы не поместился. Помимо моей секретарши /объемы
см. на фото/, Приходько явился с Веруней, и в основном занят был ей. "Снимай,
снимай, вот кадр!" - кричу ему, отпускает он Верунину грудь - "А? Где?" и
щелкает, не глядя. Единственный прок - состоялось прощание с "Северной
Венецией", всю ночь мотались по Неве и каналам, и дочку свою с ее братиком
покатал. Кадров же, практически, не осталось. А вдохновил меня на это - яхтсмен
и аквалангист Валера Глинчиков, чистая душа. Сейчас его носит по Балтийскому и
Средиземному, открытки шлет, но в Мексиканский залив никак не соберется.
Мечтатель, все ищет меценатов - не себе, для меня! Ими - их руками и силами - и
делались мои выставки. А на фото их нет...
Парашют я снял перед отъездом, пыли в нем накопилось... Полгода висел.
------------------
прим. ККК - 2006:
(*) Что я ему – и
написал, по выезде (не учтя, что дальтоником-макетёром была его жена,
Эллендеа или Элленди, путём которой он молочно побратался – с Бродским… На
чьи до-нобилевские гонорарии – и было раскручено издательство «Ардис»**. За
что Бродский обозвал его «гутенбергом», а вторивший ему во всём Серёженька
Довлатов – вовсе даже патриотически «иваном фёдоровым»… знаем мы этих
тутошних гутен-бергеров… ворьё и гешефтмахеры).
(**) Оригиналами
же для репринтов раритетов 1920-х – снабжал его Гелька Донской, библиоман (и
самиздатчик, за что – сиделый, изрядно). Сам гутенберг ни хрена не понимал в
русской литературе – он её преподавал…
Но
никто Карлушу Проффера за это (и за то) не удавил, напротив: помер сам
собой, и почётно хоронили, размазывая слюни и сопли – нобелевские лауреаты и
попсовики-затейники (с.довлатов). Тьфу! |