Евгений Михнов. Рисунки. 

 

Московская и ленинградская школы 50х-60х годов нашего столетия.

 

Оговорка: мои заметки о художниках неофициальных, имеющих свой стиль и лицо. Официальные художники, московские и ленинградские, члены МОСХа и ЛОСХа, относятся к школе соцреализма, возникшей на основах эстетики буржуазного искусства передвижников 19 века. Передвижники не были новаторами, используя принципы линейно-воздушной перспективы /родина - античная Греция, развитие - европейский Ренессанс/, как и в классицизме, они отошли от мифологических тем для фотографии сюжетов конкретной действительности.
 

московская школа

ленинградская школа

 

Зверев
Яковлев
Харитонов
Краснопевцев
Немухин
Вейсберг

 
Плавинский
Мастеркова /Париж/
Брусиловский
Неизвестный /Нью-йорк/
Кабаков
Соостр /умер/
Тяпушкин
Рабин/Париж/
Вечтомов
Кондауров
Янкилевский
Нусберг /Париж/

 

Михнов
Шемякин /эмигрировал, Париж/

Рухин /погиб/
Галецкий /Вена, потом Нью-Йорк/

Леонов /Париж/

Целков/после 1960 года живет в Москве, сейчас Париж/

Жарких /Париж/

Рапопорт /Сан-Франциско/

Рабинович /Вена/

Виньковецкий /Хьюстон, США/

Нежданов /Нью-Йорк/

Некрасов /Нью-Йорк/

Кубасов

 
Разумеется, список очень не полный, но уже по этому неполному списку получается интересная картина: почти все художники Ленинграда эмигрировали в то время как многие из москвичей продолжают работать в Москве. Отчего такое? Я к этому вопросу вернусь, а сейчас несколько общих слов об обеих школах.
Обеим школам свойственны черты эклектизма и подражания европейско-американским мастерам, хотя большинство начинало как бы с нуля, без информации. Послевоенный период 50 - 60х годов знаменуется возрождением интереса к изобразительным искусствам во всем мире. Мастера живописи Америки и Европы открывали метафоры и первые столбили участки. Россия вовсе не родина слонов, как утверждает по любви к ней коллекционер Кастаки. В истории искусств может происходить свободная конвергенция идей, совсем необязательно знать - кто первый, кто второй, ибо, как сказано в Евангелии: последние станут первыми. Могут происходить ситуации параллельного плана, когда, как принято говорить, идеи витают в воздухе. Такова была ситуация в среде московских и ленинградских художников после второй мировой войны, когда люди устали умирать и потянулись к жизни, к искусству. Информация в виду железного занавеса доходила с запада совсем в малых размерах, в виде журнала "Art News" или цветных репродукций, завозимых дипломатическими коробейникими. Однако это оказалось достаточно для ряда талантливых мастеров, очень быстро прошедших школу ученичества, став художниками с собственным почерком и мироощущением. Среди ленинградцев выделяется замечательный маестро Евгений Михнов-Войтенко, колдун и волшебник кисти, художник не менее экстравагантный, чем московский Зверев, но в ином роде. Он отличен от гениального Зверева по всем статьям, и все-таки....
 

Зверев

 

Михнов

     

Образование - не закончил ремесленное у-ще, 5 классов неполной ср.школы

 

десятилетка

Ленинградский и-т театра

Недолго работал маляром в Сокольниках, соцТип - клошар некрасив, грязен, хамовит, не состоял никогда ни в каких союзах, за исключением психдиспансера, пенсионер

 

Художник худпромкомбината при ЛОСХе, в лучшие годы элегантен, подтянут интеллектуальный эгоцентрик, временами красив

хронический пьяница, временами переходящий в разряд алкашей

 

периодами

Никаких сантиментов между "мамашкой" и Зверем, вообще никого не любит, кроме себя, да и неизвестно, любит ли себя?

 

мать его обожает, Женя тоже

мама самый верный друг, иногда любил чередующихся жен-любовниц, несомненно любит себя

умеет зарабатывать деньги торговлей своих картинок, торгуется, часто спускает за бесценок

 

зарабатывал на хлеб и водку в комбинате оформлением витрин, книжной графикой, продажей картин хуже, беден, комната в коммуналке

     

В целом Зверев зарабатывал больше своей продажей, ибо в Москве всегда было больше возможностей: больше коллекционеров и дипкорпус, которого не было в Ленинграде. Однако "большие возможности" не мешали Звереву быть таким же бедным, как Михнов. Проведём еще несколько параллелей:

     

любит ночевать не дома в "Гиблово", а где придется

 

любил свою каморку, окружённый картинами и бардаком

похотлив и рукоблудник, некультурен в смысле систематического образования, умён, назойлив и эгоцентричен с признаками мании величия и преследования

 

похотлив, бабник, образован в конспективной манере, как большинство интеллигентов послевоенной формации, признаки мании величия, прикрытые юмором, самодоволен

     

гениален

 

гениален

Господь обоих не обидел дарами в пластических искусствах, Михнов мог бы быть не только замечательным художником, в 60е годы он проявлял склонность к режиссуре, но не реализовался "по техническим причинам"

 

 

 

Атеист, вера в собств."Я"

 

атеист, "Живопись - это Я"

Оба никакого отношения к ортодоксальной церкви не имели, но дух греческого пантеизма просвечивает во всех работах, а через природу которую оба чувствовали необыкновенно глубоко, врываются интуитивно Божественные эманации, стихийно, но они присутствуют в лучших работах мастеров.

 

 

 

Стихиен, бытовая энтропия вне морали, абсолютно не этичен, ближе к звериному образу мышления

 

рационален и легкомысленен
ханжа и аморален
эстет уклоняется к снобизму

 

 

 

лучшие годы творчества 1956-57-58 годы

 

1958 - 59 - 60 годы

 

 

 

В запое: запой длится всю жизнь, практически

 

в запое: внешне становится похож на Зверева

 

 

 

художник дриблинга и жеста больше фигуративен, ибо связан с проблемой сбыта картинок на среднего покупателя

 

зеновский жест, доминирует в работах абстракция

более независим от рынка сбыта, имел побочные доходы в худкомбинате

 

 

 

предатель от изгойства и животности

 

предатель с правилами и принципами

 

 

 

вне забот о других, исключение: дарит другому своего клиента, это уже не мало

 

себялюбие превышает над христианскими заповедями

принцип - и нашим и вашим


Я беру для сравнения первые попавшиеся на ум качества не для суда над парой "нечистых". Слово "предатель", выражающее крайнюю степень осуждения по классификации Данте /последний круг в аду, ледяное озеро/, употребляется не в социальнопсихологическом значении, а в религиозно-богословском , т.е. в значение предательства перед ликом Творца. С точки зрения тоталитарной системы страны Керосинии /в наше время глагол "керосинить" обозначал выпивать/ предавать дело веры, благое дело. И еще, я употребил слово "предатель" скорее в потенциальном значении, как динамическое разрушение личности, которое начинается с мелкого предательства или обмана, и при всеобщем поощрении системой, деформируется в полное забвение связи духовной жизни человека с духовными проявлениями Святого Духа, когда маленькое локальное предательство-обман есть намёк, предтеча, которое, вполне возможно, /дай-то Бог!/ никогда не реализуются, иными словами в слове "предатель" мне было интересно обозначить потенциальный смысл на уровне помысла, а не завершающуюся стадию реализации, ибо в слове можно различать несколько слоев, моментов, как в творческом процессе. В монашеско-аскетической практике большую роль играет распознание помысла-намерения в сторону добра-зла, чтоб при реализации предотвратить нежелательные черные осадки. То же самое происходит со словом в процессе его употребления, вот почему я обратил внимание на правильное толкование слова "предатель" в данном контексте. Я не собираюсь писать лубочные картинки с выставки, но хотел бы, чтоб меня поняли правильно, а не как пасквиль и дискредитацию описываемых мастеров.
Иными словами, себяЛюбие Михнова, ведущее в конце-концов, как любое неБескорыстие, к предательству, погашается творческим огнём, способным в лучшие минуты-часы очистить личность от качеств тварности, дать проявиться внутренней свободе, в свою очередь его труды выше на голову всей системы и её запросов в области культуры. Творчество Михнова и Зверева выпадает из канона соцРеализма, стало быть подлежит уничтожению или в лучшем случае не имеет поддержки системы. Дурные душевные качества могут реализоваться только в локальном underground'e, среди своих, но без поддержки системы никогда не смогут достичь масштаба фельдмаршалов - убийц. Очистительное значение имеет для души творчество. Красота, проявленная в картине, непосредственно связана с ЭТИКОЙ. Через очищение огнём Святого Духа, живущего в момент творчества в душе творца.

Творчество Михнова не нужно государству, стало быть государство не санкционирует и личность Михнова в любых проявлениях. Дар Михнова и Зверева - основное препятствие к иудиным масштабам. Таково положение мастера не только в СССР. Обыватель социалистический или капиталистический - везде обыватель. Различия - в формах самоУтверждения, дозволенных разными системами.
 

обыватель капиталистический

обыватель социалистический

больше денег

мало денег

квартира из 5-8 комнат

кв. из 2-3 комнат

/примеры для самого среднего наисреднего обывателя/

 

 

чековая книжка

сберкнижка

зарплата капОбывателя к зарплате соцОбывателя идёт как 4,5 : 1

2-3 машины

"жигули"

сервис

сервис по-русски

 
Сущность мирового обывателя одна и та же: инерция сознания, самодовольство достигнутыми результатами, как у обывателя-атеиста, так и у обывателя-религиозника, враждебность к новому, к гению, оборачивается фашизмом, насилием, активным подавлением личности. На одном конце палки -"моя хата с края", на другом -"цель оправдывает средство", "будет и на нашей улице праздник", "ничто человеческое мне не чуждо" или Jedem das seine.
Давно известно об авантюризме советской интеллигенции, долженствующей служить целям правящего клана. Она стоит перед альтернативой:

1/ служить, значит, потеряв личную свободу, получить блага в виде: есть, пить, деньги, машины, бабы, заседания, дачи и чувство "коллективного локтя",
2/ отказ влечёт - в сталинские времена физическое уничтожение, в наши дни - лагерь или в другую сторону, эмиграцию, наконец, последний вариант, обреченность на нищету материальную, духовную. Правда бытия сложнее и проще /да, нет никакой правды бытия!/. Потенциально все предатели. Пётр трижды отрекался от Христа, что же говорить о других. Для предательства крупного масштаба требуется санкция государства. Обмануть приятеля, мелкое предательство, обман, легкое заштриховывание прозрачного кристалла души; подписать прокурорское обвинение в ничем не повинному человеку - окутать душу облаком черной туши.
 

Словесный портрет Евгения.
 

Лет 15 - 20 назад Евгений был строен, 182 см роста, имел спортивную фигуру, крепкий костяк и большие мослы. В школе занимался легкой атлетикой, толканием ядра и античным бросанием диска. Лицо узкое, делится пополам длинным носом в манере Генриха 4, лоб низкий, разграфлён ранними нотными строками морщин, блондин, на сегодня значительно полысел с макушки. Верхние веки наплывают на глаза, скрывая покоящийся в глазной пещере зрачок. Был в молодости удивительно похож на молодого Дж.Поллока, такой же лирико-романтический взгляд в НИКУДА. В пору нашего знакомства/1960/ выражение глаз стало циничнее и надменнее. На фотографиях более ранних лет выражение сходно с молодым Вертером, верующим в добро мира, с грустинкой в глазах, предвещающей будущую духовную драму. Рот чувственный, уальдовский, в определённом настрое змеится вольтеровской иронией, преобразуя холодную маску хлыща в теплую усмешку чорта.
Вообще братание Михнова с чортом несомненно, так же как Зверева с фавнами и вакханками. Клал на лопатки чорта Евгений только тогда, когда писал картины. В "свободное от работы время" ленинградская среда предлагала односторонние развлечения: пивной бар на Невском возле Казанского собора, где собирались "интели" города Ленинграда. Однажды Михнов поинтересовался у официанта, каков личный рекорд кого-либо из посетителей. Официант рассказал, что к ним частенько заглядывает известный конферансье ленЭстрады Рудаков без Нечаева, принимающий обычную дневную норму в размере 16 поллитровых кружек пива, 8 литров за раз. И не рекорд, а так норма. Михнов тогда выпил с интервалами 11,5 кружек, убедившись в необъятных размерах рудаковского живота.
Или пьянки на дому, лучше с девицами. Девицы играли в жизни Евгения значительную роль, как развлечение, как способ добывания выпивки, как постоянно присутствующее влагалище для постоянных надобностей. Евгений не разборчив подобно старшему Карамазову: годится искусствоведка из полусвета, телефонистка, лесбиянка, динамистка, лярва с Невского с мандавошками, просто чувиха, иногда женился на приличных. Друзья, приходившие на выпивку со своими девицами, наносили жестокое оскорбление самолюбию бедного Евгения, ведь все присутствующие девицы должны принадлежать ему, а не друзьям. Тут же делались попытки "перекадрить", иногда успешно. Евгений знает цену своего гения. Гению все дозволено. Наци №1 думал так же. В отличие от Евгения наци №1 имел любые возможности для реализации идей, во власти над народами и государствами, Евгений мог только иногда демонстрировать свой приоритет в культуре или сексе над 2-3 приятелями. Между прочим, Гитлер начал свою карьеру с желания стать великим художником, Сталин в семинарии пописывает стихи и на протяжении дальнейшего вождения считал себя опекуном литературы, как специалист, Черчиль на отдыхе баловался писанием марин и пейзажей, Мао подражал лучшим образцам китайской классической поэзии.
"В свободное от работы время" наиболее доступная реалия - кайф, или кейф, словечко, пришедшее в СССР с запада. Наиболее доступной формой кайфа в СССР является пьянство, доставать наркотики затруднительнее, в то время как пьянство если не поощряется, то и не запрещается системой.
 

Ах, а лето было с мотылями!

 

О теле, душе и духе.
 

Евгений великий импровизатор идей. Зверев импровизатор устных новелл и стихотворный графоман. Вообще, графомания в России играет положительную роль, как самоЗащита против беззащитности перед строем и самооправдание в собственных глазах самоценности личности. В России много художников, поэтов, писателей официальных и еще больше неофициальных, самиздата в одном экземпляре, в десяти или сотнях экземпляров. И москвичу, и ленинградцу свойственно тонкое чувство юмора и иронии. Приём иронии позволяет лепить образ мира точнее, что ли, описывая его /образ мира/ в противоположных категориях, антиномичных или ... потеряться в широте и остаться в рамках элементарной графомании. Парадокс увеличивает эффект проникновения в образ. Парадокс - вбегание в истину с черного входа.
Оба - мастера иронии и парадокса. Зверев весь в себе, его ирония /переходит подчас в сарказм/, ирония над собой, ибо этим и замыкается весь мир, а вы, если хотите, это о вас. ВСЕ хорошо, что есть Зверь, будь то насмешка, вплоть до сарказма. Однажды Зверь рассказывал, как он бежал по лестнице к приятелю, может быть к Асеевой, сейчас точно не помню.
- Я, - рассказывал Зверь, - бегу по ней, по лестнице, а сам думаю, может не я по ней бегу, а она по мне? -
Ирония Михнова, зевесовы молнии, поражающие противника, ибо любой мужчина, друг, неДруг, случайный соБутыльник,-самец, владелец самки, значит соперник. Задача, поразить его и стать хотя бы соВладельцем собственности, самки, еще лучше отбить в свое стадо.
 

Время, достаточное для принятия стакана водки, две, три секунды, если есть закусь, прекрасно, но бывало и без закуски. Общество новых девиц превращает Евгения /особенно после принятия стакана водки/ в сложную смесь русского казанову, Луку Мудищева, с блистательным Оскаром Уайльдом. Параллельно со слюнобрызгами в сторону мнимого или настоящего соперника Михнов выдаёт интересные мысли о модерн-театре, новой волне в кинематографе. Идея конкретного театра, когда зритель становится актёром, а актёр зрителем, своего рода свальный грех по-хлыстовски; где непонятно, какую дырку штурмуешь ты, и в какую из твоих многочисленных отверстий ломится поПутчик. В идее конкретного театра есть приглашение к танцу, занять людей активным действием, разработку такого характера даны были теоретически психоСоциологом Морено, проблема поиска общего дела для всего человечества. Во второй половине 19 столетия русский философ Федоров предложил принцип общего дела, химическое воскрешение мертвых. Идея богатая /хотя на сегодняшний день кажущаяся наивной/, если её понимать не как химическое действо, а как духовное усилие для всех. Однако, мне почему-то было бы неохота участвовать в воскрешении таких "великих", как Сталин или Гитлер, во-вторых, я не верю в химизацию воскрешения душ умерших, в третьих, не чувствую особой благодарности перед отцами и матерями, давшими мне жизнь. Жизнь дается Абсолютной реальностью, моя благодарность перед Богом не имеет смысла по малости моей личины и по неспособности выразить благодарность при всем моем желании. Это другой вопрос, проблема имманентности и транцендентного. Задача Федорова была грандизной. Морено и практики конкретного театра предлагали игры, театр, как психотерапию для разрядки и освобождения от комплексов. Игры могут происходить везде: на улице, в специальном помещение-сценической коробке, в квартире, сортире, - везде. Принципом конкретного театра является импровизация и вовлечение всех рядом находящихся в участники процесса. Превратить земной шар в сплошной детский садик, где взрослые без различия индивидуальностей и моральных критериев с утра до вечера играли бы грустных гамлетов и мудрых шутов, себя по возможности, выкрикивали лозунги "Свобода, равенство и братство", "Руки прочь от Кореи!" или "от Вьетнама", пели песенки с одним словом, повторяя его множество раз пополам с еблей и стриптизом. Главное - занятость всех в общем деле. На практике любая хорошая идея ,идея гуманная опошляется или в реализации становится противоположной задуманному. В диалектике такое давно известно под названием борьбы противоположностей, отрицанием отрицания и т.д.

С идеей организации конкреяного театра ничего не получилось. Не было средств. Не было свободы, элементарной свободы читать что хочу и делать что хочу. И еще - не было единства душ, потому что не было единой веры. Каждый верил в себя и неизвестно еще во что, поэтому сборища превратились в пьянки, разговоры, ссоры. Если Зверев стремится напиться без благородных идей объединения в общем деле, Михнов пытается сборище друзей и приятелей превратить в труппу актёров,- результат москвичей и ленинградцев оказывается одним и тем же - оголтелое пьянство, мордобой, ссоры и разбегания.

Построить Царство Божие на земле, мир во всем мире, счастье для всех людей, чтоб все были одеты, обуты и сыты, "свобода, равенство, труд и братство" или "пролетарии всех стран, объединяйтесь!" строительство государства "нового" типа, государства социализма и строящегося коммунизма. И что же? Государство "нового" типа через пять минут своего существования превращается в государства тоталитарной деспотии невиданной доселе в истории империй.
Знамение века - "святая троица" - Гитлер, Сталин, Мао. Царство Божие на земле построить невозможно без строительства царства Божия в СЕБЕ. А так ли уж необходимо Царствие Божие на земле при внутреннем духовном строительстве Царства Божия в СЕБЕ?
 

В начале 60х годов увлекались Ионеску, Беккетом, абсурдным театром. Я уверен, что живи Михнов не в Ленинграде, колыбели революции, а в каком другом культурном городе запада, Женя сумел бы найти свой путь в театре или режиссуре кино. В те времена он предлагал любопытные хепининги такого, например, типа: брандмауэр, кирпичная стена, которых много в Ленинграде. Бидоны с красками. Рота солдат. Е.Михнов командир. По команде Михнова солдаты бросают краску на стену, затем заводятся и сами бросаются на стену, разбрасывая и топча краски сапогами. Живопись действия и довольно мирное действо для солдат. Ленинград - колыбель революции. Москва - образцовый коммунистический город. В колыбели революции порядок должен быть идеальным, люди стерильны и распределены по стереотипам, духовная жизнь упорядочена от "до" до "до". Если в Москве, городе верховных правителей, городе посольств и консульств, иностранных фирм и аккредитованных журналистов, возможна относительная показуха в области свобод, в Ленинграде - все тихо, чёткая горизонтальная линия набережной Невы поддерживается вертикалью Петропавловской крепости. Устойчиво и красиво. Знаете, есть такое правило: чем провинциальнее городишко, тем больше наставлено "кирпичей" /автомобильных знаков запрета на проезд/. Ленинград - город-герой, кладбище мемориалов. Вдохновляясь мистицизмом Достоевского представляешь Ленинград без домов и людей пустым пространством, в воздухе которого повисли мемориальные доски. "Да были люди в наше время! Могучее, лихое племя! Богатыри не вы!" Но именно в Ленинграде в 50-60х годов пробивались роднички духовной жизни, в подполье, от отчаяния без всякой возможности реализовать желания и мысли в искусстве. Ограничения на каждом шагу и невозможность творить в нормальных условиях приводят людей к выбору:

1/ секс и пьянство,
2/ духовное самоУсовершенствование и отречение от мира,

3/ наиболее широко распространённый путь компромисса - духовное познание, богословие ,подпольное христианство, подпольные стихи, живопись, совмещаемые с пьянками и спорадическими совокуплениями.

Михнов наиболее выдающийся представитель подпольной интеллигенции 50-60 годов г.Ленинграда. Михнов преодолевает конспективность познавательного ценза гением соображением и... импровизациями. Уже в те годы он известен как большой мастер живописи, графики одновременно будучи великолепным фотографом, мог бы стать при более благоприятных условиях режиссёром кино или театра. Для многих он стал духовным отцом, скажем, для ленинградского писателя А.Кондратова.
С 1956 года Михнов подписывает свои работы инициалами МВ такого-то года /Михнов - Войтенко/,как мастер, обладающий своим почерком в искусстве, посему имеющим право на подпись. Евгений не минует обычной дороги ассимиляции. В 1955-56 годах он пишет серию натюрмортов, явно под влиянием метода Сезанна, составленных из предметов кухонно-бытового инвентаря: гладильных досок с утюгами, сковород, метел, топора, брошенного в углу комнаты на полу, ведра и половой тряпки. Натюрморты сознательно не романтического стиля, "заземлённые", из предметов повседневного обихода. Здесь уже проявляются выдающиеся колористические способности Михнова от серебристого до фиолетового колоритов-ритмов.
1956 - 58 годы наиболее продуктивны, он пишет сразу же после серии натюрмортов - удивительный скачок! - холсты большого формата/1,5Х 2 или 3 м/,заполняемые по белому холсту целиком значками-символами такого типа:

напоминающими древнеегипетское демотическое письмо. Смысл знаков-символов здесь другой: раскрепощение свободных ассоциаций, поток сознания, передающим не биты информации, а эмоциональную взволнованность автора-ребёнка, чтоб вскрыть и закрепить внутренний мир пустоты -шуньяты, родоначальницы всех влагалищ, пустоты, из которой возникают творческие миры. В картинах фиксируется радость Михнова перед чудом, перед собственными творениями, которых до сей минуты не существовало в мире, изумление перед собственными внутренними ресурсами, которые кажутся неисчерпаемы.

Я творец, божественный Михнов - Войтенко, который каждую секунду могу осчастливить себя и других производством красоты на холстах! Однако Михнов не стихиен, как наши предки. Он умеет планировать процессы, подготовлять их. Для творческого процесса в области живописи требуется солидная база - деньги, на которые покупаются краски и метры холстов. Проблема денег в тот период - это проблема концентрации внимания только на живописи, все окружающие Жени, мама, жена, близкие друзья, - все должны жертвовать собой для сбора денег на материалы. Лучшее, что есть на свете, живопись и ебля с любимой женщиной. Бутылка пока на заднем плане ожидает своего часа. Смерть никогда не ожидает своего часа, она приходит без предупреждения. От подготовленности сознания зависит, как человек готов к смерти. Михнову в 50е годы не до рассуждения о смерти, он увлечён живописью и женщинами. Душа чиста и радуется, рядом радуется и смерть, ибо не смерть, а жизнь радуется!
- Я работаю от нуля, - гордо заявляет Михнов.
- Колорит зависит от тех красок, которые у меня под рукой сегодня.- Михнов утверждает принцип случайности, работает по таблице случайных чисел. Серия работ - дневник не задуманных образов, а серия формальных шахматных ходов, хорошо продуманных со своими случайностями и спонтанностью.
1/ спонтанность краски /материала/, которой необходимо управлять

2/ спонтанность души, которая неизвестно что хочет в данную минуту

3/ конкретные мысли - настроения, которые в творческом процессе можно воспринимать как шумовые помехи для чистоты созерцания.

4/ существование конкретного Михнова в конкретную минуту прохождения земли под определённым углом к определённому созвездию.

5/ существование Михнова в общем Универсуме как творческой монады.

 

Небольшое перечисление некоторых моментов, влияющих на творческий акт, не позволяет нарисовать нулевую стартовую картину, некое подобие самаддхи, с чего начинается, по гордому заявлению Михнова, творческий процесс.
До сотворения мира и картин Михновым есть начало,

"Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцем всех вещей" /"Дао дэ дзин"/
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без него, ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была Свет человека." /"От Иоанна",гл.1/
 

Если даже отбросить религиозные размышления о началах и концах, то не след пренебрегать хотя бы генетикой. Наследственный код, записанный у каждого рождаемого, никак не позволяет начинать творчество с нуля. Гордость Михнова, его воспарения в конце - концов обломали и подпалили крылья.
Михнов глубже проник в спонтанные процессы материалов, чем Дж.Поллок, его предтеча. Поллок танцевал среди красочных разливов и в какой-то степени насиловал краску. Михнов умеет проникнуть в сущность той или другой краски, становится самой краской, что позволяет ему двумя, тремя жестами завершить произведение. Он льёт краску в нужное место и столько, сколько нужно для покрытия данной поверхности, прекрасно зная её покрывную способность и скорость разлива, способность смешиваться с другой, разумеется, такие знания приобретаются эмпирически и интуитивно, без расчёта по формулам, на "глазок", как умели рассчитывать "на глазок" все большие мастера при строительстве храмов или писании фресок. Михнов минимально насилует краску вмешательством кситевого мазка, стараясь выявить максимум жизни краски и взаимодействия с другими. Михнов - волшебник спонтанных процессов, выявления красоты, заложенной в природе краски. Легкое касание рукой и сознанием достаточно для проявления самоКрасоты краски в пространстве белого холста,.
"Великий образ не имеет формы. Дао скрыто от нас и не имеет имени. Но только оно способно помочь всем существам и привести их к совершенству........
"Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идёшь, тем меньше познаёшь. Поэтому совершенноМудрый не ходит, но познаёт все. Не видя вещей, он проникает ......." /"Дао дэ дзин"/
 

Серия "бабочки". Белый фон, на котором контур-пятно черной нитроэмали четко просматривается по всему периметру и производит впечатление соборной монументальности. Чёрный потёк - крыло бабочки с белыми разводами даёт ощущение черного бархата пыльцы крыльев. Лаконизм, продуманность и удивительная чувственность поверхности.
 

Серия рельефов. Монохроматическая живопись в коричневой гамме. Гладкая коричневая равнина холста, на которой неожиданно по краям периметра возникает горообразование коричневой массы. Михнов чуток к ассиметрии, горные массы, поднимающиеся вдоль краев холста, образуют ассиметричную композицию дзеновского характера, располагаясь по вертикалям, словно подъемные лифты в доме. Архитектоника расположения масс среди однообразной коричневой равнины-движение вниз-вверх вдоль краев холста по принципу лифта. Белый фон михновских работ не христианский иконописный левкас неба - это скорее символ пустоты ДХАРМЫ, из которой излучаются творческие импульсы, реализуемые в локальных участках в виде пятна, дерева, чeлoвeкa, мысли, бессознательного ощущения и пр.
 

Серия работ, состоящих из цветных клякс-точек. Холст стелется горизонтально. Постепенное закапывание /от "капля", а не от глагола "копать"/ всей поверхности каплями разного цвета округлых форм, медитация в период капания на холст. Срок выполнения работ такого характера сутки, иногда неделя. Такого типа работы существуют у французского художника-классика Дебюффе. Работы Михнова датированы несколькими годами раньше. Михнов экспериментирует. Сколько необходимо энергии, чтоб следить за техническими новинками, покупать их, научиться использовать как живописные средства. У Зверева напрочь отсутствует какая-либо открывательская жилка, кроме данного дара. Поэтому Зверев более традиционен в использовании апробированных средств. Не хватает энергии на поиски новых выразительных средств.
Михнов в подвале, мастерской приятеля /собственной мастерской по бедности не имеет/ экспериментирует с нитроэмалями, играет с огнём в буквальном смысле слова, поджигает растекающиеся краски для сваривания друг с другом, затем ловким движением каратеки сшибает огонь. Стихия огня не столь подвластна мастеру, и однажды происходит взрыв нитроэмалей на изоплите. Результат - пожар, клубы гари и пепла, обгоревшие ресницы и волосы, работа гибнет, а приятель выгоняет Женю из мастерской.
 

Серия работ начала 60х годов "Открытие космического пространства". Формат изоплиты 1,5 х 1,5. Квадрат. Лунные сероватокоричневатоЗеленоватые поверхности - фактуры, кратеры, шероховатые на ощупь плоскости, некоторые напоминают структуру геологических шлифов под микроскопом. Для Жени таз с водой, водохранилище, равное озеру, морю, где стихия воды, сталкиваясь со стихией краски на бумаге, действует подобно морской волне, размывает тушь, акварель или что иное, творит новое. Женя умело использует игру стихий, включаясь весь, становится одним целым с играми природы. Он становится другим - зорким и целенаправленным, наблюдая, стремится направить весёлые игры стихий волей Творца так, как это необходимо для достижения цели, создания образа. Так рождаются замечательные "туши",серия, выполненная пером, тушью, протаскиванием бумаги с нанесённым быстрым росчерком пера сквозь стихию воды, в тазу.
 

Михнов однажды высказался, что живопись - искусство для молодых. Функции живописи 20 столетия изменились в отличие от живописи времён Апеллеса и Ренессанса. Шедевры цветной фотографии и кино вытеснили служебную роль живописи в портрете, пейзаже и натюрморте. Эффекты объёмной фотографии могут спорить с тщательной выписанностью малых голландцев. Портрет, пейзаж, натюрморт продолжают существовать в живописи 20 века, но отношение мастеров к этим темам совсем другое, чем в века не технического прогресса.
Больший акцент в изоИскусстве 20 столетия падает на психологизм формы, чем на внешнюю сторону изображения объекта. Внутренний язык пластики приобретает самодовлеющую роль, обретая свою независимость от односторонненого изображения объекта. Сезанн пишет в течение многих лет гору св.Виктории, интересуясь не её геологическим строением и внешним видом, а своим отношением через неё к своему "Я". Писать один и тот же объект в течение продолжительного времени -медитация, дневник внутреннего созерцания через внешний, тебе приятный предмет или ситуацию, переходя в созерцание внутренней пустоты-шуньяты, затем вновь возвращаясь через реализацию на холсте. Созерцая гору каждодневно в себе самом в процессе фиксации её на холсте, Сезанн отключается от "Я" бытия, становясь "ТЫ" горой. Происходит слияние, выражаясь терминологией западного мышления, субъекта с объектом.
Михнов творит процесс, а не вещи-объекты-шедевры. Зверев творит вещи через спонтанность процесса. Они оба художники процесса, но конечным результатом Зверева остаются земные вещи-объекты, как дерево, цветок, ню, лошадь, собор, солнце, трава, небо, земля;
у Михнова объектом являются сами краски, их движение, направляемое умелым жестом, которое по прихоти мастера вдруг останавливаются и фиксируются. Серия работ Михнова—Войтенко словно кинокадры состояния души, влитые в спонтанные состояния материалов и выраженные цветом, пятном, линией, которые по воле автора останавливаются для рассмотрения "интересно, что получилось?". И опять режиссёр даёт команду, лента продолжает накручивать кадры - картины, мастер идёт по кругу. Он возвращается на круги свои, на следы, откуда когда-то начинал стремительный бег по прямой, и некоторое время продолжает идти по собственным следам, не узнавая их. Но наступает пробуждение и мастер узнает собственные следы, откуда он, стремясь с такой жаждой узнать всё /только всё!/, когда-то начал путь.
Двигаться по окружности, возвращаясь на круги свои,- не приведи Господи, - двигаться по окружности в спираль и обратно, увы, прекрасно и недостижимо!

 

фото сделаны у Кузьминского или для Кузьминского Геннадием Приходько, 1974-76

 
[Прим. ККК-2008:

1. михнов рисует для элен бакстер-де-виль-морен-ли-хант, подруги шемякина, ок. 1974,

фото г.приходько; рисунки воспроизведены в "аполлоне-77",
единственные нашедшиеся в париже - представить художника...
2. "стена михнова" с женечкой сорокиной (не разобрать?) на выставке "23-х",
фото г.приходько]

 
назад
дальше
  

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 4-А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга