/отрывок, окончание следует в каком-нибудь из томов/:
И на круги своя...
Начало сентября. Ясный тихий день, еще более тихий и ясный после вчерашнего
ненастья. Позади две смерти. 3-го мая погиб Саша Аксинин, возвращаясь из
Таллина во Львов самолетом, в который врезался при посадке личный самолет
командующего 2-ой воздушной армией. Армия решает наши судьбы не только в
Афганистане, и я третьего мая не смог ответить на вопрос немецкого
студента-физика, чьи родители приятельствуют с Таней Горячевой: почему у вас на
улицах так много военных и полицейских? Наверное, потому, что мы боремся за мир.
Саша Аксинин появился в Ленинграде с женой Гелей осенью 76 года, когда я с
тогдашней моей женой Таней Горичевой начал выпускать журнал "37". Саша и Геля
хотели уехать в Штаты, а участие в самиздатском журнале могло ускорить отъезд.
У Гели была опухоль шеи, и кто-то ей сказал, что есть единственная в мире
клиника,кажется, в Бостоне, где лечат такие болезни. Саша сделал для журнала
марку, которой мы так и не воспользовались, а Геля напечатала у нас несколько
рассказов в духе Кафки, впоследствии перепечатанных парижским журналом "Эхо". До
самой своей смерти в 1983 году Геля боролась за выезд и писала рассказы в духе
Кафки. Последние два года ее мучали такие боли, что каждые три-четыре часа
приходилось вводить ей морфий или пантапон. Инъекции делал Саша. Когда в
последний раз он приехал в Ленинград четыре года назад, то явился ко мне с
вокзала в ужасе: у него в поезде сломалась игла - застряла в ягодице. Он "сел на
иглу" из солидарности и не сразу обнаружил, в какой физиологической зависимости
оказался. В Ленинград, по его словам, приехал, чтобы хоть на месяц убежать от шприца. Морфий не сказался на его работоспособности. О нем никогда не
скажут: "он был львовский график". Он сделал так много, что слова "современный
советский график" не отражают масштаба его работы. Не с кем мне больше говорить
о путях и способах изображения мира сверхчувственного и невидимого. Он перешел
ту грань, перед которой я могу только спрашивать, не получая ответа, и лишь
смутно догадываться,что он мог бы ответить мне, ибо во многих его офортах
присутствует слой "невидимого изображения" - невидимого зрителю,как некогда,при
строительстве готических соборов,тончайшей резьбой покрывались те части
арок,колонн и контверзов, о которых известно было, что никакой зритель никогда
не увидит их, пока собор не разрушен. Для кого?
Передо мной мелко исписанный лист. Красная паста. Саша не был красноречив и не
использовал знаков препинания, ни заглавных букв,но сам текст стоит того,чтобы
записать его крупным шрифтом
"ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВМЕЩАЮЩАЯ В СЕБЕ
НЕСКОЛЬКО "СЛОЕВ"... ЭТО ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА...ЭТО ПОПЫТКА ДАТЬ ВИЗУАЛЬНУЮ
БЕСКОНЕЧНОСТЬ И КОНСТРУКЦИИ КОТОРАЯ ОРГАНИЗУЕТ КОНЕЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Бесконечность
ЗАДАЕТСЯ КАК КОНКРЕТНАЯ ЗАМКНУТАЯ ФОРМА КОТОРАЯ ДРОБИТСЯ НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕЕ
"КВАНТЫ" КОТОРЫЕ ПОВТОРЯЮТ В СВОЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТУ БОЛЬШУЮ ФОРМУ И ТАК ЖЕ
ЗАМКНУТЫ ЧТО ДАЕТ ПРОСТРАНСТВО-ПЕРЕВЕРТЫШ И ИМЕННО ЭТА БОЛЬШАЯ ФОРМА ВСЕГДА
МОЖЕТ БЫТЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНА С ЛЮБОЙ ТОЧКОЙ [.] ИЗ СОБСТВЕННОГО ЖЕ СЕГМЕНТА И ЛЮБОЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ОБНАРУЖИВАЕТ ЭТУ САМОЗАМЫКАЩУЮСЯ ПУЛЬСАЦИЮ КАК ПОСТОЯННУЮ
ЗРИТЕЛЬНУЮ ИЛЛЮЗИЮ... К ОБЛАСТИ КОНЕЧНОГО ОТНОСИТСЯ КАК САМА ЭТА ОХВАТЫВАЮЩАЯ
ФОРМА ТАК И ТОТ ПОДДАЮЩИЙСЯ ЗРИТЕЛЬНОМУ ПЕРЕСЧЕТУ НАБОР СВЕТЛЫХ И ТЕМНЫХ ПЯТЕН КАК
ПРАВИЛО ГЕОМЕТРИЗОВАННЫХ ЧТО ЗДЕСЬ ЗНАЧИТ "БЕДНЫХ" И ВОТ ЭТИ-ТО КОНЕЧНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗУЮТ"ИЕРОГЛИФИЧЕСКУЮ" СТРУКТУРУ ТО ЕСТЬ НЕЧТО ОРГАНИЗОВАННОЕ
НАИБОЛЕЕ "ВЫРАЗИТЕЛЬНО" В ЗРИТЕЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ И ЭТА ОРГАНИЗАЦИЯ
ИЗЛУЧАЕТСЯ ВОВНЕ НА СМОТРЯЩЕГО И ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ЛЮБОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ ЕСЛИ
ТАКОВАЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ А ОНА ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕМЕННО ПРОСТО ЗДЕСЬ ТРУДНО ОБНАРУЖИТЬ
ГДЕ ЖЕ ПРОИЗОШЛО ЭТО "ВДРУГ"... ДРУГОЙ СЛОЙ... ЗНАЧЕНИЕ ВСЕГДА ПРОЗРАЧНО ПОТОМУ
ЧТО ЧЕТКО УВЯЗАНО С ПОРОЖДАЮЩИМ ЕГО ПРОСТРАНСТВОМ И КАК БЫ ЯВЛЯЕТСЯ ТАВТОЛОГИЕЙ
НЕ БУДУЧИ ОНОЙ ФОРМАЛЬНО НО ОДНОВРЕМЕННО ЭТО ЯВЛЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЗАКРЫТОСТИ... ТАК ЧТО ТУТ ПРЕСЛОВУТАЯ
"МОДЕЛЬ МИРА" И 3. /что означает это "3" - тройку, Троицу или просто букву алфавита, как в
фильме "Z", где греческая литера указывает на
слово жизнь, я не знаю и никогда
уже, наверное, не узнаю... В.К./ ТАК ЧТО ТУТ ПРЕСЛОВУТАЯ "МОДЕЛЬ МИРА" И 3 КАК ПРАВИЛО ЕСТЬ ОБРАЗ ВЕСЬМА КОНКРЕТНЫЙ НО СПОСОБНЫЙ ДРОБИТЬСЯ НА СМЫСЛЫ ПОДОБНО
ТОМУ ЖЕ ПРОСТРАНСТВУ И ИСЧЕЗАТЬ ТАК НЕЗАМЕТНО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ЧТО НЕИЗВЕСТНО
КОГДА ЭТИХ СМЫСЛОВ УЖЕ НЕТ И МОЖЕТ БЫТЬ НИКОГДА И НЕ БЫЛО НО ЕСЛИ ВЕРНУТЬСЯ К
ИСТОКУ ТО ВОТ ОНА БАБА НА КОНЕ ОНА ВЕСЬМА ЕСТЬ И ВЕСЬМА ЗНАЧИТ НО ЭТО УЖЕ ЧТО-ТО
НЕ ТО И ВОТ Я УЖЕ РАССКАЗЫВАЮ ТАК ЭТО АПОКАЛИПСИС ЭТА БАБА ГРЯДЕТ НА КОНЕ ЧЕРЕЗ ВОДУ
И СУШУ /КАРТА/ И ИГЛА НА ЛБУ У КОНЯ И ЭТИ КУСОЧКИ СУШИ БУДУТ СШИТЫ И БУДЕТ ЦЕЛОЕ
А ТОГДА ВСЕМУ КОНЕЦ - ШЛЯПЫ УЖЕ СШИТЫ И ОНИ ВПОЛНЕ ТОТАЛЬНО ЗАКРЫВАЮТ СОБОЙ ВСЕ
ПРОСТРАНСТВО ОТ СВЕТА И ВПОЛНЕ ПРИЛЕЖНО ЭТО СВЕРШАЮТ НА ПЕРИФЕРИИ ТОРЧАТ ЗНАКИ
РОДНОГО МЕТАЯЗЫКА ВЕЧНО НЕДОСТИЖИМЫЕ ИЗНУТРИ И ПОТОМУ-ТО ВИДИМЫЕ ИЗВНЕ ВСЕГДА
НО КАРТА БУДЕТ СШИТА И АПОК—СИС СОСТОИТСЯ ЭТО ЭКСЛИБРИС В.К. ОН УЗНАН И ТАК
МОЖНО О ЛЮБОЙ РАБОТЕ ХОТЯ КАЖДАЯ ВПОЛНЕ ТОЛКУЕТ СЕБЯ САМА ВОТ ЕЩЕ СЛОЙ ЭТО УЖЕ
КАК ДАНА ЭТА ВЕЩЬ В РЯДУ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ А ДАНА ОНА КАК "КАРТИНКА" КАК "СТАРАЯ ВРОДЕ
БЫ КАРТИНКА" КАК ТО ЧТО НАДО С ЧЕМ-ТО НЕ ТЕМ НО САМОЕ ТОЧНОЕ БУДЕТ ЛЕЖАТЬ В ЭТИХ
ЗАЗОРАХ КОГДА ЭТО БУДЕТ УЖЕ НЕ "КАРТИНКА" НЕ "КАРТА" "МЕНЮ" СНОВА КУСОЧЕК БУМАЖКИ
В ЦЕНТРЕ КАК ТЕКСТ КОТОРЫЙ НАКОНЕЦ "ТЕКСТ" И ОТТОГО НЕ ВАМ ЕГО ЧИТАТЬ А ЕСЛИ И
ЧИТАТЬ ТО НЕ ТАК И ТОГДА КОГДА ВЫ УЖЕ НЕ ВЫ"
Драгоценные, хотя и мало кому понятные слова. Саша говорит об экслибрисе, дано
действительно точное описание работы, и это продолжение того диалога, который
начался между нами, когда мы только-только познакомились. Экслибрис был ответом
на мои "Стихи на картах", которые я писал, все время держа в поле зрения светлые
и темные пятна аксининских офортов, что помогало обнаружить "зазоры" между
пластами смыслов, заложенных в каждом слове до бесконечности - и так вырастала
"большая форма",кристаллически повторяющая структуру каждого из составляющих ее
сегментов. Не знаю сейчас, хорошие ли это были стихи, прошло шесть лет, и вот уж
полгода, как я не могу ни читать ни писать стихов. Почти полгода. Сейчас
сентябрь, а Саша погиб третьего мая. Не знаю, был ли он великим художником.
Бросается в глаза внешняя зависимость от Эшера, но у того "невидимое" в работах
есть следствие обнаружения оптического обмана, сознательная демонстрация иллюзии,
которую порождает искусство, а последние работы Саши построены на полифонии
черного фона, энергетическая заряженность которого не сводится к простому
оптическому обману: тьма вибрирует и рождает свет, свет проницает тьму, хотя
перед глазами лишь черное пятно. Теперь я, пожалуй, смог бы согласиться с
Аксининым: смерти нет, есть конец, когда весь мир может быть прочитан как текст
собственной жизни - единственный уникальный текст, предназначенный для тех, кто
уже не сам, не он, не я. И наша местная, питерская (и более крутая - московская) чернуха видится мне теперь как некая серятина на
фоне действительной,
действующей, вибрирующей, светоносной тьмы наших безымянных судеб.
Вот уже
неделя, как мучит меня желание писать, но я чувствую, что руки связаны и смертью
близких, и болезнью близких, и тьмой /или бездной - как угодно/ мелкобытовых тело-
и мыследвижений. Я не могу писать, сочинять, придумывать - могу только
цитировать. Слова, сказанные когда-то прежде, сегодня явятся как новые. Прообраз чаемого Воскресения. Шелест надежды. Мне все равно, что цитировать.
С некоторым
внутренним злорадством намерен я опубликовать странички из моего дневника 81
года, зная, что предание их гласности не сдвинет и пылинки на столе т.Ко-ва, не шевельнет и волоса на черепе А.Т.Д-о, не ускорит и не замедлит развитие
раковой опухоли
на носу президента Рейгана. Ну разве что лишняя крыша, сорванная тайфуном Елена
или незапланированная попытка наводнения в октябре, несколько отодвигающая сроки
завершения дамбы Ломоносов-Зеленогорск. В будущее, в недалекое будущее.
Итак, январь 81 года.
"Вероятно, имеет смысл записывать в одну тетрадь все, что
было сделано с указанием времени. Что-то вроде дневника в подлинном значении этого
слова. Только для себя. Потом увидим... Ну вот, стихи 1981 года. Я вышел на
службу 6 января /вероятно, с очередного бюллетеня по ОРЗ - В.К./. Весь день был
один в кабинете. Написано 4 стихотворения. Как только заканчивал очередное -
звонил Тамаре. Началось вот с чего:
благополучие в работах
барочных раковин посмертные лучи
когда включают боль на малых оборотах
и звякают витиеватые ключи
когда кирпичные автомобили
светло и судорожно трогаются вверх
из масляного изобилья
где луч над колокольнею померк
любое мыслимое время
утоплено в цветах и тонет в полутьме
на тихой скорости сквозь парк миротворенья
мы проплываем по живой земле
по шевелящейся и мягкой
в барочных сумерках мы слышим на собой
вздох пневматического Вакха
и вскрик венеры спиртовой
Гниль и плесень барочных форм - вот та тина, почва, то болото, где зародились и
начали развиваться металлические зерна машинной цивилизации. Периодически в
человеке возникает тоска по безвольным, самостным линиям - в модерне, к
примеру. К линиям, которые без вмешательства человеческого "я" способны
двигаться, "жить" и множиться. Барокко - это самоустранение человека из
механизма, движущего Вселенную, природу, историю и т.д. Барокко сродни
судорожному взглатыванию или самопроизвольному выбросу, перистальтической работе.
Работе толчками, вскриками, вздергами и порывами. Но порывами не романтического,
не личностного свойства. Порывами, которые сходны с пульсацией мировых ритмов,
со строго /и не нами!/ определенным чередованием падений и взлетов, с многотактовой деятельностью универсального всемирного бензинового мотора.
Двигателя, который распространяет вокруг себя запах гниющих лилий, хотя и должно
ему пахнуть нефтепродуктами. Сам текст вызвал у меня какую-то
неудовлетворенность, чувство пустоты, нуждающейся в заполнении. Чего-то здесь не
сказано, чего-то очень существенного... Я вернулся к тому образу, что маячил в
течение двух недель передо мной /в уме? перед глазами?/. То был образ
апокалипсиса, происходящего на бумаге, в то время как вокруг - стоит голову
поднять от листа - течет обыденная, не подозревающая о том, что приговорена к
уничтожению, жизнь.
Течет, хотя конец света уже скреплен печатью и подписью.
Личной подписью. И прежде всего апокалиптичен политический образ современного
мира, графически отраженный в атласах и на отдельных картах. /Совсем недавно в
диалоге Линдона Дмитриева с Родионом - см "Митин журнал №3 стр.159 - я
прочитал: ".. .поэтическая нежизненность Кривулина и Шварц не так бросались в глаза, как сейчас, благодаря их социальной активности, но времена изменились,
социальность их стала неактуальной, творчески пассивной... все уже давно живут в
отеле "Ритц", а Кривулин продолжает жаловаться, что в коммунальной квартире
отключили свет..." Нужно ли понимать эти слова таким образом, что отель "Ритц"
населен существами, не подверженными кризисам, старению и смерти? Можно ли быть
уверенным в исправности электропроводки, питающей названный отель в случае
забастовки профсоюза электриков. И наконец, жаль душевных сил, которые
придется затратить мне лично, воображая себя постояльцем номера "люкс" гостиницы
типа "хилтон", в то время как в коммунальной квартире, где я прописан - именно я,
а не Линдон д., - перегорят пробки. Я и сам признаю, что нахожусь не в лучшей
поэтической форме последние несколько лет, и ни от других, ни от себя не скрываю
то чувство творческого тупика или порога, которое заставляет меня оглядываться,
чтобы, вернувшись, обнаружить развилку, с какой пошел ложный путь. Мне, скорее,
любопытно: чем кончится поиск, нежели страшно кануть в литературную лету. Но не
обида и не страх потерять "поклонников" заставляет меня
огрызаться. Дело не в том, что я и Шварц "отстали от поезда". Дело в том, что поезд
другой. Так, говорит Родион, "...сейчас они копают уже сто раз перекопанную землю.
Они используют вещи, уже разработанные превосходно..." И Л.Д. вторит ему, уточняет: "Религиозную символику, например". Совершенно справедливо, тем более
что сфера христианского религиозного сознания не кажется мне
исчерпанной, мертвой, но наоборот - неисчерпаемой. Если поэзия "русского
христианского возрождения" есть понятие проблематичное с точки зрения истории
мировой культуры, как и само "христианское возрождение" весьма двусмысленно как
социальный или историко-религиозный феномен, то еще более сомнительным и
бесплодным представляется мне будущее новой идейно-художественной популяции,
активизирующей на русской почве деструктивные тенденции нью-вейваров именно
тогда, когда в американском, например, искусстве новая волна умирает, сходит на
нет, сменяется разными формами фундаментализма и возвращения к истокам
"европейского традиционного художественного сознания" - от неоэкспрессионизма до
неоклассицизма. Мы входим в полосу эклектического взаимопроникновения
несопоставимых прежде стилей и методов, и сейчас мы переоцениваем переоценку
прошлого, произведенную на протяжении нашего века. И если для левоавангардного
сознания 60-х религиозная символики в произведениях искусства была красной
тряпкой, то сейчас, с помрачением модернистской триады /Маркс-Фрейд-Сартр/,
символика эта обретает новый смысл. А мы пытаемся догнать и перегнать Запад по
части абсурдизма, пережитого еще в середине 70-х,и не только в Нью-Йорке или
Париже, а даже в какой-нибудь Нигерии или на Филиппинах. Но возвращаюсь к "изжитой" социальности - политическому апокалипсису, позволю себе процитировать свое не
очень удачное стихотворение января 1981 года - В.К./
апокалипсис бумажный типографский
образ Мира на форзаце
отпечатаны в четыре
краски
флаги ста шестидесяти наций
Божий мир спрессованный в брошюрку
свет подсолнечный подлунный
сжавший горло
петербургу
ленинград - и веницейская лагуна
пирамиды - и в раздавленном Ангкоре
полумертвые с большими животами
дети
революций и теорий
словно бы они уже восстали -
умершие! словно бы
охрипла
медная труба в устах посланца
заяц невзаправдашний и
гиблый
отсвет пластикатового глянца
ослепляет ангела не то что
человека
Стихотворение показалось мне мало удовлетворительным. Уже в процессе работы,
где-то после второй строфы, я почувствовал, что оно проваливается, выпадает из
рук. Оставалась надежда, что внезапный ход, поворот какой-нибудь, хвостик образа
вывезет - и откроется то, чем более всего дорожу в стихах: этакое словесное "сфуматто", дымка, необъятный простор, о котором и сказать-то нечего: просто это есть.
Последние полторы строки - робкая попытка протиснутся к площадке, откуда
открылись бы "дали необозримые" - единственная цель словесных моих прогулок.
Попытка неудачная. Стихотворение не вышло из рамок вербальной однозначности.
"Щель" в конце настолько узка, что в нее не протиснуться, даже больно сплющивая
ребра. Слишком обще и поверхностно. Глаз скользит по словам тупо, не замирая от
зрелища, захватывающего дух.
Странный, мучительный контраст между горячим состоянием /не знаю, как назвать -
ума? сердца? души?/ и холодным воплощением. Но остановиться уже невозможно. Еще
не дописав "издательского" стихотворения, с надеждой
<...>