1.

Мой отец - немец Нуссберг Вольдемар /инженер-архитектор и художник/, в 1938 был осужден в Ташкенте, по ст.58 /1/, якобы за шпионаж в пользу Германии и отправлен в лагеря на Северный Урал. В 1956 - реабилитирован.

 
Дед /Вольдемар/ и прадед /Зигмунд/ - Нуссберги, лютеране, обедневшие немецкие дворяне из под Штуттгарта; вначале нашего века, перебравшись в Курляндию, жили около Фридрихштадта, откуда дед был приглашен работать главным садовником в сады и парки к наместнику Туркестана Вел. Князю Михаилу, в Ташкент.

 
Мать - Бесспалова, Раиса; в молодости работала на радио, затем - техником-архитектором. Православная, верующая.

 
Дед /по матери/ - татарин, Василий Бесспалов /имел в Перми кожевенный завод/. Бабка - русская, Анна Логиновна.

 

2.

Родился я 1 июня 1937 г., в Ташкенте /Узбекистан/. При крещении в православном храме дали имя Лев, но мать звала до семи лет Дмитрием, а когда пошел в школу все стали звать по документам "Левой"

 

3.

В 1947-49 гг. - мы исколесили всю Западную Украину, т.к. мать пыталась перебраться в Польшу, но из этого ничего не вышло. Затем осели в Питере /Ленинграде/. В 1951 г. - поступил в художественное училище в Москве и окончил в 1958. Семь лет "волчьей жизни" и впроголодь в сталинском интернате.

 

4.

Симулируя шизофрению, избежал советской армии. Не пошел и в советские университеты, но впоследствии сменил десятки работ и профессий.

 

5.

Или сам организовывал, или участвовал в 87 выставках /половина из них — международные/, кинетических "Играх" и спектаклях. Полтора десятка выступлений на всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах, начиная с 1965 г. Библиография же статей и книг освещающих мою /и моей группы "Движение" 1962— 1977/ творческую и общественную деятельность состоит из более 400 названий.

 

6.

Друзей и "друзей" было много, ...но порядочных, с совестью и духовных, да еще верных в дружбе чуть более десятка: Михаил Гробман и Борис Понизовский /с 1957/; Анатолий Кривчиков, Вячеслав Щербаков, Таня Калинкина /1960-65/; Людмила Орлова, Жаклин Фонтэн, Ольга Потемкина, Мари-Клод Басселье /с 1962-.../; Галина Битт, Самошкины из Питера /с 1965 .../; Саша Григорьев /1967-72/, Наталья Прокуратова /1967-75/, Илья Чашник — с 1972, Кузьминские из Питера — с 1974; Галина /она же — Дика/ Головейко — с 1975... , ставшая с 1980 Дикой Нуссберг, а с 1982 и матерью моих детей...

 

И на Западе, после эмиграции в 1976 г., нашлись настоящие друзья /порядочные и бескорыстные, доброжелательные люди/, несмотря на "интерес" или "расчёт", которыми пропитаны взаимоотношения - и дружеские - людей в свободном мире. Но, Костя, Кузьминский, было бы неискренне, если бы я не помянул и тех, так называемых "друзей", кто после нескольких лет общения со мной и постоянных заверений /устных и письменных/ в своей дружеской верности мне, неожиданно ужалил меня из-за зависти, корысти или скрытой врождённой подловатости: снюхавшийся с советскими "органами" Ф.Инфантэ, или советская "парижанка" с талантом стяжательницы - Оксана Бигар /Кошелева/, или бесхвостый воробей Глинчиков, или вездесущие /особенно, где пахнет жареным/ французские "русские" Махровы, или..... Ох, ну и противно же вспоминать о них!

 

7.

8.

9.

Костя, о "салонах", встречах, людях и о том - нашем - времени уже готова вчерне книжечка в 800 стр., да еще 500 иллюстраций, так что ...

 

10.

Лет в 18-19 открывал для себя Фрейда и старался прочитать все о ... Наполеоне /со временем накопился грустный осадок оттого, что он смотрел на Искусство и на Культуру, как на прислужниц во время войн по перекраиванию Мира/. Всегда восхищался Петром Великим, его преобразованиями /но терялся от его жестокостей/... Затем года два не расставался с томиками Платона, а за ним и Канта - особенно его "Пролегомены". В 1961-62 гг. их начали вытеснять Достоевский, Бердяев и ... Ницше. Позже, европейские знакомые завезли Серена Кьеркегора, Хосэ Ортэга-и-Гассэт'а, Камю и Сартра.

 

11.

Имена великих художников, оказавших на меня влияние укажу в хронологическом порядке: М.Врубель и через него - русская иконопись /1955-56/, после выставки Пикассо /октябрь 1956/ - поворот к Европе и "пикассизму"; обожание Босха и Клее - 1957-59; опьянение русским европейцем Кандинским /1958-60/ и знакомство по информационным обрывкам и кусочкам с "Баухауз"ом; открытие Малевича /1960/, заполонившее всего меня! В 1961 году я начал первый в СССР /после русских авангардистов 1913-20-х гг./ создавать пространственные кинетические конструкции-объекты. В 1962 - кратковременное увлечение творчеством Габо. С декабря 1962 — я пришел к ... "Нуссбергу."

 

12.

1937.......1951.....1957-58.......1961-62......1966-68.....1972-76......1981.....

 

13.

Ни один из 365 дней не повторяется. Необходимо, по крайней мере по 1/2 странички на день — Костя, в следующий раз.

 

 

Дополнения /А/, пояснения /Б/, враги /В/, недруги /Г/, высказывания и изображения/ об искусстве /Д/, пороки /Ж/, любимые занятия /3/, путешествия и переезды /Е/, надежды /И/, мечты /К/, любимые кушания /Л/, любимые женщины /М/, впечатление от заграничной жизни /Н/, отношение к Солженицыну /0/, мнение о "Континенте" и прочих журналов /газетах/ /П/, ностальгия /Р/, желаете ли кому набить морду /С/, планы на жизнь /будущую/ и прочие, не приходящие в голову вопросы /Т/ — это все провокационные крючки Костиной анкеты.

 

Д -

к концу 1982 г. выйдет обильно иллюстрированная книга с изложением моей эстетической и философской концепции.

 

Ж -

чрезмерная эмоциональная увлеченность и несдержанность, непростительная доверчивость, отсутствие способности прощать подлость, жадность и трусость; жесткость в суждениях и др.

 

3 -

читать, придумывать, творить любовь с женщинами, слушать музыку и быть на природе.

 

К -

лет через 10 создать, наконец, Институт Футурологии, и начать постепенно, хотя бы частичное воплощение моего генерального проекта "И.Б.К.С." /1968/.

 

О -

в историческом плане: мощная личность, вызывает восхищение; талантливый публицист, с псевдославянофильским, горьковатым языковым привкусом; но, кажется, что Солженицын как человек чрезвычайно консервативен, с затаенной обидой, и даже какой-то озлобленностью на свое прошлое; было б большой ошибкой, если бы людей такого типа, фанатичных, допустили бы к власти в освобожденной России, в будущем.

 


 

Нуссберг, М.Гробман и Мишель Рагон у М.Гробмана. Архив Л.Нуссберга. 1971.
Нуссберг с народным котом Пиплом на выставке "23-х". 1974.

Архив К.Кузьминского. Фото Г.Приходько.

 
ГЕНИЙ


        Зарядил меня на эту статью математик NN, где, говоря совершенно о другом, объяснил мне все в отношении Нуссберга.
        Я все думал: куда отнести эти игры? Твердо - пахнет поэзией. Пахнет кино и театром. Пахнет лесом. И пахнет робронами. Плотью, лирикой, бабами, звездами, вечностью, временем, мигом. Пахнет Хлебниковым и - допустим - Ивановым. Даже двумя: Вяч. и более ранним - Александр Иванов мечтал создать "Храм всех Богов", расписавши оный - Магометом, Аллахом, Иисусом, Иеговой, Буддой. Для чего и эскиз был - "Явление Христа народу". 30 лет на эскиз. Футуролог же Пунин - писал об Иванове. Труд всей жизни, монография в сотни страниц. Где она - справляйтесь /пардон/ в КГБ. Вместе с Пуниным взяли, в 49-м. /Говорят, Пунин, сходя с кафедры на последней своей лекции-выступлении, сказал: "И все-таки Пикассо - великий художник!" Тогда еще Пикассо за коммуниста не держали. Не уважали. Это потом он начал - вертеться, с "голубка мира", вокруг шара.../
        В разговорах же с херром Нуссбергом, понял: все века и эпохи, все боги /как в "Искушении святого Антония" любимого мною Флобера, автора "Бувара и Пекюше", а не "Мадам Бовари" общепринятого!/ - проходят, как кадры, сливаясь /врываясь/, высвечиваясь или затемняясь - петровской гравюрой или бешенством /того же раннего Иванова/ экзотических красок, переплетение судеб /ИДЕЙ, не героев!/, выход к БУДУЩЕМУ. Как у Хлебникова и Иванова /и обоими занимался - Пунин!/.
        А форма? Все та же поэзия. Ибо - более емкой и замкнутой /в то же время -свободной/ формы - человечество еще не изобрело. Библия, и все священные книги -тоже форма поэзии. Все ее жанры, от лирической /"Песнь песней"/ до эпической /Апокалипсис/. Нету только комической /как у Нуссберга, впрочем!/. Но она есть - помимо и рядом. В трансформациях Библии, в сказках хасидов, в Рабле, Уленшпигеле, Гашеке и Насреддине.
То, что пишут о нынешних "концептуалах" - относится, РАНЕЕ, к Нуссбергу. Действо, хэппенинг, фильм и ПОЭТО-СЦЕНАРИЙ - это было у Нуссберга в 50-х еще. Об этом - и толковали они с Понизовским /см./. И, работая с ГРУППОЙ, Нуссберг должен был как-то ДОНЕСТЬ сверхзадачу, идею - до ушей и душ коллектива. Убедить, объяснить, ЗАВЕСТИ. Что же - лучше и ПРОЩЕ - поэзии? Поэтической драматургии, монолога, рассказа, ПОКАЗА.
 

        Кто сам Нуссберг? Татарин и немец - по отцу и по матери /"помесь Гитлера и Чингиз-хана", как я, дразнясь, его называю/, немец-дед /из Курляндии/ служил садовником у Великого опального Князя в Ташкенте /забыл, как звать, много их было, князей - но тот, который фамильные брильянты слямзил и на блядей и певичек потратил, за что удален из столицы был/, отец - в архитекторах, но получил срок /как и дядя, начальник строительства Кара-Кумского канала/ за сношения с дедом -как германский шпион. Советским - остался, невзирая на ссылки и пытки. /Впрочем, сыну Пальмиро Тольятти - яйца в КГБ отдавили, отчего, тем не менее, Компартия Италии не осталась без вождя/. Дед-татарин /по матери/ фабрику лайковой кожи имел, поставщиком двора был, попутно - снабжал денюжкой либералов и революционеров, но в 27-м помер в Бердянске от голода, коммунисты долгов не платили. Мать в юности гнали из комсомола за юбки и губки /"Накрашенные губки, Колена ниже юбки - Ну, словом, безусловно, вредный факт!" - из песни тех лет/, а сейчас в церквах пропадает. Сын же их, Лев Вольдемарович Нусберг /Нуссберг/, рождения 1937, подался в художники и кинетисты. Основатель оного направления в СССР. К сему добавить:

автор архитектурных проектов будущего,
фильммэйкер,
артдилер,
меценат и патрон,
поклонник Наполеона Бонапарта /и Малевича - вписано Нуссбергом/,
баболюб,
владелец многих борзых /одну подарил, Нежку, принцессу Нежинскую/,

заново-открыватель-Чашника,

практицист и романтик,

символист /открещивается!/,

футурист и футуролог
 

И ПОЭТ.

 

Портрет Нуссберга /с Наполеоном /и с Малевичем - вставлено Нуссбергом/.
 
КНИГА - 3
 
        Пишет мне Нуссберг:

 
8 ноября 80,

Техас.
 

        3-4.000 я не нашел, наоборот, Нуссберг мне в этом году пару тысяч подкинул, и вот уж, ровно 2 года /днями будет/ лежу и набираю эту антологию одним указательным пальчиком /потому что в левой руке сигарета, да и все равно я ей - только регистр переключаю/. На доходы жены-уборщицы /экс-архитектора/, 6.000 в год.

 
Пишет Нуссберг:
 

 

Berlin 24.11.79

 

. . . . . . . . . . . . . .

Я даже хочу попробовать - ВПЕРВЫЕ! - /забавно..../ напечатать фрагменты из своей старинной прозы "кинетической" за 1967 г. /писано за 12 дней в январе 1967» в Питере, на Моховой ул./ под названием "NUSSBERG" —дурацкое название, но вот так уж было, всегда. Его, конечно, надо будет изменить. /В этом томе приводится отрывок, разрисованный Нуссбергом, этой поэто-прозы, под названием "Гений". Сменил.— ККК/ Это должна быть книга-лабиринт, последний этап в книгопечатании, и в классическом и "классическом" книгочтении, т.к. после этого этапа, в принципе, прекратят издавать книги, как нечто обязательное и новое — разумеется, сохранится факсимильная, или первоиздания, форма книгоделания. Почему?! Да потому, что Человечество перейдет - причем, это будет, обязательно будет - на другие формы передачи информации, ну, например, микроминиатюрные звуковые и изобразительные средства /зачатки-то есть, напр, преподавание уже сегодня по телеку, и даже в Университетах и др. формы/, с самым широким использованием микрокомпьютеров и пр. лазерно-голографических "хитростей". И правда, интересно, что в июне 1977 я впервые увидел - т.е. 10 лет спустя - на выставке "Документа-6" спец. выставку всего того, что можно сделать с книгой, точнее над книгой, или что-то прототипное, связанное с ней. И меня это поразило и обрадовало /ну и конечно, с некоторой долей осадка сожаления, во-первых, от того, что почти все делалось там, т.е. до 1977 г., было вслепую, а во-вторых, крайне выпендрёжно и страшно фрагментарно /формалистично/... Жаль. Но все-таки я был в восторге, в принципе, от того, что мои интуиции от 1966-67 гг. подтвердились, что следующий этап за альбомно-книжной формой придет, обязат. придет, повторяю,—- это лабиринт, в прямом и в переносном /т.е. в психологическо-"листательном"/ смысле. Эта моя литература должна представлять собой в 300-350 листов, т.е. почти что натуральный куб в объеме; почему? да потому, что некоторые листы будут по 1-2 см, да-да; а некоторые — нормальные по толщине. В некоторых местах будут 20-30 листов прорваны-прорезаны разными отверстиями, образуя физическую пустоту, но осмысленную, и главное, служащую "развитию" /если можно так выразиться/ "сюжета" /если таковой будет/. - В общем, ты увидишь. В некоторые листы будут вмонтированы электронн. схемы, с пульсирующими искусств. свечами /лампочками/,—/антр ну, видели мы эти лампочки - Сюзанна Масси привозила показать их из Лувра хранителю Павловского дворца Анатолию Михайловичу Кучумову, мы с Кучумовым поахали: мигают, как свечи, но когда выяснилось, почем —то заахали уже в Управлении культуры и в Обкоме партии. Словом, в Павловске и по сю - те и горят, что Ильич изобрел. - ККК/, а в некоторых будет или вода /движущаяся/ или огонь, использовать надо всевозможные материалы, вещи /но плоские, желательно/ или фактуры, уж не говоря, разумеется, об обилии коллажей и ассамбляжей. И конечно, живая музыка, настоящая!!! Речь, человеческая или звуки нужных зверей и пр. чудищ, как искусственных, так и настоящих, т.е. природных, пение птиц, плач, смех, крики ужаса, ззуд комарья и пчёл. И, ... И, разумеется, з а п а х !! Некоторые "страницы" нужно будет воспринимать только в затемненном месте, т.к. они будут разнообразно и осмысленно, вытекая из "фабулы", светиться, и весьма различными способами. Никакого формализма, т.е. сама форма и должна быть этим содержанием и "содержанием" /а если этого нет, то содержания в ... содержании нет/. И еще + одно качество —это РИТМ, ДИНАМИКА /скорость/ прохождения-"прочтения" этой так наз. "литературы"! Это очень важное для меня средство, чрезвычайно важное. Ну относительно интонационности —это ясно, что страшно важно тоже. Но скорость ритма прохождения по этой литературной лабиринте —это необыкновенно важно. А "картинки" /коллажи/— это вовсе не иллюстрации к тексту, как и текст совсем не экспликации к ..."картинкам"-иллюстрациям, совсем нет. Все на равных! Каждый важен, но на своем месте ...........
Костя, ясны ли тебе все эти "бредни" мои?! Надеюсь.....Каждый на своем месте
нужен и хорош. Разумеется, что такие "книжечки" будут стоить, и даже развитой технологии в будущем, в 50, в 100 раз дороже, чем сегодняшние многотиражные книжки, или даже шикарные альбомы в цвете. Но так будет. И не потому, что я этого захотел в 1966-67 гг., нет, я просто уловил тогда флюиды и всё /но в той ёбаной крепостнической системе, где и как я мог кое-что раздобыть из такой фантастической электроники, кот. и сегодня даже, и даже здесь, трудно доступна....../
Понимаешь, старина? А сегодня, я уже сам себя пережил в этом смысле, ты знаешь, многие мои эстетич. и конструкт, идеи так сказать "морально устарели", как принято говорить о старых машинах и аппаратах. Смешно, но факт. Я еще молодой парень, а уже целый ряд моих проектов /не только идей и замыслов/ устарело. Во! И Я уже не вернусь к ним, никогда. Но они так и остались на бумаге.

. . . . . . . . . . . . . .

 
 

Итак, на бумаге. На бумаге я делаю эту антологию, с ее сумасшедшими проектами и не менее гениально-безумными авторами. Иные из них довольствуются средствами издательства "Посев" или ИМКА, другие делают что от руки, третьи спрашивают, где добыть 6.000, чтоб не ходить в присутствие или на завод и потратить это время на книгу.
И возвращается ветер на круги своя. Книгу.
И неважно, что будет она без электронных схем или механического запаха и пения птиц и комаров. Абы как, абы на туалетной бумаге, а шрифт - какой уж есть, не пристало торговаться и карячиться.
Я вот, во 2-м томе перешел на один - "Артизан", потому что "Престиж элита" в уменьшении не читабельна. Бледна.
И фотографии - я не по одной или две пускал на страницу, а сколько влезет, из экономии пространства и времени. Хорошо, сейчас Саша Коган за бесплатно печатает, и Динка Виньковецкая нашла, наконец, свою горячо любимую ахматовскую шоблу: ГОД назад с лишком были посланы! А теперь мне заново переснимать, потому что издатель все еще не заплатил Эшли, Эшли зажал негативы, и приходится опять просить Когана. У которого начальником - эмигрант-вьетнамец, по фамилии Пхонг или Фонг /жил я, кстати, у китайца по фамилии Тинг и супруги его, госпожи Фанг, но китаец продал наш дом Уиллу Лаубаху, из немецких иммигрантов, так и живу/, а вьетнамец - он не американец, человек с понятием: разрешил в рабочее время фото для этой книги печатать, на Сашиной бумаге.
И не поэт Саша, и даже не Нуссберг, требует, чтоб я изложил ему точно - в каком размере и что печатать, а это значит: я дизайн гони!, но ничего, с сотни две фотографий в этом томе будут.
 

Вот так, в таких перепадах, от фантастических проектов Нуссберга до прозаической борьбы за выживание — и создается этот том. А что не включаю я в него музыкантов или, скажем, мало о художниках - так это потому, что и на поэтов-то места нет.
 

Книга, книга...

 

 

Прилёт ... "СТРАННОСТЕЙ". Нуссберг, 1964. Москва.

"Поклонение идолу" - рис. к проекту "И.Б.К.С." /берег Черного моря/, 1968.

 

 

 

 

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 2А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга