Борис Иванович Павлинов /псевдоним - Тайгин/, род. ок. 1937, писал
стихи под псевдонимом "Всеволод Бульварный". Году в 56-м он схлопотал 5 лет за
"музыку на ребрах". В те годы популярная западная музыка /Радж Капур - песни из
к/ф "Бродяга", Поль Анка и т.п./, а также запрещенные русские авторы /Лещенко/
распространялись на черном рынке. Сырьем для записей служили рентгеновские
снимки, откуда и название. Боря в финансовой стороне дела не участвовал. Он ...
собирал Лещенку. Однако срок дали и ему. В последнем слове подсудимые каялись,
обещали заняться полезной обществу деятельностью, встал коротенький /и тогда еще
красивый/ Боря и сказал: "А я, по возвращении, первым делом займусь
восстановлением фонотеки, зверски уничтоженной сотрудниками угрозыска!" Зал
полёг. Боре чуть не вкатили еще. В лагере получил специальность машиниста
паровоза. Но это не пошло ему на пользу. По возвращении /кажется, тогда/
поступил в семинарию, откуда выгнали за полную неуспеваемость /памяти у Бори -
никакой!/, затем /или до того/ работал водителем трамвая. Но недолго. Однажды,
возвращаясь ночью, не захотел ехать через Дворцовый мост - далеко, развернул
трамвай-двухвагонку по противоположным путям и погнал через мост лейтенанта
Шмидта в парк на Васильевском. Двери не открывал, чтобы пассажиры не
повыпрыгивали и "не поубивались". Так и загнал по Среднему в парк. Когда его
спросили - зачем?, ответил - а я, говорит, еще не видел, чтобы трамваи
столкнулись! За это попал на год в дурдом. Диагноз - шизофрения. По и дурдом не
помог. Заннялся Боря вплотную поэзией. Сам написал несколько сборников стихов:
"Под сурдинку", "Асфальтовые джунгли" /изданный в Швеции/, неприличную поэму
"Фауст и Гретхен", но главное не в этом. Еще до встречи со мной в 1962 году по
весне, издавал своих приятелей. На машинке "Колибри" /она цела у него и по сю/,
которая берет от силы 3 копии, одним пальцем /!/ сделал более 40 сборников Глеба
Горбовского, с ним мы сделали первый сборник Коли Рубцова "Волны и скалы"
/обложка Э. К. Подберезкиной/, с ним и Гр. Ковалевым - "АСП /антологию советской
патологии/" в 1962 году, и первый сборник Иосифа Бродского, вышедший за границей
/в США/ в 1964 году, сразу же после процесса, с добавлением "камерных" стихов.
Несколько моих сборников, сборники Станека Киселева, Боба Безменова, Боба
Бирюлина - всех не перечесть — и все это — одним пальцем, на машинке "Колибри".
Тайгин, душа святая, святая простота - свято чтил "авторскую рукопись".
Можно было дать ему рукопись с орфографическими, синтаксическими и прочими
ошибками , но с подписью "правлено автором" - и он перепечатывал — буква в букву
— изредка удивляясь: "А что, КАРОВА здесь пишется - через А?" Или мог позвонить
мне в 2 часа ночи: "У тебя тут ДЕРМА без мягкого знака напечатано, что, так и
печатать?" Так, говорю, и печатать - чтоб тверже было. Успокоился. Единственный
был у него дефект - нежно любил восклицательные знаки. В своих стихах иногда до
четырех подряд ставил. Я ему посоветовал все восклицательные знаки из сборника
вынести в конец, в отдельный стих - в аккурат хватило бы! Способен был
высчитывать буквы и буквовки для расположения - за такую вот печать, как у меня
/правые поля/, Боря очень долго бы меня укорял. Злым я его никогда не видел,
сердитым -тоже, пожалуй, нет, хотя сам материл его на все корки за какой-нибудь
безвинный грех. Глеб Горбовский его очень полюбил - и есть за что! Кто еще на
весь Ленинград, да что я — на всю Россию! - сидел так, перепечатывая тысячи
страниц одним пальчиком - и не за деньги, не за копейки /на чем, говорят,
погорел Алик Гинзбург/, а так - за любовь к поэзии. И если Боря чего не понимал
- в моем, скажем, творчестве - то уж чувствовал-то он безошибочно! По мне он
много лучше иных эстетов /вроде меня/. Бродского он не полюбил, но преклонялся.
Даже стихи посвятил.
Его издательство "Бэ-Та", названное так по моему совету, функционировало
активно где-то 5 лет /1962-1967?/, а потом Боря устал. Он по-прежнему любил и
собирал Глеба, по-прежнему любил меня, но став киномехаником и работая по
вечерам, почти не имел уже времени на поэтов. И как-то отошел. Да и постарел
тоже. Но те сотни часов, просиженные за машинкой - одним пальчиком! - навсегда
останутся в моей памяти. Я ругал его, чуть не бил - а за что?
Толстенький, коротко стриженый, с полным ртом золотых зубов /"Если у меня
заболит зуб, я иду к врачу и говорю: — Рви, и ставь золотой!"/, в обвисших
брюках, с толстым потрепанным ученическим портфелем, в котором аккуратно - по
папочкам - сложены рукописи, всегда аккуратно закутанный в шарф и при перчатках
- надо же заботиться о своем здоровье!, всегда точный - минута в минуту, Боря
был бы идеальным директором любого издательства. Да он и был им.
Пусть - тираж изданий "Бэ-Та" не превышал 3 экземпляра, как сказал Галич:
"Эрика берет четыре копии, это всё - но этого достаточно!", так же и Тайгин с
его НАБРАННЫМИ аккуратненько сборничками - по 10, 20, по 30 страничек -
останется в истории русской поэзии - благодаря этому предисловию, хотя бы.
А он еще и поэт. Поэт небольшой, но чистый, наивный /а не редчайшее ли это
качество ныне?/, поэт где-то примитивистского плана, как Руссо-таможенник - да и
по характеру он такой же. Здесь представлены его стихи из антологии Живое
зеркало /второй этап ленинградской поэзии/", сделанной без него, но во многом -
именно благодаря ему, В плане издательском - он мой учитель.
Вот его стихи.
/Стихотворение написано ко дню
18 мая 1961 г, - Престольному
празднику - дню ВОЗНЕСЕНИЯ
ХРИСТА/
ВОЗНЕСЕНИЕ
Сегодня четверг - Вознесенье Христа!
Помолимся Господу Богу!
Душа пред всевышним кристально-чиста.
Склонимся ж к святому порогу!
Как облаком лёгким вознёсся Христос!
Молитесь же, сестры и братья!
Он Веру великую людям принёс,
Он вынес мученья распятья!
В мерцаньи свечей и в сияньи икон -
ничтожны мирские забавы.
Отец Иннокентий взошел на амвон,
и грянули Господу СЛАВУ!
Торжественно-строгий Никольский Собор.
Спешите, народ богомольный!
Хулящим христианскую веру - позор...
Спешите на праздник Престольный!
1961
- - -
Я умру не от старости -
я умру от тоски...
Под малиновый благовест
я - отшельником - в скит...
Там лампада горящая
перед ликом Христа...
Камыши шелестящие
лижет тихая Мста.
Лес глухой и нехоженный,
окроплённый росой.
Я стою, завороженный
первозданной красой...
В небе - звёздные россыпи -
начертаньем судеб.
Что Ты скажешь мне, Господи,
на Последнем Суде?..
Черный лик - в желтых оспинах
в Гефсиманском саду...
Отыщу ли, о Господи,
роковую звезду?..
1963
- - -
Распятье Христа - на развилке дорог.
Приморская горькая пыль...
Слова на плите: "Да поможет вам Бог!"
И рядом - сиротский ковыль...
Да ветер, носящий со скоростью пуль
песчинки в раздетой степи...
Да солнце, входящее в крымский июль,
шептавшее: смертный, терпи...
Бескрайняя степь - желта, и пуста:
ни речки, ни луга, ни леса...
Лишь чахлое деревцо возле Христа,
и рядом - скамья под навесом...
Какая вокруг безглагольность тоски.
Какое безлюдье, покой...
И - только дорога...
И солончаки...
И небо...
И ведьма с клюкой -
неслышно летящая вдаль над пустыней...
Но это - лишь тень облаков!..
...Нам вечно идти -
под плащом светло-синим,
идти до своих тупиков...
Какую молитву Тебе вознести?
Во имя чего славить Бога?
...Нам - только идти,
только крест свой нести...
Нам ныне и присно - дорога...