Безногие и слепые волокут на себе русскую культуру. Инвалиды. Здоровых чаще
сажают. Об одном писал Вадик Нечаев в январе в "Русской мысли": построил себе
инвалид руками друзей мастерскую в Крыму, все живут там проездом, долго,
заполночь, споры. Искусство. Свобода. И вот - последний слух: отбирают. Надоело
властям. Надоест! Умер Волошин - появились десятки других: Леонид Тимофеев в
Апупке, человек с тремя дипломами, знаток всех языков, реставратор, художник,
философ. Чахоточный эстонец в Симеизе - едут эстонцы, литовцы, евреи и русские -
навестить, побеседовать, посидеть у камина /сами же и сложили/, пожить.
Полуголодные сами - кормят поэтов, художников, прочих. Климат, что ли, такой.
В Ленинграде - Борис Понизовский. Знаю мало о нем: опоздал. Но восстановить
- попытаюсь. Увидел - впервые - где-то перед отъездом, в 75-м году. Сидит
монумент - торс гиганта, борода /до пупа/, говорит. Над ним и вокруг -
скульптуры. В пластиковом мешке - из пенопласта резаные "брошки". Это не брошки,
это тоже скульптуры. На фотографии - увеличенные - куда там Генри Муру!
Показывает рисунки художницы Тани Подгаецкой /она уже здесь, на свободе, но
где?/, просит помочь. И опять - не о себе. Так всегда. Сколько знаю о нем.
В детстве остался без ног. Под трамваем. Сел и - начал. В конце 50-х гг. у
него побывали: Бродский и Рейн, Элинсон, Алексеев /Геннадий/ и еще, и еще
-словом, все. 6 ранних работ Виньковецкого долго висели у него, выставлялись.
Чуть ли не впервые. Первые свои кинетические проекты, мобили, Нусберг создавал у
него на квартире /сейчас он об этом молчит - фи, Понизовский, неудачник, не та
фигура - Нусбергу фигуру подай!/.
Кто он, Борис Понизовский? А чорт его знает! философ, прозаик, драматург,
театровед /завсегдатай премьер/, скульптор, кинематографист, он - Учитель. Очень
многих учил. И меня напосследок. Особо активен был в конце 50-х. Собирались у
него на чтениях - все и вся. Потом замолк. Начал, вроде, роман писать. Лет 10
-ни слуху, ни духу. Где-то сбоку. И на новой волне - опять. В 70-х. Устраивал
поэтические чтения у себя прямо на лестнице - дом на Герцена, рядом с Союзом
художников, парадное прошлого века - со скульптурами, лепкой и нишами - чем не
театр? Читала же Машка Ланина. Кто-то еще.
Параллельно, с композитором Кнайфелем, ставил где-то "Солярис" по Лему. Была
премьера. Актеры пели - в фойе и на лестницах /я предложил - женские партии петь
в женских сортирах, мужские - в мужских, но это так, к слову/. Опера была
необычной. Да и сам Кнайфель пишет музыку, кажется, по крюкам.
Человек битком набитый идеями. Редкий организатор. Не посадили только
потому, что ног нет. Повторяю, здоровых - сажают. Потому и тянут искусство
-слепые, безногие. Возьмите салон Левыы Друскина - кого только там не бывало!
Еще со времен довоенных и послевоенных. Людям надо - куда. Людям надо - к кому.
Потому и творит Понизовский. Да и сам он - титан.
Жаль, что мало так знаю его и о нем. Кто расскажет?
А сделал он - много.