"БАРАКъ - м., фрнц.,
более уптрб. мн. БАРАКИ,
балаганы, шалаши,
временныя, легкия строения
для размещения войск
или рабочихъ."
Владимир Даль
"Стиль рококо и
стиль барокко
Сменил на стиль
БАРАК-ОКО..."
"Крокодил", журн.
|
Пока собирался,
старик Кропивницкий помер. Уходят киты. Учителя, мастодонты и могикане.
Уходят, не увидев плодов своих трудов. 7 ноября 1976 года померла тетка
Танька Гнедич, не пережив 59-й годовщины, на не знаю, каком, году. На
могиле поэты клялись составить сборник в ее честь. Потом села Юлия
Вознесенская, и поэты, потолковав, забыли. Так я забыл написать детские
стихи сиротам художника Сани Юдина.
Помирают
Учителя. Не потолковал я с Крученыхом, упустил Предземшара Арен-са и
даже к Ахматовой зашел после смерти ее. Мантию оксфордскую примерил, в
машинку пальцем потыкал, книжки, которые на полке, перелистал.
Но с Ахматовой
мы в свойстве находились.
А вот
Кропивницкого я не застал.
Имя же его,
как возникло в послесталинскую эпоху /а подспудно, полагаю, и до/, так и
продержалось в Учителях до самой смерти его. Поколения сменялись, а
старик был один. Породил Рабина и дочку свою. Виду /Валентину/
Кропивницкую, третье поколение уже пошло - внук Саша Рабин, тоже
художник, и - приемышей: поэтов Сапгира и Холина. Тем уже за 50, а на
фотографиях появляются новые лица -поэт Лимонов, супруга его бывшая
Леночка Щапова - живет отец Кропивницкий.
Патриарх
Барака - имя ему.
Это он
определил наши поколения люмпен-интеллигенции, определил и статусом и
духом. Не купившись и не продавшись, выжив, не посещая салонов Ягоды
/как Мандельштам или Бабель - за что посадили/, выжив с керосиновой
лампой в век лампочки Ильича, с керогазом и примусом - не хотел он новой
квартиры в Черемушках, ничего не хотел, только палых осенних листьев,
только - тихо и мудро дышать.
И следы его -
в Рейне /см. "Монастырь"/, и в Горбовском и в Уфлянде - что из того, что
знакомы и не были - знали: живы еще старики и в Москве и в столичном
Питере, жив был Стерлигов в Питере - я их смело сравню, не учились у
Стерлигова /я не учился/, знали: жив.
Дожил:
ПАМЯТИ Е. Л. КРОПИВНИЦКОГО |
|
19 января в
Москве скончался поэт и художник Евгений Леонидович Кропивницкий, один
из старейших представителей неофициального искусства: в июле ему
исполнилось бы 86 лет. ... Его жизнь останется примером честности и
принципиальности в искусстве, невзирая на обстоятельства, подчас едва ли
выносимые.
Е. Л. родился
25 июля 1893 г. в Москве в семье железнодорожного служащего, живо
интересовавшейся музыкой и литературой. Это увлечение разделил и Е. Л. ,
написавший несколько инструментальных произведений и оперу "Кирибеевич"
по мотивам "Песни о купце Калашникове" Лермонтова /вон где корни
бунтарские - ККК/. До революции он закончил Строгановское училище. ... С
1934 года они обосновались в поселке Лианозово, неподалеку от станции
Долгопрудная по Савеловской ж. д., давшем название течению в современном
неофициальном искусстве, - критики подчас пишут о "Лианозовской школе".
В 1974 году после смерти жены - художницы О. А. Потаповой - Е. Л.
переехал в Москву к сыну.
Долгие годы Е.
Л. жил в стороне от магистрали официальной литературы, общаясь со своими
друзьями, поэтами Арсением Альвингом и Филаретом Черновым. Оба не
пережили войны; в 1951 г. Е. Л. одним из первых занялся тем, что позднее
получило наименование Самиздата: собрал и перепечатал на машинке
стихотворения Ф. Чернова, умершего в 1944 г. в психиатрической больнице.
/ГДЕ ОНИ?! ГДЕ АЛЬВИНГ?! -ККК/. ...
Впервые
несколько стихотворений Е. Л. были опубликованы в Советском Союзе в 1976
г. в детском сборнике, и только в 1977 г. А. Глезер выпустил книжку,
которая дает некоторое представление о его творчестве /"Печально
улыбнуться..." в изд. "Третья волна", Франция/. Замечательные "Секстины"
и другие стихи вошли в "Аполлон-77".
Почти всю свою
жизнь Е. Л. преподавал в школах, в изобразительных и литературных
студиях. Средства к жизни это давало очень скудные, и 17 лет, по его
собственному признанию, он голодал. До последних дней он был окружен
учениками - начинающими художниками и писателями. ...
Пять лет тому
назад Е. Л. писал: "Хорошо бы просто жить на такой теплой тихой планете,
где нет ни ветра, ни дождя - и ходить совсем нагишом, любоваться на
дивные растения и плоды, которые НИЧЬИ, а просто Божьи, и просто цветут
и растут. Любоваться на пейзажи, на прекрасных нимф, дышать чудным
радостным воздухом - и бесконечно жить и чувствовать некое дыхание Духа
Святого".
Как знать,
может быть, желание Е. Л. исполнилось..."
/Николай
Боков, "Русская мысль" 8 февраля 1979/
|
Посмертно...
Всегда мы
пишем о прошлом, всегда - взгляд назад. Когда же будет - взгляд вперед?
Кропивницкий глядел вперед. Пишет Лимонов:
"Как-то я
услышал от художника М. Гробмана следующие стихи:
Приехал
толстый гражданин,
Широкоплечий,
бородатый,
И с шевелюрою
мохнатой.
На небе был
ультрамарин,
А тучки были
как из ваты.
Какой роскошный гражданин
Широкоплечий,
бородатый. |
Стихи удивили
меня какой-то ласковой чудаковатостью, совершенной простотой и в то же
время выразительностью. Совсем они не были похожи на то, что писали
"Смогисты" - тогдашние мои друзья Алейников и Губанов /см, 3-й т. -
ККК/. Кто написал эти стихи? Евгений Леонидович Кропивницкий - ответил
Гробман.
Кропивницкий с
1939 по 1963 год состоял членом Союза художников СССР. В 1963 г. был
исключен после хрущевского разгона. Он был единственным действительно
пострадавшим /не Евтушенко, не Эрнст Неизвестный — "герои манежа", а он,
именнo он. Настоящее, то, что нужно гнать, искоренять, всегда видно
гонителям. -Ну, тут уже Эдик впадает в патетику. - ККК/. Кропивницкий
живет уже более 40 лет на станции Долгопрудная, что по Савеловской жел.
дороге, в маленькой 9м комнате. Печь отапливается углем, водопровода
нет, деревянный туалет во дворе. Два года назад умерла его жена -
художница Ольга Потапова. Они прожили вместе 50 лет. Какой чистотой веет
от этого человека, сумевшего пронести через многие годы страшных событий
незапятнанным свое творчество!
Врожденный
педагог, он устроил для своих и чужих детей что-то вроде лесной
академии. ... Бродил Кропивницкий с детьми по лесу, читал им стихи,
рассказывал о писателях, художниках. Разводили костер, варили суп из
крапивы - вспоминает Г. Сапгир, - открывали книгу, читали Пушкина.
Лучший сборник
Кропивницкого "Земной уют" /ГДЕ ОН?! - ККК/ начинается стихотворением:
У мусорного
бака,
У стока
мутных рек
Голодный как
собака
Оборвыш -
человек.
Внизу
огромный город -
Исчадье зол и
бед.
Томит беднягу
голод,
Ему спасенья
нет. |
Это трудная
пригородная военная и послевоенная жизнь. Архипелаг ГУЛАГ читали? Разве
не близко?
Барачная
подмосковная Москва разливается в стихах Кропивницкого, гуляет,
доступными ей способами веселится, пьяная курахится и в будни глухо и
черно работает. Одни названия его стихов чего стоят: "Осенью за
поллитровкой", "Тритатушка", "Средство от туберкулеза", кстати,
"Средство от туберкулеза" широко известно в Москве:
Над бараками
над длинными
Сонно плавает
луна,
Переулками
пустынными
Баба крадется
одна.
Смрадом тянет
от помойницы,
Озаряемой
луной,
А в барачной
тесной горнице
Кровью
кашляет больной.
....................................
Мать, собаку
есть не нравится,
Но
беда-туберкулез,
Неужели не
поправиться
И погибну я
как пес?!
....................................
Съел собаку и
поправился
И прошел
туберкулез
И как сукин
кот прославился
И довольный
произнес... |
Лирический герой
Кропивницкого живет рядом, в бараке. Он пока только скептический
безвольный наблюдатель нечеловеческой этой жизни.
У
Кропивницкого не найти открытого осуждения власти, но он осуждает,
ненавидит эту жизнь, к которой привела русский народ эта власть. И вот
вывод, итог, безжалостный и горький:
Все ждут
смерти,
В ожиданье
Деют всякие
деянья.
Этот в
лавочке торгует,
Этот
крадучись ворует,
Этот водку
пьет в пивной,
Этот любит
мордобой.
Словно
маленькие дети
Голубей
гоняют эти.
Вот контора -
цифры, счеты,
Масса
всяческой работы.
Смерть без
дела скушно ждать,
Надо ж время
коротать. |
Стихи
Кропивницкого не загромождены метафорами. Все пропорции строго и скупо
соблюдены согласно внутреннему темпераменту поэта. "Украшений" в стихе
мало.
Творчество
Кропивницкого находится в русле старой "классической", пушкинской,
тютчевской традиции. Традиции, к которой принадлежит А. К. Толстой; из
более близких по времени поэтов - А. Рославлев, Помню, что при мне
Кропивницкий неоднократно неодобрительно отзывался о "густой
метафоричности" Пастернака. Парадоксально, но сейчас, на фоне
полуофициально ставшего каноническим пастернако-ахматово-маяковского
направления, стихи Кропивницкого выглядят авангардистскими."
/НРС от 16
марта 1975/
Кто они? Мудрецы? Оборотни? Юродивые? Шуты выживают в России. Боятся шутов,
Смотрю на портрет Кропивницкого - вспоминаю Давида Дара,
отца Алипия.
Хулиганы, а то и ерники. "Алька" /Алипий/, кормилец многих и многих
художников, наместник Псковско-Печерской Лавры, в прошлом -
художник-баталист студии Грекова, капитан артиллерии, орденоносец, член
КПСС /партбилет так и не сдал, уйдя в монаси!/, рисовал слащавых
ангелочков, поил коньяком безместных художников, крыл матом с балкона
своего домишки туристов /а заодно рассказывал, что послал на хуй
вступившегося за туристов же секретаря пскопсково обкома партии - своими
ушами слышал! - ККК/, таков был Алипий, "Алька". Это он выдал мне 700
рублей за посвященную ему антологию "12-ти", об этом можно уже говорить,
монаси наверняка выдали ее КГБ после Алькиной смерти /сам говорил о
картинах: "Умру, монаси всё повыбрасывают!..." Мурильо, подлинник, и
Клевера они наверняка сохранили - или продали, но - сколько безвестных
художников, тащивших картины Алипию со всех концов Союза - где они?/.
Помер Алипий. Помер в 1975 году, перед моим отъездом. Так и не
повидались на прощанье.
Дар же, слава
тебе. Господи, жив. И в Израиле. По арапским персикам ударяет. Шут
гороховый, отец, Учитель и друг - о нем смотри в 4-м томе. Напишу.
Стерлигов тоже
преизрядным шутом был. Да и что остается в этих бесчеловечных условиях?
Смеятися, или мудро улыбатися. "Тебе не больно, Хаим /распятому/? - Нет,
не очень, только когда смеюсь."
Улыбнулся
старик Кропивницкий.
Последней
улыбкой.
* * *
Блеют
белые козлы
У речного
водопоя.
Жарко им.
Томясь от зноя,
Блеют белые
козлы.
Жалят мухи.
Мухи злы.
И томясь,
уныло ноя,
Блеют белые
козлы
У речного
водопоя.
1939
* * *
Смотрит
старая старушка
Из косящата
окна.
Вся ей улица
видна:
Под окном
резвится хрюшка;
Высит светлый
крест церквушка;
Кособочится
избушка;
Косорылится
Марфушка. -
И глядит себе
старушка
Ни грустна,
ни весела
Вдоль
знакомого села.
1940
* * *
Мне очень
нравится, когда
Тепло и сыро.
И когда
Лист прело
пахнет. И когда
Даль в сизой
дымке. И когда
Так грустно,
тихо. И когда
Всё словно
медлит. И когда
Везде туман,
везде вода.
1940
ПОЛУСТЕРТАЯ ЭПИТАФИЯ
Здесь
похоронен /временно -
Кладбище
ликвидируют/.
Во цвете
лет...безвременно..
/Тут, видимо,
датируют.
И дальше
крупно/ - ОВ -
/Должно быть,
Иванов/.
1947
РАЗВОД
Её муж
сказал:
Она мне не
нужна.
Он сказал:
Она
обыкновенная -
Подводит
глаза,
Пьёт водку,
ест селёдку,
Курящая, как
гулящая...
Ну и вот -
Нужен развод.
1965
ДЕВОЧКА
Как тебя
мне жалко!
Ты тонка, как
палка,
Тонки руки,
ноги.
А твои
подруги
Толсты и
упруги.
Шейка
тонка очень,
Тусклый
взгляд порочен.
У тебя
подруги
Пышны и
упруги,
Смелы и
нахальны.
Смотришь
ты печально,
Под глазами
круги,
Как былинки
руки,
Талья
тонка-тонка.
А подруги
звонко,
Весело
смеются.
К тебе
тайно жмутся
Во дворе, в
бараке
Юноши во
мраке.
Ты слаба до
муки.
А твои
подруги
Пялят свои
груди:
Поглядите,
люди!
Голос твой
не звонок,
Стан и слаб,
и тонок.
Ты тонка, как
палка,
И тебя мне
жалко.
1957
ТЕЛО И
ДУША
"Но ты мне душу
предлагаешь -
На кой мне чорт
душа твоя! "
Генрих Гейне |
Известно:
тело. А душа? -
Душа не стоит
ни шиша.
Вот тело:
есть на что взглянуть -
И в теле
человечья суть.
Вот
девушка: как хороша!
Легка,
нарядна и свежа.
И тело оной -
сущий смак,
И обладать им
хочет всяк.
А вот душа
её... Душа?! -
Душа ее
весьма мелка,
От идеала
далека.
Вот
парень: истый жеребец,
Здоров, силен
- блеск! молодец!
И в меру тих
и в меру лих,
Завидный,
говорят, жених.
Но есть ли у
него душа? -
Душа не стоит
ни шиша.
Ищи её -
найдёшь ли там?
В душе он
просто плут и хам.
А вот
старик: он слаб и хил,
Но женщинам
он очень мил.
Он мил не
телом, не душой,
А скопленной
большой мошной.
А есть ли у
него душа? -
Душа не стоит
ни шиша...
А если нищ
старик? - ай-ай!
Скорее в гроб
его толкай.
Он в тягость
всем, его - куда?
Туда его -
туда, туда!
А есть ли у
него душа? -
Она не стоит
ни шиша.
Его же тело -
сущий хлам.
Так вот: ему
уж лучше там.
1970
СЕКСТИНЫ
Молчи,
чтоб не нажить беды,
Таись и
бережно скрывайся;
Не рыпайся
туды-сюды,
Не ерепенься
и не лайся,
Верши по
малости труды
И помаленьку
майся, майся.
Уж раз
родился - стало, майся:
Какой еще
искать беды? -
Известно,
жизнь: труды, труды,
Трудись и
бережно скрывайся,
Не
поддавайся, но не лайся,
Гляди туды,
смотри сюды.
Хотя
глядишь туды-сюды,
Да проку что?
- сказали: майся,
Всё ерунда, -
так вот, не лайся,
Прожить бы
только без беды,
А чуть беда -
скорей скрывайся,
Но памятуй:
нужны труды.
Труды они
и есть труды:
Пошёл туды,
пришёл сюды,
Вот, от
работы не скрывайся.
Кормиться
хочешь - стало, майся,
Поменьше было
бы беды,
Потише было
бы, - не лайся.
Есть -
лают зло, а ты не лайся,
И знай себе
свои труды:
Труды - туды,
труды - сюды;
Прожить
возможно ль без беды?
А посему
трудись и майся...
И помаленечку
скрывайся.
Всё сгинет
- ну и ты скрывайся,
И на судьбу
свою не лайся:
Ты маялся?
Так вот, не майся,
Заканчивай
свои труды,
В могилу меть
- туды, туды,
Туды, где
больше нет беды.
1948
|
|