Приложение-примечание:

АЙГИ И ЕГО ФРАК

иначе именуемое                                                                                                        

СМОКИНГ ИЛИ ФРАК? А НЕ ОДИН ЛИ ХУЙ?

(комментарий к фраку чуваша)

 

“На банкеты в Кремлевский дворец мужчинам всегда надлежало являться в темных костюмах. Никогда ни во фраках, ни в смокингах.”

(Ю.Елагин, “Музыкальные услады вождей”, “Огонек”, №40, октябрь 1990, стр. 23)

 

“Мы на сраке носим фраки,

потому что мы дураки”

(кузьминский, больница им. бехтерева, 1969)

 

“наденув сюртуки

и скинув башмаки

танцует сиртаки

порутчик бетаки”

(он же, не датировано, ок. 1967)

 

“она сказала: “шокинг!”

надев на жопу смокинг”

(1990, с посвящением джине лурье, она же “девочка АДА”…)

 

   “Все его друзья явились в извлеченных из сундуков смокингах, а кто и в визитках с полосатыми брюками, изрядно попахивавших нафталином.”

(Ю.Елагин, “Рабоче-крестьянский граф”, “Огонек” №41, октябрь 1990, стр. 23)

 

   “Этикет требует от лауреата быть во фраке. Но Горбачев еще ни разу не надевал даже смокинга, не то что фрака.”

(“Панорама”, №497, 19-26 октября 1990, стр. 4)

 

– бродский же надел. (а шемякин аж весь трепещет: где бы покрасоваться во фраке?...)

Прим. к нобелевскому фраку:

... лауреат сорбонны, поэт гена айги. из маленького племени поволжья – чувашей. и ученик кручёных. крупейший формалист, известный всей европе: за перевод французской антологии сюрреалистов ... на чувашский – был удостоен премии, почётный член сорбонны. (а на вручении <ордена почётного легиона> был в рваном свитере – единственном – и орден затруднялись приколоть. остался – без?). а круг айги – вся знаменитая москва /андрей волконский – органист и князь, и легендарный скульптор нитцберг, и вознесенский-евтушенко, полагаю – куда же эти вечные “тусовщики” денутся? словом, весь бо-монд в подвале или комнатушке/.

(из моей статьи о Танечке Габрильянц; неопубл.)

 

– днями мне спел кто-то (но слово вспомнить так и не смогли):

 

“как у нашей тёти маши

завелись в пизде чуваши

нам бы сторожа нанять

.......? отгонять?...”                            (чтоб чувОшей?...)

 

(записано в апреле 1998; ВСПОМНИЛ, МИША ЛИФСОН, не слово, а кто пел. 15 января 1999)

 

– найдено, 4 апреля 2001, в собрании частушек Вадима Месяца, отъемеленных им:

 

“Как у нашей тёти Даши

Завелись в пизде чуваши.

Надо сторожа наять,

Из пизды чувашей гнать.”

 

(С примечанием:

Зап.Сибирская низменность,

Этн. Кр.6603. ачино, Бактин, Киреевское, Коларово, Молодое, Самусь)

 

... придётся вставить, писанное до романа с танечкой, комментарием же:

 

МОЛЕНИЕ О ЧУВАШЕ

 

    “В такт движению раздавались крики:

     Ой-го-го! Ай-ду-ду!, повторявшиеся без конца.”

                   /Академик Обручев/

 

1.

 

дитя совало голову в чавун

был лоб микроцефала как кавун

в кулак созревший

бёдер чешуя

ея не обещала ни фига

 

как фига дулся семенем айги

дитя кричало в зыбке ай-ду-ду

художник барский сделал ой-го-го

чуваш чавун перевернул в аду

 

кивая кикой киев тароват

растя на суше вымерших китов

тарас тарас поедем торговать

мешок свежепросоленных котов

 

богдан богдан ты заряди пугач

бердану заряди щетиной с солью

как на бахче растут с такою болью

усы у батьки луковым пучком

 

то винница где курят самогон

по праздникам же курят самосад

сосед курят не выпускает в сад

где над черешней дребезжит оса

 

то в тони забирается хопёр

воронежский линяющий бобёр

козак чубатый в пясть берёт багор

закат над белой речицей багрян

 

до волги где-то иволги полёт

мышей покравших рожь велик помёт

чуваш чурбану кланяясь поймёт

что надо бабу срочно поиметь

 

и сняв чувяки волокёт в чувал

а пользованну бросит он в подвал

от чихиря икал чуваш чихал

и кал его в штанинах засыхал

 

так перейдя хопёр или донец

булгарин тюрком станет наконец

обрив чуприну стянет чигирём

и во саду зальётся снегирём

 

а киев там москва или саранск

сметёт орда монгольская зараз

 

2.

 

я посвящаю барскому браслет

который уронивши в бересклет

несёт чуваш в подарок параджа-

нову которого скрывает паранджа

 

поволжский чувашей биробиджан

обидно что нажатием ножа

он мусульманскому обряду покорён

хотя и ярый вятич по корням

 

затем кандинский изучал зырян

чтоб зрак свой приучить к нетопырям

в ночи все кошки серы а заря

взрубает неба вену топором

 

и радуга соитий цветовых

как радужные крылышки це-це

зачем край неба робко целовать

когда гадание таимое в овце

 

раскрыто орфиком жрецом от слова жрать

и движется раскосых ликов рать

 

3.

 

чого ты не чув чуваш

кавун запихав в чавун

шемякин к примеру ингуш

и бьёт чаушеску челом

 

чому на кочевье чомг

там слышится щёлк и чмок

китайский радужный шёлк

чрез черемисов шёл

 

так киев или саранск

встаёт на востоке заря

москва сурова сыра

заречье или зарядье

 

где ищешь ты корни те

что растут в темноте

славяно-татарской идеи

на запад чтоб отлететь

 

4.

 

моление о чуваше

который погряз во вше

который пропал во щах

кои ел натощак

 

да пребудет айги

сиянием третьей ноги

(цитата из стаса) ша

и песни поёт айша

 

/9 февраля 1983,

 Нью-Йорк/

 

(опубликовано в Антологии, в томе 3Б, “киевском”, после Барского, с графическим портретом работы Танечки Габрильянц, чтоб не дожидаться – так и не вышедшей – “Москвы”. Айги у меня, естественно, представлен в 1-м томе)

 

– гену айги, при этом, я нежно люблю, хотя читать его – категорически не могу... единственная претензия – что он не удавил ведьму-танечку в колыбели ещё, быв её духовным отцом...

 

(дополнение, из найденного в файлах “Антология.зад”, 1988-99):

 

“Где тут поэт ГАИ, который по национальности КУВШИН?” – спросила искусствоведка Камилла Грей, приехав в Москву.

(по сообщ. ОЧевидца)

 

“А я еду за туманом, за туманом,

За туманом и за запахом Айги...”

(пародия на Кукина)

 

... о том же (“о запахе”) пакистно пишет Давид Маркиш (сын Переца), соученик Айги – где-то отложено...

(маркиш в литкурьере, о запахе айги, см.)

 

Айги “в 1960 году полностью перешел на русский.”

(“Исключение”, “Огонек”, №12, март 1990, стр. 18)

– по словам Д.Петрова-Шраера, Айги приносил на семинар Светлова подстрочники, которые переводились Евтушенкой, Ахмадулиной и другими сокурсниками, пока Светлов не сказал: “И так сойдёт!”. После чего Айги стал просто писать подстрочниками. Что и сделало его, по словам Пастернака “особо отмеченным” (там же, в “Огоньке”).

А “в 1975 году Роман Якобсон назвал его “экстраординарным поэтом современного русского авангарда”. (Ибид.)

 

ЛЮДОЕД АЙГИ-ЛИСИН

 

Из стенограммы заседания комитета комсомола литинститута:

12 марта 1958 г.

... Повестка дня – обсуждение диплома студента 5-го курса Лисина...

Примечание 1:

В стенограмме я фигурирую как “Лисин”, – это было тогда моей “паспортной” фамилией (она в начале 30-х годов, во время общей “паспортизации” была присвоена моему отцу; толпа тогда издевательски кричала: “Дайте ему какую-нибудь лисью фамилию!”) Мой род, начиная с далеких прадедовских времен, был известен только под именем Айги. Эту истинную фамилию я официально восстановил в 1969 году. – Геннадий Айги.

Председатель: Кто хочет выступить?

В.Семернин: Лисин со своим выдуманным одиночеством стал еще плохим человеком. Это очень плохой друг, плохой человек. Он себя не уважает, он ползает в ногах у девушки. ...

Воробьев: ... Я мало знаком с творчеством Лисина... Кто-то заикнулся насчет талантливости Лисина. Талантливость в наши дни – относительная вещь. ... Он очень плохой комсомолец, ему не место в комсомоле. ...

В.Дементьев: ... Подстрочник у него очень хорошо выполнен. Это меня насторожило. ... Здесь сочетаются эротические мотивы с “тяжелым растягиванием тела” и т.д. ... Судя по отдельным отрывкам, он талантлив, но эта талантливость, кроме вреда, ничего не дает. ...

В.Фирсов: Бесспорно, что Лисин талантлив. Бенедиктов был талантливым, но погиб на формальной стороне своего творчества. ... Беспочвенные стихи. Если там есть, что можно ощутить, то это ощущение омерзительно. Всюду у него мясо в стихах. На добрую партию людоедов хватит...

 

Выступали под председательством Марченко – В.Савельев, В.Семернин, Воробьев, В.Дементьев, А.Власенко, В.Фирсов, М.Светлов, Н.Сергованцев, В.Журавлев, перечисленные.

“От редакции:

   Большинство из тех, кто выступал против Геннадия Айги, стали людьми влиятельными, все они давным-давно приняты в Союз писателей, за это время они издали не один десяток книг. Чего нельзя сказать о Геннадии Айги. Его первый поэтический сборник на русском языке лишь в этом году должен выйти в издательстве “Современник”. А в списках членов СП СССР он, конечно же, не значится.”

(Ибид., стр. 20)

 

См. также:

айги – рецензия

октябрь, №2, 89, с.202-6

 

и т.д.

 

... в антологию евтушенко/витковского “строфы века” – гена айги не включён, как поэт “не русский” (по определению воинствующего интернационалиста евтуха).

заодно не включён и второй мой любимейший поэт (и учитель) казах олжас сулейменов... столь же сугубо русско-язычный, как и айги.

 

/2001/

 

“... кумир Айги – Сен-Джон Перс, он всё время о нём говорил. Мишо, Раймон Кино...” (от кого-то, запись 7 января 1985)

 

“Внезапно мне приходит на память строка из Сен-Жон-Перса:

“Portant, soys le nylon, l’amande fraiche de leur sexe...”*

(“Современный испанский детектив”, М., “Радуга”, 1985, стр. 173 и прим.)

* “а под нейлоном влажная миндалина женщины”

 

(найдено в записных книжках 6 апреля 2001)

 

… и т.д., и т.п., многое помнимое и незаписанное…

со слов, из публикаций, отовсюду

 

 

КОРОВА В КОММУНАЛКЕ

 

… бах рассказывал, что айги жил в бараках в центре москвы

и в прихожей-сенях на сене* топталась корова

которую корову доили сёстры айги

 

сам я у гены в немногом (единственном) телефонном разговоре года 3 тому (2004?) не решился спросить

 

впрочем и об их поездке куда-то – по командировке «литгазеты»? – рассказанное бахом же – гена категорически отрицал…

(о том как он выпил один купленную вскладчину водку)

аналогичное см. у крейда о лившице-лосеве, вроде в томе 5А?...

 

(*) холин:

… вышел в сени

а в сенях на сене

копошатся молча чьи-то тени…

(Ант., том 1)

 

дареные-присланные мне через проф. янечека афтографы-самоделки айги ежели обнаружатся и не утопли – помещу иллюстрацией

 

(6 апреля 2007)

 

пи-си(зы):

к сему надлежит дополнением рассказ о литовском художнике аудрисе найокайтисе (р. 1960?), друге-поклоннике айги

ужо…

 

P.S.

грустно

ребятки тут пару лет назад собирали на операцию Гене

рак печени вроде

но было поздно

 

почирикали

как-то помянули в своих ЖЖ

и забыли - как водится

 

а сейчас вот похоронку запоздалую на МИШУ МАКАРЕНКО писать

сунулся в своих "13 фотографов" - боле половины уже нету

 

и т.д.

и - sic transit...

 

 

   

к антологии