VERMIDEA. ЧЕРВЕОБРАЗНЫЕ. В ПОИСКАХ ЧЕРВЯ. /опыт, вдохновленный статьей М.Мейлаха/. Кто есть "червь"? "Не тот червь, которого мы едим, а тот - червь, который нас будет есть." /любимое выражение моего дедушки, когда он ел суп с грибами/. "Слона-то я..." /из басни/ |
Трое моих друзей занимаются обэриутами. Это Великий Эрль, Мейлах, который умеет стоять на голове и Илья Левин, который в них ничего не понимает. Я обэриутами не занимаюсь. В своей статье о Введенском, помещенной в номере 3-м "Slavica Hierosolimitana" за 19 78 год, Мейлах ищет "червя" в Библии и Апокалипсисе. Мотивировано все это великолепно. Цитирую Мейлаха: "С темой природы сближен один из исконных мотивов произведения - Стояла ночь. Была природа. Зевает полумертвый червь |
представляющий собой восходящую к последнему стиху книги пророка Исайи евангельскую реминисценцию /И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геену огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает. Мк.9.47-48/ и примечание: Повторение цитаты от Ис. 66.24 в ст. 44 и 46 является позднейшей вставкой /притом, что Ис. 23-24, в свою очередь, представляется позднейшим добавлением/. Местоимение /червь их, греч. skoleks auton, евр .<....>/, не имеющие денотата у евангелиста, перенесено из стиха пророка, где оно обозначает трупы нечестивых. Образ этот соотнесен с посмертными страданиями грешников также в Эсф. 16.17." Касательно солнца у Введенского, у Мейлаха имеются также объяснения: "Чрезвычайно интересно, что мотив всепобедительного солнечного восхода /восходит солнце мощное как свет/ сближает произведение Введенского с пронизанным архетипическими чертами средневековым жанром религиозной альбы, представленным в частности у провансальских трубадуров." И примечание: целый список литературы по трубадурам и лирике позднего средневековья /заметим, к месту, что Мейлах специалист именно в этой области/. О смерти и Эросе. "Это заставляет говорить о двуступенчатой эсхатологии Введенского, /прим.: Уместна, вероятно, отсылка к апокалиптическим мотивам -ос. Откр.20.14/, для которого конец времени наступает только с вмешательством Бога: Тут окончательно Бог наступил, хмуро и тщательно всех потопил. Факт, Теория и Бог. /1930/ |
Подобное крайне интересное сочетание эротических /по существу - антиэротических -курсив мой. ККК/ мотивов со сложной эсхатологической иерархией встречается в любовных сценах поэмы Введенского "Кругом возможно Бог" /1930/..." Далее переходим к выделенному курсивом. Куковеров и Наташа. Ища истоки "червя" и Эроса /анти-Эроса/ Введенского в Библии, Апокалипсисе, греческих и еврейских словах, поэтике средневековых трубадуров, Мейлах явно "свою образованность хочут показать". Я человек необразованный. Библия мне ни к чему /во всяком случае, для анализа "Куприянова и Наташи"/. Поищем где-нибудь поближе. В 1927 году в сборнике Е.Замятина "Нечестивые рассказы" /Артель писателей "Круг" - это для "академиков"/ был опубликован "Рассказ о самом главном". Поэма Введенского является ни чем иным, как поэтическим опровержением тезисов Замятина. Заявляю со всей категоричностью. Итак, поехали. Действующими лицами рассказа являются Куковеров и Таля /прим.: уменьшительное от "Наталья", равно как и Наташа/. Третьим "действующим лицом" является - ЧЕРВЬ /Rhopalocera - лат./. Поехали по цитатам: "Мир: куст сирени - вечный, огромный, необъятный. В этом мире я: желто-розовый червь Rhopalocera с рогом на хвосте. Сегодня - мне умереть в куколку /курсив мой. ККК/, тело изорвано болью, выгнуто мостом - тугим, вздрагивающим. И если бы я умел кричать - если бы я умел! - все услыхали бы. Я - нем." /1/ "Чтобы не смотреть на нестерпимые эти изгибы в уголках Талиных губ, Куковеров смотрит на каменную бабу." /2/ "Ветка вздрагивает - и вниз летит желто-шелковый Rhopalocera прямо на Талины колени, в теплую ложбину пропитанного солнцем и телом платья." /3/ "Я, каждый я, знаю: это мне - коршун, мухи, мучительно-тугим кольцом сгибается тело." /4/ "Без одежд - как статуи. У одной женщины, младшей, когда она пьет, подмышкой видны расплавленные медные волосы." /5/ "... он касается рукой чуть жестких медных волос, проводит по груди, по коленям - на одном колене маленький белый шрам: ты помнишь? - ты упала, была кровь... ты хочешь - сейчас?" /6/ "У женщины - губы влажны, на одном колене белый шрам, и выше, на ноге - красная полоса: след крови. Они без одежд, как статуи, все голо, просто, последне."/7/ "Груди у женщины теплы, остры и сладки, она - пахнет, она - шепчет мне. И напряженными мускулами, кожей, губами, телом - я знаю, это так, это справедливо: мне жить - мне и ей..." /8/ "Над Землей солнце мечется в последней тоске..." /9/ "... облака набухают кровью все гуще..." /10/ "Там, внизу, на чуть сбрызнутых красной росой травах..." /11/ "Зеленое в красных рубцах небо, в тугой судороге изогнувшийся мост..."/12/ "Земля ждет, чтобы ее пронзили до темных недр..." /13/ "И когда он потом целует сквозь шелк, Таля, кружась и дрожа - дрожат и холодеют руки - всю себя, что-то, самое немыслимое - быстро расстегивает платье, вынимает левую грудь - так вынула бы ее для ребенка - дает Куковерову: - Вот... хочешь так?" /14/ "И огромно, легко, как Земля - Куковеров вдруг понимает все. И понимает: да, так, это нужно - и понимает: смерти нет." /15/ Итак: все эти "ложбины", "медные волосы подмышкой", отсутствие одежд - служат Замятину для прославления животворящей силы Эроса. Эроса, сопряженного с мукой: выгнутые тело, червь, мост, кровь, красная роса, шрамы, набухание. Женщина - Земля /пронзенная до самых недр/. В литовской и сарматской мифологии - змееногая женщина /см. неопубликованные работы Л.Н.Тимофеева, Алупка/. Червь - Worm [AS. wyrm, wurm, serpent, worm] (Webster New Collegiate Dictionary) он же - змея. Символ праха, но у Тимофеева и Замятина - жизни /см. умереть в куколку - 1 /. Конечность, смерть /цит. 4,7,9/ опровергаются будущей жизнью /цит. 8,15/. Но - довольно наукообразия. Оставим это Мейлаху и профессорам. Суть нашей параллели /Замятин - Введенский/ в том, что Замятин отстаивает "позитивную" сторону Эроса, созидающую, Введенский же /да и Хармс, в рассказах/ - негативную, анти-Эрос. Но это уже относится к области философии /и социологии/ - почему?, а не к литературе. "Червь" же, как фаллический символ, гипертрофирован у Введенского и, наоборот, ослаблен у Замятина /см. цит. 1,3/. Поскольку несет разную нагрузку. Что читают академики? Академики ничего не читают, кроме докладов в "Slavica Hierosolimitana" и книг "по специальности". Поэтому они не видят того, что лежит у них под носом. Илью Левина сразил "новаторский образ" Введенского: Иисус Христос Не играл ни в очко, ни в штосе. /за абсолютную точность не ручаюсь, по памяти/. |
Пришлось открыть издание Артема Веселого "Россия, кровью умытая" /Современник, Москва, 1977/ и показать ему анархистскую частушку 20-х годов: Иисус Христос Проигрался в штос И пошел до Махна Занимать барахла... А божья мать Пошла торговать... /стр.185/ |
Специалисты по обэриутам конструктивистов не читают. Равно они не читают и "ЛЕФа". А следовало бы. Всем, даже не специалистам, известна история про анкету ОБЭРИУ, где в первом пункте числилось: "Какое мороженое Вы предпочитаете: сливочное, земляничное, клубничное, ванильное... /нужное подчеркнуть/" - цитирую, опять-таки, по памяти, поскольку, как сообщил мне тот же Левин, "Многие мемуаристы /в частности, И.Рахтанов в своих "Рассказах по памяти"/ пишут о существовании у обэриутов какой-то необычной /курсив мой. ККК/ анкеты для желающих вступить в их группу. Из этой анкеты мемуаристы приводят один вопрос: "Какое мороженое Вы предпочитаете?" Эта "анкета", как мне сообщил И.В.Бахтерев, действительно существовала, но была, если можно так выразиться, одноразового пользования. Ее составили в 1929 году, при вступлении в группу Ю.Д.Владимирова /1909-1931/." - И.Левин. Все-таки удобно иметь академика под рукой. Знает, когда Владимиров умер. Но лучше бы академики и мемуаристы открыли журнал "Новый Леф", №3 за 1928 год и прочли следующую обыкновенную заметку о "необыкновенной" анкете /стр.23/: "В одной из советских школ тяга молодежи к "романтике подполья" выразилась в нижеследующих формах. ОДМ - Общество друзей мороженого, - так называлась подпольная организация из 8 человек учащихся 8 и 9 групп школьного обучения /возраст от 17 до 19 лет/..... Раз в неделю председатель ОДМ созывал совещание. Повестка совещания: 1/ Вкусовые качества земляничного мороженого. 2/ Цены на мороженое на окраинах и в центре. 3/ Вовлечение новых членов..." Подписана эта и следующая заметка инициалами "Д.М.". Кто такой "Д.М." -я не знаю. Лицо с такими инициалами в редколлегии "Нового Лефа" не числилось. Да меня это и мало волнует. Оставляю это академикам /слово это я употребляю только ругательно - ККК/, надо же и им чем-то заняться. Итак, к чему весь этот сыр-бор? Изругал двух своих лучших друзей /третьего не тронул, пока не за что/, оскорбил почтенных седо- и плешивоголовых академиков, показал свою ерудицию, а - к чему? Затем, что ненавижу. Один, специалист по Зощенке, всерьез переводит с издания 1956 года /как же, последнее, исправленное и дополненное!/, другой в кратком виде преподносит за свое материалы конференции по Достоевскому /на которой я случайно был в 1974 году/, третий доказывает, что Есенин был педерастом, и все публикуют свою ахинею, по поводам выеденного яйца не стоющим. Почему бы мне не попытаться напечатать свою? Остин, Техас. 25 февраля 1979 г. К.К.Кузьминский P.S. Задача Мейлаху. В какой-то испанской литературе, какой-то, кажется, дон Родриго за разврат быв сброшен в яму с ЧЕРВЯМИ, змеями, жабами, скорпионами, и оттуда раздается загробный голос: "Начинают, начинают / Грызть то место, чем грешил я..." Таковую цитату найти и пришить к месту, вместо Исайи. ККК ПРИЛОЖЕНИЕ для неграмотных. Не хотел я перечитывать эту поэму, я вообще Введенского не люблю, но Гум сказал, что непонятно. И Левин тоже, он хочет сносочек, он так привык. Хотя я привык работать на память, но вот вам сносочки /соотнесенные с Замятиным/: 1. "... и шевелился полумертвый червь." /1,3,4/ 2. "... себя я будто небо обнажаю." /10,12/ 3. "... почти что голый как прибой." /7/ 4. "... я видел женщины родник зеленый или синий, но он был красный." /12/ 5. "... уже мои ты видишь сквозь рубашку волоса." /5/ 6. "... и грудь твоя, как два котла." /8/ 7. "... и вход в меня, пушистый и недлинный." /3/ 8. "... ужасно, я одна осталась, любовь камней не состоялась." /2/ 9. "... Стояла ночь. Была природа. Зевает полумертвый червь." /1/ 10. "... достоинство спряталось за последние тучи." /7,9/ 11. "... Неужели время сильнее смерти." /15/ 12. "... Восходит солнце мощное как свет." /9/ Примечание! Приложение было уже набрано, когда я обратил внимание на корректурное примечание о том, что сказала третья жена Введенского неизвестно кому. Я своим женам не доверяю высказываться по части литературоведения, равно и друзьям, как, скажем, Илюше Левину. Ведь чорт знает чего наговорят! Я уж лучше поэта послушаю, поэтам я доверяю. Эрлю, например. ККК |