ВАЛЕРИЙ ДУНАЕВСКИЙ

 

 

Урок истории
 

 

Европы скандинавский тигр,

обросший рыжей шерстью гор,

твоих детей случайность игр

в России княжеский забор.

Эта северная хватка

отпечатана на скалах,

где норманнов образ гордый

повторяет торс фиордов.
 

 

... Походы дальних грабежей,

в крови ножи не заржавеют,

с лицом, откуда ветры веют,

твои дружины
                знакомят русские равнины.

Здесь дух бродяжий сроден им,

упругость паруса холодной родины

не забывает раб добычи.

Им ветер перемен привычен.
 

 

... Тоска по скалам родного берега.
Оскалом конского побега
В степи закат разодран...
Презренье пленника последним криком.
Славянки дикой
            полынью пахнущие бедра.

... И у днепровского порога

Сжигать лицо чужого бога.
 

1958. Явас, Мордовия.
 

 

 

 

 

 

 

Солнечная ванна
 

Рой узорного стекла
Стрекоз из серебра цветного.
Прозрачнейшая тень текла,
Являя предо мной лучистую основу.
Сентябрьский король,
Смотрю на них сощурясь:
В пространстве световом —
Пульсирующий вырез.
На крыльях диск вращая,
От танца голубая
На бронзовом бедре прозрачно цепенеет,
От влаги солнечной, что кажется твердее.
Рисунку скрытых вен подобен синий трепет
И воздуху мерцаний.
Владыкой перемен и созерцаний
Смотрю погашенно
На диво странное, что символом
                                            раскрашенным

Вечного времени
Застыло на источнике, отмеченном евреями.

И, уловив волну,
Ее покой дарящий еще никем не выпит,

Я глубоко вдохнул

Я вспомнил вдруг
                        Египет.
 

16. 08. 1960.

Потьма, Мордовия.
 

 

 

 

 

 

 

Бледная Мария
 

Лепестки секунд часа ожидания
опадают,
лицо твое бесстыдно обнажая.
Я стою
в утреннем тумане
влагой юности подернут.
Монолог молчанья,
обращенный к узким мерцающим стенам,
делает их глубокими и зеркальными;
и те же простые кольца света,
что размывают кривую усмешку и память,
исходят толчками в узоры,
рождая уверенность в близкую встречу.
 

Ты всегда за ними,

всегда в их центре.
 

Роза времени колеблется,
скрывая твою походку.
Я рассеян
в драгоценной немеркнущей пыли
твоего приближенья.
Как разносит меня кругами.
 

Бледен.
Бледен цвет.
Бледен цвет лица.
Бледен цвет моего причастья.
Я недостоин.

 

Страшно мне.
Если тебя случайно заметят люди,
лунатики на кромках площадей и улиц,
если тебя...
Спеши
в зал ожидания безгранный и зеркальный
(утро цепенеет в нетронутом бутоне
без имени и очертании;
серебряное в тусклом
 

от тяжести лучистой холодеет).

 

Прозрачное имя твое, Мария.

 

Странно мне видеть себя пустым,
пустым,
в черной одежде, под часами
и произносить про себя имя,
которое было когда-то моим,
и одновременно видеть себя
в глазах твоих ушедшим далеко,
в центре проникновенной печали.
Эти губы светятся от молчания,
и эта лучистая пустота,
что поддерживает
бесконечно падающее сердце,
что падает
в центре проникновенной печали.
Страшно и радостно мне тонуть,
как бесшумно сматывается нить,
обнажая серебряного паука
вещей и помыслов,
обнажая серебряную пустоту зеркала,
где все образы слиты
в напряженье странно знакомого взгляда.

Кроме лица моего,

нет ничего.
 

Почему мне хочется плакать,

вспоминая то, чего не было?

Эти простые кольца света,

с их помощью
я удерживаю тебя перед собой

и открываюсь водам источника,

бледному цвету.

И сливаются губы

со своим отражением.
 

24. 08. 1961.

Лагерь № 3, Мордовия.

 

 

 

 

 

 

На лесоповале
 

Чтоб пела скрипка скрипача, —

топором оперенные стрелы.

В падучей завтра хохоча,

умрет затравленное эхо.
 

Врасплох посланцев вышины.

Самоубийство тишины.
 

Лежат задушены стволы.

Тоска снотворная смолы.
 

Вот в смятой зелени знамен

увидели круги времен.
 

Их очертания колец
в ударах будущих сердец.
 

Когда же претворится ночь,

зов звезд застынет в канифоли,

в театре жизнь превозмочь

услышать гимн
                    ре мифа соли.
 

Еще деревья нам молить.
 

02. 11. 1959.

Потьма, Мордовия.
 

 

 

 

 

 

 

Карта
 

Европы гибкие суставы

и желтой Азии пески;

Европы гибкие устали,

и вы - готовы занести.
 

Свободой размягченный мозг

без Бога в вечность растекается;

сегодня в небе звезд,

быть может, больше, чем китайцев.
 

Где колосс глиняной России
в Европу упирался лбом,
в последний раз, как и впервые,
раздастся - "стойте!" и — "убьем!"
 

Где торгом вырытый канал

Америк разрезает руки,

услышат с выдыхом - "упал!"

Сгорят и онемеют звуки.
 

И если все это — не верь

и колебаний смысла строфы, -

во мне останется сто "р",

сто "р" от слова

катастрофа.
 

О вы, пришедшие на время,

чтоб доказать его текучесть,

вы упадете, сбросив стремя,

своей ненужной тайной мучась.
 

Февраль 1959 г.

Явас, Мордовия.
 

 

/из антологии "Гнозис" А.Ровнера, с любезного разрешения составителя/

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2007

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 3Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга