/Вместо предисловия/
 

Я рисовал на улице дома.
А руки воровали апельсины
из ящиков, стоявших у стены
еще не дорисованного дома.
Я радовался каждому движенью
проворных рук и вздрагивал невольно.
 

А продавец, милиционер, прохожие
не знали, что происходящее - реальность.
Никто не видел ничего, и каждый
занимался своим делом.
Прохожие спешили.
Милиционер стоял.
Продавец скучала.
 

Но я дорисовал карнизы, окна, крышу,
и все приобрело
законченный и всем понятный вид.
 

Продавщица сразу закричала,

пытаясь удержать воров.

Милиционер вмешался.

Собралась толпа.
 

А я собрал свои карандаши,

пастель, резинку -

выбросил их в урну на углу

и вынул из кармана

случайный рыжий апельсин.
 

 

 

 

 

Из цикла "ГОРОДСКОЙ АЛЬБОМ" 1980
 

 

* * *

 

Ветер жестом арлекина

распрямил меня
и хохочет, словно киник,

лежа на камнях.
 

Безответною мишенью

я дрожу над ним,

мне же вместо утешенья -

только нимб.
 

Я решетками глухими

у Фонтанки сжат,

люди, что забыли имя,

лицами дрожат.
 

А меня дырявит ветер

на пари
под аплодисменты веток

и трамвайный крик.
 

 

 

 

 

* * *

 

Здесь лужи горечью полны,

а улицы - друг другом.

Глаза открой, не поленись

и оглядись вокруг.
 

В воде, что плещет у камней,

растворена любовь,

над ней стоит Аполинер,

в молчаньи щиплет бровь.
 

Здесь город обречен стоять,

река дразнить и течь.

А ты - по строчке яд вдыхать

и хлюпать в темноте.
 

 

 

 

 

* * *

 

Осенний букет
из дубовых листов
на коленях у женщины.


Осенний букет
из двух женских ладоней
в руках у мужчины.
 

 

 

 

* * *

 

Лениво углубляюсь в лес.

Ловлю губами листья-капли.

По чьей-то прихоти я вкраплен

в сентябрь, летящий по земле.
 

 

 

 

 

* * *

 

По полкам книжным

скрипичный ключ скользит.

Отъезд друзей моих.
 

 

 

 

 

* * *

 

Ребенок под крылом у птицы,

а птица под крылом у неба,

а небо под крылом у Бога, -

так не прерваться нити этой,

и Бог сторукий, воплощенный

в жука с блестящими глазами,

ползет по рукаву цветному

той, у которой сын под сердцем.
 

 

 

 

 

* * *

 

Ты мне мила своим дождем,
дорога к дому.
Вслед - просветление грядет
и радость помнить
движенье окон по камням
проспекта
туда, где песенка моя
еще не спета.
 

Мотив знакомый уловив,
приду и гляну,
как льнут ночные воробьи
к оконной раме
и как лицо летит к окну,
а взгляд - к деревьям,
как, руки в сумрак обмакнув,
ты скрипнешь дверью.
 

 

 

 

 

* * *

 

Мне немного печали потребно,

я не вспомню про юношу-Глеба,

но к тебе я опять ворочусь,

переулок, лежащий без чувств.
 

Здесь тепла призайму осторожно,

пригорюнюсь поэтом острожным

и стихи про тебя сбормочу,

переулок, лежащий без чувств.
 

 

 

 

 

* * *

 

Завиден жребий, что не выпал.

И та цикута, что не выпил,
    мертвит другого мудреца.

И тот узор, что не сложился,

И долгий снег, что не кружился,
    достойны твоего лица.
 

 

 

 

 

Из цикла "ОКНО" 1979
 

Песенки кукол для спектакля "Балаганчик"

 

 

    1 Осенняя
 

Чем обольстительней цветы,

тем равнодушней - к увяданию.

Случайно перейти на "ты"

с обратной стороны медали.
 

И раскопать самую суть

с картошкой в огороде.

В ладонях мокрых на весу

хранить мелодию.
 

Воспитывать и пестовать

дрожащие аккорды,

чтоб вместе с ними зазвучать

в еще не зимнем городе.
 

В глазах такая благодать,

но люди, те не слышат,

как разлинованная даль

молчит и дышит.
 

 

 

    2

 

До свиданья, голубая птичка,

птичка-невеличка на картинке.

Плачет расшнурованный ботинок -

твой любимый, пойманный с поличным,
 

До свиданья, голубая птичка,

радуги частичкой ты осталась.

На прощанье просвисти сначала

ноты по трепещущей страничке.
 

До свиданья, голубая птичка,

песенка веселая пропета.
Что ж ты не торопишься с ответом,

дурочка, богиня, невеличка?
 

 

 

    3 Серьезная
 

Тонкая веточка жизни,

тонкая линия дня,

не заплакав, скажите,

что ожидает меня?
 

Тянут предлинные нити,

не зажигают огня,

мрачные девы, скажите,

что ожидает меня?
 

В переплетенье событий

просто - себя изменять,

звездные дали - скажите,

что ожидает меня?
 

Слезы случайные вытер

и опустился у пня,

добрые люди, скажите,

что ожидает меня?
 

 

 

 

 

МОСКВА МАРТ 1979

 

1 ОДИН
 

Качается земля,
        стихают голоса,

меня ласкает
        колеблемая ветром занавеска.
 

 

 

 

 

* * *

 

Свою печаль себе на помощь призову,

возьму ее обеими руками,

до края света донесу, не расплескав,

и отпущу куда-то в синеву.
 

И повернусь спиной и по камням

я побреду домой, слегка ссутулясь,

а у крыльца на ветхом венском стуле

печаль уже сидит и ждет меня.
 

 

 

 

 

* * *

 

В окнах часты переплеты,

над карнизом шум дерев.

Дом, построенный без пота,

заколдован в сентябре.
 

Постоянны: женский профиль
в окнах полуэтажа,
запах золотого кофе
и желанье убежать
в тишину к слоистым вязам
без записки и ключа,
в основанье древней вазы
громко пальцами стучать,
на сухой приказ вернуться
усмехнуться уголком
усмехнуться, оглянуться
и заснуть под потолком
зарумяненного неба
в тонких линиях ветвей.
 

А проснувшись, поскорей
к ней, назад, к Хозяйке Неба.
 

 

 

 

 

* * *

 

Неловко вскинутые брови,

без удивления глаза,

приливы и отливы крови -

вступает королева в зал.
 

Мы, два пажа подобострастных,

в полупоклонах склонены,

к ней равнодушной и прекрасной,

движеньем тел устремлены.
 

 

 

 

 

Изгнанье.
 

Воздух густ, пахуч и труден,

верно, скоро прозвонят,

и на хитрых древних прутьях

успокоится закат.
 

Завтра женщина приснится

глянет родина, и вдруг

на желтеющей странице

станет явным белый круг.
 

 

 

 

 

1
 

Дети играют,
когда я наблюдаю закат.
Когда дети уснут,
заиграю я.
Словами.
 

 

 

2

 

Очень просто
счесть зеркала на этой земле.
Их столько же
сколько лучей у солнца,
которое светит детям в глаза.
 

 

 

 

 

* * *

 

Прости глазам огнебиенье,

монетку в туфлю положи,

замри не мертв, но и не жив,

и разгадай хитросплетенье.

Бегут взволнованные тени,

взгляд хладнокровный задержи.

Губами сомкнутыми, теми,

которыми заворожил

в саду за огненной оградой

окно и женщину и ночь,

теперь проговори точь-в-точь

вы те же дети темных складок,

ваш смех неровен, жалок, сладок...
 

Еще монетку, взгляд и - прочь.
 

 

 

 

 

* * *

 

Привычное вязанье слов

и тишина письма.

Вокруг - крушение основ

и хрупкая зима.
 

Наитие и скрип пера

и стынущий камин -
 

по одиноким вечерам

я говорю с людьми,

которых нет, которым всласть

порой присниться мне,

чтоб закружила, понесла

в дома, которых нет,

вода, вечерняя вода,

поток сквозь тишину...

 

Под утро хочется заснуть,

но не дает звезда.
 

 

 

 

 

* * *

 

Наст
       не выдерживает нас.

Проваливаясь по колено,

бежит подвыпивший паяц

из шутовского плена.
 

 

 

 

 

* * *

 

До свидания, кукла-поэзия,

плач сама над собой сотвори.

У несчастного вены изрезаны

об ночные одежды твои.
 

 

 

 

 

* * *

 

Когда у меня было окно,
я мог его раскрыть,
за ним играли,
ветер шевелил занавеску,
я смотрел,
когда у меня было окно.
 

 

 

 

 

II  И НЕ ГАСЛА...
 

Как правят осени и сроки

больными, желчными, жестокими
 

И как непросто отлететь

в года разбросанные те.
 

 

1.

 

Посыпаю косые аллеи
                            расставания желтым песком.

Сад мой пуст. Верно скоро
                            Здесь начнется последняя осень,

Ночью чудится мне,
                            кто-то ходит по темному саду,

но проснувшись, я вижу -

                            нетронут

                            на аллеях печальный песок.
 

 

2.

 

Как тяжела твоя свирель, прохожий,
ведь в ней хранятся все напевы Поднебесной.
Какое чудо держишь ты в ладонях,

как безмятежно извлекаешь звуки,
 

 

 

 

* * *

 

Плакальщик полуночной порою,

маэстро желтый лист перед пюпитром,

плетенный венских стульев полутанец.
 

- Сплетенье образов внезапных

Я назову протяжным словом
                                    - Осень.
 

 

 

 

 

РУКИ
 

Я повернусь к чужому дому,

чужое дерево спрошу

и нераскованной ладонью

тебе вдогонку помашу.
 

Двух ног, не видимых за тканью,

воображу полет ночной,

а музыку - двумя руками -

придумают глаза из нор.
 

Что было женщиной сегодня,

то станет завтра под мелком

асфальтовым рисунком, годным

для веселения подков.
 

Твой парк не любит откровений

роняет лист. И пара рук

в прикрытии вечерней тени

играет осень, грусть, испуг.
 

 

 

 

 

УТРА.

 

Вариация I.
 

Мы были влюблены хоть безнадежно,
                                       но счастливо.
А нынче что за день нам начался

и что за труд упорный,

в конце которого ни серебра, ни Бога,

нам предстоит свершить,

что за беда пришла?
 

 

 

Вариация II.
 

...Она разыщет новые цвета,
и новый смысл, простой и непреложный,
приобретут знакомые места,
деревья, лестницы, нестрогие дорожки.
 

Аллей палитра и разгадка существа.

Одним мазком пробито мира бремя.

Спустись к воде, присядь и обхвати колени,

приходит день - светлеет голова.
 

 

Вариация III.
 

Ваза росписи осенней
                            за закрытыми глазами,

изощренным длинным нитям
                            оплести ее не просто.

Ветер дует с гор далеких -
                            разрывает паутину.

Ваза, как кораблик детский,
                            по глазам плывет моим.
 

 

 

Вариация IV. /Эпитеты/
 

1.

 

Какое неслучайное занятье.
Я листья соcчитаю, что остались
на детских ветках.
Этот куст горящий
я вижу по утрам мгновенно, ярко...
 

2.

 

И ...
    с томиком благоуханной прозы

я примощусь на синем одеяле,

затылок прислоню к холодным прутьям

моей кровати.

Я снова стану болен.
 

3.

 

О боль - болезнь высоких слов.
На этом влажном и внезапном небе,

Которое глазам не больно даже в праздник

я прочитаю...
 

4.

 

После фильма по любимой книжке
с седым писателем пройдусь под руку

и расскажу, что прочитал

в последней странной фразе,

какой была негаснущая осень

тогда, в прошедшем добром веке.
 

5.

 

Я полюблю эпитеты и странно

мне будет видеть голые слова,
в которых режущий колючий ветер

вдруг засвистит...
 

6.

 

Беда, беда.
 

 

 

 

 

Приход зимы /Картинки на шелке/.
 

Книга лежит на зеленом столе.
Птице с земли не подняться - ей лень.
 

Книгу давно не листает монах.

Птица боится небес полотна.
 

Книга пылится, старится птица.

Под листопадом желтеет страница.
 

Небо сереет - запил монах.
В келье бутыли - в небе война.
 

 

 

 

 

Из цикла/"Эллипс/ 1977

 

 

                                Л.С.
 

Ветер. Улетает моя шляпа.

Ветер. Вслед за ней летит мой шарф.

Закружились нищенка и паперть,

мир в глазах и музыка в ушах.
 

Прозревая тайное сплетенье

ветра, утра, музыки и лиц,

я стою, а шляпа со ступенек

улетает до Другой Земли.
 

 

 

 

 

* * *

 

Сосредоточенность, зеленость, осторожность.

Неверен мир, не жаждущий тепла

теперь, когда зима на нашей коже

своей печатью метит свою власть.
 

Сосредоточенность, зеленость, осторожность.

Какая музыка, музыка нам жила,

под плеск морской, песчаный звук Стрибожий

Я к солнцу в гости добирался вплавь.
 

Сосредоточенность, зеленость, осторожность.

Три символа, три звука, три числа,

под этим ветром впрямь я стану строже,

и, в зимний город веточку послав,
 

я разгадаю, наконец, быть может,
все то, что слышалось в движении весла.
 

 

 

 

 

"Упражнение с эхом..."
 

Солнце городом ходит -
                                    я словами играю.

Ветер городом ходит -
                                    упражняюсь со звуком.

Дождь начнется внезапно -
                                    слезы сами польются:

Упражнение с плачем несложно,
                                    если слезы все время у глаз.
 

 

 

 

 

* * *

 

Переживаний благостных и тяжких

                    голубоватый дым.
Отсюда до смирительной рубашки

                    лишь два часа езды.
 

Отсюда до малинового пепла

                    автобус в синеве.
Запляшут буквы. Выпью, и ослепнут

                    глаза на голове.
 

 

 

 

 

Монашенке
 

Девочка, немножечко вина.

Девочка, немножечко серьезней

расскажи мне, в чем твоя вина

перед миром с воздухом морозным.
 

В марте холодно последним холоданьем.

Срок отпущен до весеннего утра,

чтоб разбить чужое изваянье

и над черепками поиграть.
 

Только вместе. И смеяться вместе.

И, не плача, поиграть в слова,

на лице Иисусовой Невесты

осторожно губы разорвав.
 

 

 

 

 

                        М.Г.
 

Коломбина ночью пляшет
                                и смеется ртом лиловым.

Черный лес улыбки ловит
                                и Пьеро зовет на чарку.

Зажигают ведьмы свечи.
                                Музыкант в мотив старинный

влил вина, добавив яду.

А Пьеро на пламя смотрит
                                и лица не заслоняет.

Лес хохочет. Клоун плачет.
                                Коломбина пляшет, пляшет.
 

 

 

 

 

Из цикла "Надписи" 1977
 

 

1

 

                        Девочке, которая любила

                        Андерсена и цветы.
 

Мы заболели зимней ленью,

косноязычие - в крови.

Звук осторожный, звук последний

с цветка морозного сорви.
 

Дыханьем скованная свежесть,

монетка к мерзлому стеклу.

Проснемся - нам садовник срежет

по ярко-снежному цветку.
 

 

2

 

                        З.Н.
 

Тридцать третьего портвейна

ленинградский милый вкус.

Ах! Как хочется поверить

сигаретному дымку.
 

Ты сидишь на плоском камне,

жилка бьется на виске.

Осторожными глотками

пьет мой дорогой аскет.
 

 

 

 

 

* * *

 

Под диван закатилось последнее странное слово.

Вечерами сквозь сетку дождя улыбаются люди
                                                                    так редко.
Одинокая ручка лежит на листе недописанной
                                                                    пьесы,

а хозяин ушел без плаща и вернется нескоро.
 

 

 

 

 

* * *

 

библейский цвет крутящегося снега,
рвет зимний ветер седину пророка,
и нам в лицо бросает лишь вопросы.
А мы, мы платим дорого за зимнее прозренье.
 

 

 

 

 

Из цикла "СВЯТЫЕ БРОДЯЖКИ" 1976
 

 

На земле снегопад,
                    голубая крупа.
Ни потерь, ни утрат -

                    снегопад.
 

Как из синего сна
                    пелена,

На снегу имена -
                    не узнать.
 

И во мне снегопад,

В сердце хлопья летят.

Не понять, не принять,

Не отправиться вспять.
 

А душа - белый сад,

Но и в ней снегопад,

Но и в ней голоса...
 

Засыпают леса.

Исчезает тропа -
                    снегопад.
 

 

 

 

 

Из цикла "ГОРОД" 1976
 

 

Город скажет: "Поумерь свой пыл,

                    перейди на шаг."
Сразу вырвусь из толпы,

                    потеряв кушак.
 

Сяду на скамейке у ворот,
                    потный и не злой,
буду под старуший говорок
                    думать: "Повезло."
 

А не скажет город ничего,
                    лягу и умру,

и подумает: "Должно быть, вор."
                    Дворник поутру.
 

 

 

 

 

Ярмарка
 

Подойди, попробуй... В переулке

музыку играют за бесплатно,

там голодному - кусок французской булки,

беззащитному - игрушечные латы.
 

Ну а я, как монастырский служка,

сыт и защищен своею верой,

отзвонив, пойду туда послушать

музыку и сказки лицемера.
 

 

 

 

М. ИОЭЛЬСОН



 

Родился в 1956 году в Риге.
 

Из предисловия С.З. к "Первой книге стихотворений".
 

        "Он /М.Иоэльсон/ как и другие, впервые вкусил прелесть стиха в книгах символистов, и первые его работы были вдохновенным бредом, переносившим его в ту эпоху... Затем ему в руки попался томик переводов с китайского Л.З.Эйдлина, открывший перед ним "дорогу на многие ли", идя по которой /при этом отнюдь не расставаясь с вполне европейским плащом и шляпой/, он сперва лишь слегка коснётся Великого Источника, влияние которого, тем не менее будет в нем усиливаться и усиливаться, проникая в самую структуру стиха, в конце концов в манеру стихотворной мысли...
        Каждая эпоха обаятельна по-своему - немногим удается ощутить ее прелесть. Ему, на наш взгляд, удалось. Может быть, и читатель, открывший эту книгу, ощутит весь трагизм и все очарование наших дней - эпохи воссоздания мыслящей России..."
 

        1979.

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 3А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга