ЛЕВИТИН


        Валентин Исаакович Левитин - первый гениальный художник, которого я встретил еще в 1962-м. Потом от гениев стало некуда деваться: в 63-м Шемякин, в 71-м Михнов-Войтенко, в 72-м Целков, в 74-м Нусберг, в промежутках же тоже были не менее гениальные, но художники.
        Когда в 75-м я тискал Элизабет Тейлор на приеме у Дональда Френсиса Шиена /о чем мне напомнила днями Галка Рухина-Попова/, помянутый Шиен, атташе США по делам культуры в Питере, сказал: "Я вот открыл потрясающего художника, Арефьева, на вашей выставке в Газа!" А чего его было открывать - я Арешка знал с 64-го, как старшего друга Шемякина. Спрашиваю у Рухина, присутствовавшего: "Ну а ты, Женя, скольких знал - до выставки в Газа?" "Ну, говорит, пятерых, шестерых." А я, говорю, из 53-х - 40 знал лично, пяток по именам и работам, ну а штук 8 - не знал /да из них половину и не стоило/.
        А началось все с мухинцев в 62-м, но и до них я знал - Левитина.
        Валя подошел ко мне сам, на чтении в Союзе "Томи", по весне 62-го. Позвал смотреть монотипии и офорты. Петербург, в удивительно серых, пастельных /но мощных/ тонах и линиях, город без единого дерева - и по сю остается самым моим любимым. Петербург Шемякина, достоевско-петровско-гоголевский, полюбился мне как-то позднее. Но и тот и другой закуплены и хранятся музеем Достоевского, где я с открытия служил в должности домового /с правом кричать в дымоходных трубах, знать все сплетни и водить бесплатно посетителей/. И в афише музея, работы Герты Неменовой /с фотом Гриши Израилевича/ я невольно поучаствовал.
        Но Петербург Левитина, как и Добужинского - не литературен. Шемякинский - пропущен через Дрезден, немецкую готику /где прошло детство художника/, Добужинский же, как и Левитин, по воспитанию - прибалт. Отсюда - чухонская Балтика, чудь белоглазая, серые /вся гамма серого/ городские тона. Ленинградец Левитин юность провел в Риге /где кончил архитектурный/ и Харькове /где познакомился с Эдди Мосиэвым/, детство же - в туберкулезной лечебнице, пролежав, прикованный к койке, 11 лет в гипсовом корсете. И по сю ходит с палочкой.
        Это лежание в гипсе, как и паралич фотографа Судака, научили Левитина - СМОТРЕТЬ. Смотреть не на петровские гравюры в собраниях Эрмитажа и Академии, а просто - в окно. Отсюда и монументальная статичность его пейзажей. Отсюда - Левитин встает рано утром, ложится же где-то часов в 11 /предварительно час погуляв, иначе - бессонница и выброшен завтрашний день/ - город он видит или в серых полутонах петербуржского утра, или в серых же сумерках вечера. Шемякин - работает ночью. В графике. В живописи же он - ученик колеров Симеошенкова, сам мне показывал серое с прозеленью и сиренево-фиолетовое небо днем на Дворцовой. Но в гравюрах своих, раскрашенных в ярком электрическом свете - Шемякин "избыточно-ярок". Чего нет у Левитина. Даже доски свои - Валя предпочитал траченные, отработанные. Цинк и медь в России - не для нищих неофициальных художников. Поэтому я подарил Левитину отцовские порченые цинковые доски, и на них Валя травил свои офорты. Получалась дополнительная /старая/ фактура. Точно так же Шемякин - обнаружил достоинства финского пластика, которым в домах партийных чинуш кроют кухни и ванные: на оборотной стороне - уже готовая, с шероховатостью, фактура! Царапай иглой и тискай. Точно так же Овчинников - обнаружил достоинства джутовых мешков из Пушторга: грубый холст, со щепками и узлами - готовый фактурный рельеф. А холсты можно сфиздить в здании пушного аукциона, на Московском проспекте, возле Ново-девичьего монастыря и кладбища, где похоронен Врубель.
        Левитин, по болезненности и осторожности, ничего не физдил, но перебивался доброхотными дарами , а также свел знакомство и дружбу с утилем. Грошовые медные подсвечники начала века, фигурные бутылки того же периода - становились шедеврами в его натюрмортах. На большее у него не было ни денег, ни сил. Даже офортный станок /Шемякин в свой, с чуть не полутораметровым колесом, ухлопал едва ли не тысячу!/ у Левитина был собран из тех же отходов, из утиля. И при этом порол из полудюжины оттисков - едва ли не половину, а то и все пять. Но зато один получался ... ! Вот так мы и жили.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДВЕ АФИШИ
 

        Афиши в нынешней России стали уникальными. Не те, что висят на всех перекрестках /а и те делаются - художниками: к примеру, афиши Театра Комедии Н.П. Акимова - оформляли зачастую его ученики - сюрреалист какой-то середины 60-х, "И." - и дальше не помню/, а и те, что, кстати, ВИСЕЛИ - была у меня афишка, работы Володи Петрова /художника, теоретика и автора предисловий бредовых в альманахе "Аполлон-77"/. Где-то в 60-х была в Русском музее выставка копий новгородских фресок. Афишу Вася Пушкарев, директор Русского /и соученик "Бородавки", Глеба Борисыча Перепелкина, о котором надо особо/ - не удосужился. Или указаний не было: все ж таки религия, монастырские фрески. И тиснул художник Петров, самиздатом, гравюру на линолеуме, в двух цветах /коричневом и черном/, с иконописным ликом, тиражом, где-то с сотню. И таковую сотню - расклеил вокруг Русского и повсюду. Бегал, говорят, Вася Пушкарев с пистолетом и искал самозванного пропагандиста русского искусства. И помимо Васи - искали. Которым уже по должности положено искать. Нашли, естественно, но не посадили. Так, попугали. А афиша эта - "в архиве Нуссберга", полагаю. Я так ее больше и не видел - последнюю и единственную копию "нелегальной" афиши официальной выставки...
        Были дела и с афишей Шемякина на его персональной в Новосибирске, с котом Муром /из Гофмана/, тоже чего-то запрещали, но она приводится в западных каталогах Мишиных. Ужо в Нью-Йорке поспрошаю в подробностях: на письма Миша принципиально не отвечает /сомневаюсь даже, умеет ли он писать?/.
 

        Но не об этом. А о Левитине и о себе. По лету 68-го Зиночка из Театрального, подруга Мадонны Войтенко и будущая супруга Б.И.Иванова, решила устроить мой вечер в общежитии института. Валя Левитин заделал к чтению 4 афиши: одну, большую, коллажем /60 см, примерно, на 60/, используя заголовки "Солнце России" /журнальчик такой, русопятский, времен 1-й мировой, я ему подарил/, "Пушкин в жизни", "Одинъ на одинъ со львомъ" и подобные труляля, а 3 остальные сделал в монотипии /35 на 20?/, на газетной бумаге. Из этих две я повесил в здании института на Исаакиевской и в самом общежитии в Гавани.
        С афиш, полагаю, все и началось. Вызывали Зиночку, вечер, как это и предполагалось, прикрыли, ни "Томь", ни "Вавилонскую Башню", Мадонне посвященную, мне так прочесть и не довелось, хотя девочки-театральщицы очень хотели и ждали. Такова судьба всех почти "неофициальных" вечеров в официальных заведениях...
 

        В афишах самих криминала не нашли, поскольку выполнены они были без использования "воспроизводящей техники и аппаратуры" /находящейся под особым надзором государства и органов/, ежу было ясно, что просто вручную, поэтому ни меня, ни Валю не теребунькали и не тягали.
 

        Так же и афиша выставки неофициальных художников в ДК Газа в декабре 74-го - была дозволена "в одном экземпляре", при входе. Эту афишу см. в разделе Жаркиха, афиша не ах, так себе, стандартно-шрифтовая.
 

        Словом, с афишами в новой России - дело швах. А уж не сохраняются они - и подавно. Мои, переснятые с пробок Приходько /5 на 5 см/ фотографом Сашей Коганом - единственные "свидетельства" несостоявшегося факта... Оригиналы - у Нусберга /?/, у него и спрашивайте. Я не дарил.
 

        Вот и всё об афишах.

 

 

 
 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2008

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 2Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга