Н.П.Акимов в кабинете. Фото Н.Аловерт.

 
 

НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ АКИМОВ
 

    В Ленинграде в 50-ые - 60-ые гг. были два "главных" драматических театра: Большой Драматический театр Г.А.Товстоногова и Театр Комедии Н.П.Акимова. Театр Акимова пользовался особенной любовью ленинградской интеллигенции и студентов /для которых Акимов всегда устраивал перед премьерой специальный бесплатный просмотр/. Акимов и Товстоногов - не то чтобы не любили друг друга, но каждый из них не признавал творческого метода другого. По внутреннему джентльменскому соглашению они друг к другу на спектакли не ходили. Но в начале сентября 1968 года Товстоногов, придя на репетицию, обратился к актерам: "Встаньте. Умер Николай Павлович Акимов. Почтите его память молчанием. Смерть Акимова - это потеря для всей культурной жизни Ленинграда". /Естественно, пишу со слов актеров./
    Действительно, со смертью Акимова закончился целый период в культурной жизни города. Акимов связывал нас с эпохой русского авангарда начала века, с традициями русской интеллигенции. Он был эстет и западник. Театр Акимова был последним настоящим нонконформистским театром в Союзе в период до "оттепели".
    Я познакомилась с Николаем Павловичем Акимовым, когда мне было немногим больше двадцати лет, и могу сказать, что была с ним дружна, несмотря на разницу дет, вплоть до его смерти /в течение 10 лет/. Я познакомилась с ним, когда принесла ему читать свою первую пьесу; затем я состояла в объединении драматургов, которое он организовал при театре. Затем Акимов добился для меня специального места в театре - заведующей внутренним музеем театра, где я и работала последние два года перед его смертью. К сожалению, я была слишком молода. Я имею в виду не годы, а мое ощущение всеобщего бессмертия. Именно благодаря этой физической и психологической уверенности, что все мы - вечны, я, снимая постоянно акимовские спектакли, самого Акимова почти не снимала. Я делала бесчисленные фотографии актеров, в особенности, когда бывала в кого—то влюблена. Но мне всегда казалось, что Акимова я успею снять. Умные люди - авторы комедий Рацер и Константинов - ходили сзади Николая Павловича и записывали его высказывания. Я же не могу вспомнить ни одного. Случайно уцелело в памяти: "Безвыходное положение - это такое положение, простой и ясный выход из которого нас не устраивает" - да и то оно было потом напечатано в одном из томов его литературного наследия. Я пишу свои воспоминания об Акимове-человеке, и мои воспоминания ни в коем случае не являются "портретом"; это - кусок мозаики.
    Николай Павлович Акимов родился в 1901 году в г.Харькове, в семье железнодорожного служащего; в 1910 году семья переехала в Царское Село, а в 1914 - в Петербург. Рождение в Харькове осталось фактом биографии Акимова - и только. Не помню ни одного коренного петербуржца, который был бы таким подлинным носителем русской петербургской культуры, как Н.П.Акимов. Я никогда не слышала, чтобы он подробно рассказывал о своем отце или вообще о своей семье. Так и должно было быть: он родился "нигде". Он и внешне походил скорее на инопланетянина: невысокого роста, худой, голова большая - лицо с крупными чертами, большие глаза странного разреза и посажены заметно неодинаково. Руки крупные и очень красивой формы. Впрочем, ни словесные описания, ни фотопортреты не дают о нем должного представления. Он и обращал на себя внимание прежде всего тем, что чем-то неуловимо не походил на людей. Мы так и называли его - селенит /лунный житель/. А уж когда Акимов начинал говорить, рядом меркли самые красивые мужчины... Он никогда не острил, но его сентенции были остроумны и парадоксальны, поскольку он умел, откинув привычные представления, посмотреть на вещи как будто бы впервые и честно /"безвыходное положение... простой и ясный выход из которого нас не устраивает"/ Я уж не говорю о том, что это был человек пронзительного ума, что и составляло особое обаяние его личности.
    Не помню, чтобы Акимов когда-нибудь повышал голос. В минуты гнева или раздражения он менялся в лице; глаза становились прозрачными и "стеклянели". Театр замирал от ужаса.
    Кузьминский говорит, что его знакомые художники, ученики Акимова, называли его "НикПаха". Я не слыхала, чтобы в театре хоть один человек позволил бы себе даже тайком такую фамильярность. Даже его жена Елена Владимировна Юнгер в театре называла его - Николай Павлович. Сам Акимов никогда никому прозвищ не давал, а в театре актеры всегда сознательно или бессознательно усваивают манеру поведения и этику главного режиссера, в особенности если режиссер, подобно Акимову, создатель театра. /К слову, в театре им.Комиссаржевской, где я позднее работала фотографом, зав. актерским составом могла после спектакля войти в гримуборную к актеру-мужчине, не постучавшись, и выставить актрис, которые пришли поболтать: она "следила за нравственностью" В театре Акимова такого не могло бы произойти./
    Акимов был сам человек твердых моральных убеждений, и общаться с ним можно было только на этом же уровне. О нем говорили, что он жесток и беспощаден, но это чистое преувеличение. Раза два Акимова "изгоняли" из созданного им театра Комедии. В первый раз это было, кажется, сразу после войны. Активную роль в этом изгнании сыграла партийная дама, заведующая литературной частью театра Мария Александровна Шувалова, а также актер И.А.Ханзель. Когда позднее Акимов вернулся в театр, все ждали, что он уволит Ханзеля и Шувалову, что было бы естественно. Но Акимов этого не сделал; оба его противника благополучно дослужили в театре свой срок и пережили Акимова. Когда я спросила Акимова, почему он оставил своих врагов, в частности - Шувалову в театре, он ответил: "А мне приятно видеть, как она теперь должна меня всюду хвалить. Кроме того, она сейчас безвредна; Шувалова - это дракон, у которого взяли напрокат ядовитые зубы и забыли вернуть".
    Действительно, Шувалова до конца своей работы в театре говорила об Акимове только с восторженным придыханием. Ханзель был более сдержан в проявлении чувств; иногда жаловался: "Хозяин не дает работы". Но после смерти Акимова Ханзель не мог скрыть своей радости, ходил по театру, едва сдерживая внутреннее сияние, с видом хозяина. Впрочем, актер он был средний, а режиссер - и того хуже, так что никакого творческого взлета или улучшения положения смерть Акимова ему не принесла.
    Я не слышала, чтобы в разговоре Акимов опускался бы до уровня слушателя. С самой молоденькой девочкой он говорил на том же уровне, что со своими сверстниками. Можешь понимать - понимаешь; не можешь - твои проблемы.
    В своем отношении к жизни Николай Павлович был настоящим эпикурейцем. Когда после первого инфаркта ему запретили курить, поздно работать и т.д., он игнорировал запрещения врача. "Если мне нельзя рисовать, работать, курить и любить - зачем мне эта жизнь?" - сказал он мне.
    Любовь к девушкам - совершенно неотъемлемая часть жизни Акимова. Поэтому я думаю, что имею право писать на эту тему. Отношения с женщинами входили в его творческий процесс и складывались совершенно в соответствии с его эстетическими и моральными представлениями. Я думаю, что его "донжуанский список" был не меньше пушкинского. Но я не видела ни одной из его бывших дам, которая при встрече не продолжала бы смотреть на него с обожанием. Я не слышала, чтобы он оскорбил или просто чем-то обидел женщину, с которой расходился /при этом Акимов всегда говорил, что никого не обманывает/. Я не ищу причины, я думаю, что умение вести себя , а главное - умение расходиться, - эталон, который и указывает на уровень благородства. Словом, Акимов сохранял порядочность и талант в самых интимных ситуациях.
    Пожалуй, именно благодаря Акимову, я пришла к выводу, что душевное мужское хамство до отношению к женщине, которое свойственно многим русским мужчинам, основано на глубоком чувстве собственной неполноценности. Акимов этим чувством не страдал; у него не было потребности самоутверждаться за чужой счет. Он никогда не ставил комедию Шекспира "Укрощение строптивой" и вообще говорил, что эта пьеса - "подделка", что великий Шекспир не мог написать пьесу об унижении женщины, как это происходит в "Укрощении строптивой".
    Воспитанный по-старомодному, Акимов при встрече целовал женщинам руку. Но всегда предупреждал знакомых дам, приходивших к нему в театр; не сердитесь, в присутствии Шуваловой я вам рук не целую, чтобы не целовать и ей". "Нецелование руки" было единственным проявлением неуважения к женщине, которое я видела у Акимова.
    Я печатала для Акимова его фотопленки /он много снимал, в том числе и разные женские фотопортреты/. Акимов научил меня любоваться женским лицом и в любом лице видеть красоту и оригинальность. Иногда казалось бы самые незаметные женские лица вызывали в нем творческое "виденье".
    Рисовать портреты было для него желанным отдыхом. Другого способа отдыхать летом от работы в театре он не знал. После инфаркта его "закатали" в какой-то привилегированный дом отдыха, не то писателей, не то композиторов. Акимов жил там в отдельном коттедже. Когда я его там навестила, он еще соблюдал режим, предписанный врачами: отдых после обеда. И пока он лежал и отдыхал, мы с ним "в четыре глаза" прочли первую часть воспоминаний Н.Мандельштам /в машинописном варианте/.
    Чуть только Акимов поправился, он начал рисовать гостей и даже пейзажи; не говорю уж о том, сколько он там снял пленок: ему только что подарили какой-то новый фотоаппарат. Надо сказать, что Акимов, как ребенок, обожал всякие технические новинки. На столе в его доме можно было увидеть машинку, скреплявшую бумаги, какие-то зажимки, открывалки... не говоря уж о фотоаппаратах. Все эти новшества впервые появились на его глазах и поражали его воображение. Акимов сердился, когда люди использовали эти открытия "не по назначению". Одно время кто-то /возможно, какая-то дама/ постоянно звонила к нему по телефону и вешала трубку. Николай Павлович сердился: "Лучше бы пришла и накакала на площадке перед дверью, чем так пошло пользоваться достижением цивилизации".

 

Фотографии и портрет Аловерт работы Н.П.Акимова.

 
    Перед тем, как рисовать портреты, он часто делал фотопортреты, как бы приспосабливаясь к модели. Мое лицо его явно не вдохновляло. Он много раз снимал меня, прежде чем, наконец, сказал: "Вот теперь я вижу, как Вас нарисовать". Нарисовал портрет пастелью. Сказал: "Это набросок, теперь я нарисую портрет маслом, а этот подарю Вам". Но так и не нарисовал. А свой портрет я привезла с собой. Удалось провезти.
    Никакой стандартной морали он не признавал, "пошлый опыт - ум глупцов" был ему чужд. В женщинах ценил естественность порывов, а не игру. Последним увлечением его была молоденькая девушка Нина, только что кончившая музыкальную школу. Была она тихая и не очень красивая, но милая, тоненькая. К Николаю Павловичу относилась, как к божеству, спустившемуся к ней с неба, и даже сказала мне однажды: "И сама не знаю, за что мне такое счастье".
    Последнее лето, 1968 г., было жарким и тяжелым. Я пришла к Акимову в гости; он сидел за столом "под колокольчиками". Колокольчики всех времен и народов были его увлечением. Я тоже подарила ему колокольчик, привезенный кем-то из Швейцарии, такой колокольчик вешали на шею коровам. Так он и висит до сих пор в его комнате, которую, по-видимому, Юнгер удалось сохранить как музей /я видела фотографию комнаты/.
    Итак, я пришла к Акимову в гости; он что-то чинил, сидя за деревянным столом петровского времени. Выглядел усталым, сказал: "Нина поехала на море в Крым. И знаете - я ни на кого в ее отсутствие даже не смотрю".
Нина прилетела из Крыма на похороны. Она стояла в кулисах /гроб был на сцене/ и тихо плакала в объятиях подруги. Потом я ее случайно встретила, много лет спустя, на Невском. Она очень похорошела, стала просто красивая, была красиво одета. И лицо было веселым.
    Я уже говорила, что Акимов не страдал комплексом неполноценности. Он как художник любил красивые лица - и мужские и женские - и никому не завидовал. Был дружен с Марком Эткиндом, восхищался им: "Марк такой умный и такой красивый". По-моему, Марк был одним из немногих, с кем Акимов был в обществе "на ты". Марк Эткинд был искусствоведом, писал о художниках-авангардистах. Часто писал об Акимове-художнике. В 1979 году, во время выступления в Союзе Художников, посвященного Акимову, упал и умер от разрыва сердца, прямо на сцене. Мне тогда написали из Ленинграда: "Акимов позвал". Последнюю публикацию "Николай Акимов. Сценическая графика", которую Эткинд подготовил к печати, закончила и сдала в печать вдова Марка - красавица Ядвига Кукс, бывшая балерина Малого Оперного театра.
    У Акимова было несколько старых друзей, еще со времен его юности. Не знаю, когда он познакомился с Д.Б.Угрюмовым, автором комедий, но относились они друг к другу очень нежно. Угрюмов /это псевдоним, настоящая его фамилия какая-то еврейская/ был маленького роста, с оттопыренными ушами и черными глазками. Мышка-ушастик. Отношения их бывали иногда очень забавными. Я не знаю, но предполагаю, что идеи для пьес Угрюмову давал Акимов. Угрюмов писал долго, Акимов сердился, вызывал его в Ленинград, поселял у себя дома или в гостинице, и держал под контролем. Время приближалось к началу репетиций, а пьесы не было. Тогда начинались переговоры на высшем уровне; часто мне случалось быть посредницей. "Скажите ему, - шипел в трубку Николай Павлович,- что если он завтра не сдаст второй акт готовым, он не Угрюмов, а Джедмитрий". - "Ниночка, - стонал Угрюмов, - скажите обожаемому мэтру, что у меня от его угроз предынфарктное состояние".
    Идею создать при театре объединение молодых авторов Акимов придумал, чтобы не ставить обязательных советских комедий /он очень гордился тем, что никогда не ставил "Стряпуху" Софронова/. А ставить советскую комедию Акимов был обязан. Естественно, что ему приходилось идти на уступки властям; без этого жить и работать в Союзе нельзя, что бы ни рассказывали здесь, в эмиграции, некоторые писатели и журналисты, которые пылают благородным негодованием по поводу конформизма оставшихся в Союзе собратьев, желая подчеркнуть свою чистоту и геройство.
    Но в высказываниях своих Акимов не лицемерил и чаще других позволял себе говорить то, что думал /недаром он и погиб от третьего инфаркта в 67 лет/. Помню, как в какой-то из периодов "оттепели" вдруг послали в Америку группу деятелей искусств из Ленинграда. В группу вошли и Товстоногов и Акимов. Акимов вернулся из поездки в совершенном восторге от Америки, от ее не-ханжеских обычаев и нравов; и открыто обо всем рассказывал. Их возили по Америке в автобусе, из города в город. "Американцы - вот кто должен петь "Широка страна моя родная", - сообщал Акимов знакомым в Ленинграде. Акимов выступал с рассказами об Америке и перед широкой театральной аудиторией во Дворце Искусств. Кажется, именно во время такого выступления он рассказал новеллу, которая потом ходила по городу: "Пришли мы вечером ужинать в ресторан. Видим, сидят за соседним столиком белая девушка и негр - и целуются. Мы все ждали, когда их качнут линчевать, не дождались и ушли спать".
    Естественно, что его публичные выступления на тему об Америке были запрещены, и больше его в поездки заграницу не выпускали.
    Как я говорила, Акимов любил красивых людей и не "комплексовал" на тему чужой красоты. Так, его любимым актером был Геннадий Воропаев. Воропаев был действительно очень красив. Его любили самые замечательные дамы в актерском мире Ленинграда. Одно время он приводил на просмотры в Комедию начинающую, но уже известную актрису Алису Фрейндлих. Акимов, помню, подошел к ней и сказал что-то вроде: "С приходом Воропаева в театр к нам и такие замечательные актрисы стали приходить. Может быть, Вы и работать к нам перейдете?" Алиса вскинула на Акимова свои огромные глаза и что-то пролепетала в ответ, впрочем, она довольно быстро заменила Воропаева Игорем Петровичем Владимировым и ушла с ним работать в теперешний театр им. Ленсовета. А Воропаев женился на другой блестящей актрисе - балерине Алле Осипенко.
    С Воропаевым и Акимовым связана в моей памяти забавная история, рассказанная мне Воропаевым.
    Приходит Воропаев в кабинет к Акимову в театре. А у Акимова сидит в кресле гость, такой невысокий блондин, ничего особенного. Увидел Акимов Воропаева, и глаза его зажглись. Воропаев сразу попятился к двери, почувствовал что-то недоброе. "Позвольте Вам представить, - сказал Акимов, обращаясь к гостю, - это наш красавец-актер, любимец женщин, на сцене герой-любовник, заслуженный артист..." и пошел, пошел перечислять все официальные и неофициальные титулы Воропаева. "А это, - сказал Акимов, указывая Воропаеву на гостя, - Александр Исаевич Солженицын". И закинул ногу на ногу, очень довольный собой. Воропаев говорил, что готов был провалиться сквозь землю. Но на Акимова не обиделся. Воропаев понимал, что Акимов не над ним посмеялся. Как человек, тонко чувствующий фальшь, Акимов сразу почувствовал юмор, заключающийся в разнице между настоящим значением человека и официальными титулами и званиями.
    В Театре Комедии был замечательный обычай: раз в году театр поздравлял юбиляров, то есть, проработавших в театре от пяти до ...дцати лет; каждые пять лет считались юбилеем. Тексты поздравлений писала компания местных остроумцев во главе с Л.Милиндером и Л.Леонидовым. Затем их исполняла "бригада" актеров. Поздравления пели на известные мелодии классических и популярных советских песен. Юбиляр выходил на сцену, как на эшафот: никто не знал, как над ним посмеются поздравители. На эти ночные капустники рвался "весь Ленинград": тексты не литовались, то есть, не проходили "разрешения", так как были как бы "местным" делом театра и исполнялись не при зрителе.
    Тексты песен вовсе не всегда были злыми. Воропаеву как то написали куплеты на мотив "Сердце, тебе не хочется покоя". А перед моим отъездом в эмиграцию я успела посмотреть капустник, на котором повторялись все лучшие поздравления прежних лет. Я сидела рядом с Воропаевым в "директорской ложе". Со сцены Милиндер и компания запели: "Спасибо, Гена, за то, что ты такой, какой ты есть". И мы оба - красный и располневший от пьянства, лысеющий Гена Воропаев и я - заплакали. О молодости, когда все были прекрасны и полны надежд, о Николае Павловиче, с которым многое ушло из нашей жизни...
    На капустниках пелись и песни, совсем не безобидные с точки зрения цензуры. Так, Акимов хотел поставить пьесу "Назначение", которая в то же время репетировалась в московском "Современнике". В Москве спектакль пошел, а Акимову его запретили. На очередном капустнике юбиляру-Акимову спели: "..."Назначенье" ты поставить решил. На прогон "Назначенья" кой-кого пригласил. Кой-кому оказалось кой-чего не дано. Это было недавно, это было давно"...
    Прошлись ребятки в свое время и по запрещенью спектакля "Дракон" Евгения Шварца. Спектакль этот Акимов ставил дважды - и дважды начальство его снимало: первый раз за то, что увидели в образе Дракона намек на Сталина; а в 1963 году - за то, что в роди Бургомистра увидели намек на Хрущева. На капустнике немедленно спели: "Почему наш "Дракон" вдруг попал под закон, почему расскажите вы мне? Потому что у нас нет Драконов сейчас в нашей юной, прекрасной стране". Когда шел последний спектакль "Дракона", сведения о запрещении уже широко ходили по городу. В кассу театра перед началом выстроилась длиннейшая очередь, и какой-то морской офицер кричал через головы в кассу: "Это правда, что сегодня идет последний спектакль? Дайте мне хоть какой-нибудь билет, я прилетел специально из другого города". В последнем "Драконе" играли: Тейх - Дракон, Милиндер - Ланселот и Корнева - Эльза. Публика и актеры стали вызывать Акимова выйти на сцену на аплодисменты. Акимов ушел к себе в кабинет и наотрез отказался выйти: для него это было как похороны любимого человека.
    Каждый театр, да еще созданный такой сильной и яркой творческой личностью, какой был Акимов, живет как человек: растет, достигает расцвета и умирает. К 1965 году Театр Комедии достиг своего апогея. "Дон Жуан", "Дело", "Свадьба Кречинского"... Но, по-моему, Акимов не пережил запрещения "Дракона". Недаром, даже в году 1967, когда я предложила ему пересмотреть все мои съемки "Дракона", он отказался, сказал: "Я не могу даже смотреть фотографии "Дракона".
 

Н.П.Акимов. Эскиз к "Дон Жуану". Коллекция Н.Аловерт.

 

    Да и к середине 60-х годов театр не то чтобы вступил в полосу упадка, а просто - кончилось его время. Появились новые формы нонконформизма, в том числе и в театре. Новые эстетические идеи и идеалы. Явление "Театр Акимова" завершилось.
    Из этой ситуации у времени нашелся один только выход - смерть Акимова.
    Акимов давно говорил: "Знаете, как я умру? Я приду после спектакля домой надену пижаму, лягу в кровать, почитаю французский роман - и умру". Так и случилось.
    Театр ехал в августе в Москву на гастроли. Лето было жаркое. За день до отъезда я видела Акимова последний раз; я провожала его днем из театра куда-то по Невскому проспекту. Он был хмур, чувствовал себя плохо и с неодобрением смотрел на мою модную короткую стрижку /Акимов любил гладкие прически и лица без всякого грима/. Говорил по поводу чешских событий, что у него такое ощущение: советские правители дали приказ, даже не подумав, что делают, и поехали на дачу отдыхать и есть борщ. Вернулись утром в Москву и сами удивились: "Батюшки, международный скандал".
    Перед отъездом у Акимова ни с того, ни с сего подскочила температура до 40°. Врачи категорически не хотели пускать его на гастроли, но Акимов не послушался. Он охотно ездил с театром в Москву: в Москве его любили.
    В Москве было жарко; в гостинице окна номера выходили на солнечную сторону. 6-го сентября Акимов и директор театра Закс приехали днем в гости к Угрюмову. Акимову стало плохо. Вызвали врача из Кремлевской больницы. Врач ничего серьезного не нашел. А в это время уже, как выяснила позже медицинская экспертиза, у Акимова начался инфаркт. Но врач этого не заметил, дал какое-то лекарство. Николаю Павловичу стало лучше, он поехал в театр.
В театре шел его любимый спектакль - "Тень" Шварца. Принимали прекрасно. Акимова вызвали на сцену. На сцену вышел студент МГУ и поклонился Акимову до земли.
    Утром кажется администратор Бахрах пришел к Акимову в номер, но Акимов двери не открыл. Когда взломали дверь, он лежал в постели, в ночной пижаме, и в руках у него был номер "Иностранной литературы", открытый на 40 странице: это был французский роман Сименона.
    К.Кузьминский просил меня рассказать, что я помню, об отношении Акимова к молодым художникам, его ученикам из Театрального Института, где он возглавлял театрально-постановочный факультет. Я мало была знакома с этой стороной акимовской деятельности. Помню, как-то привел Акимов в театр худенького молодого человека с глазами "не от мира сего" - Игоря Тюльпанова. Очень мне его хвалил. По-моему, у Акимова в доме я и видела работы Тюльпанова. Акимов хотел, чтобы Тюльпанов оформил какой-нибудь спектакль в театре. Но это состоялось уже после смерти Николая Павловича. Лева Цуцульковский поставил спектакль по рассказам Зощенко, но так плохо и скучно, что премьеру отменили. Но декорации Тюльпанова - разрисованные графически кулисы - тончайшую работу - помню до сих пор. Незадолго до смерти Акимов решил помочь Тюльпанову, который жил в большой бедности, и предложил своим разбогатевшим авторам - Крайндель, Смирновой и другим - купить работы молодого художника. Я видела его масло в московской квартире Угрюмова: сидит в комнате Акимов, а за окном на освещенном дворе стоят палки, на которые надеты черные цилиндры.
    Видела я на квартире у Акимова работы абстракциониста Михнова. Акимов купил также картину какой-то молодой художницы: на фоне яркозеленой травы сидит красная девушка. Картина висела на старой квартире Е.В.Юнгер на Кирпичном переулке /незадолго до смерти Акимова он, и Юнгер, и их дочь с мужем и детьми переехали в новый дом на набережной Невы, где стоит домик Петра I. Дом этот был огромным; в нем жили разные деятели искусства. Под Акимовым жил Товстоногов. На капустнике Милиндер пел юбилярше Юнгер: "Но кричим мы - уpa! - на развалинах старого мира: жалкий домик Петра много меньше, чем Ваша квартира"/.
    К сожалению, я не сохранила, не привезла писем ко мне Акимова. Иногда мы переписывались в стихах. Когда он вышел из больницы после второго инфаркта и жил некоторое время в Москве, я написала ему письмо, где дала телефон своей подруги Эллочки, музыкантши, - которую, я думала, Акимов захочет нарисовать. В ответном письме было: "...и спасибо Вам за Эллу. Это - лихо, это - смело. Как с талантом сочеталась здесь святая простота. Это все равно, что другу подарила бы подруга где-то там, за горизонтом проплывавшего кита"... /Эллочку он потом снимал, но нарисовать так и не успел/.
    В день его смерти из театра было унесено около 100 его эскизов. Через некоторое время они оказались в частной продаже; я видела эскиз 2-го акта "Дракона" в одном доме, где мне эту историю рассказали, но имени продававшего не назвали. Мы с Юнгер старались найти следы, но у меня из рабочего стола пропали списки тех работ Акимова, которые находились в театре. И хотя работы находились, кроме помещения музея /я их и отдала Юнгер/, еще только в мастерской театра, и всем было понятно, кто мог вынести их, но не пойман - не вор.
    Когда-то Николай Павлович говорил мне: "Когда я умру, я буду летать в коляске, запряженной лебедями, и смотреть на тебя. Если ты будешь плохо обо мне говорить, я плюну на тебя сверху". Надеюсь, что этими своими воспоминаниями я не заслужила столь страшной кары.

 

 


 

ПИТЕРСКИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ДАЛИ,

ЕЩЕ ОДИН ПРОТЕЖЕ АКИМОВА.
 

Гена Гаврилов, второй участник легендарного побега Соханевича в Турцию. В лодке, на полпути, Гена скис - а Олег максималист, не прощает слабости ни себе, ни другим. Так в Америке и не общаются. И в песне Хвоста-Анри о нем ни слова.
А до того - та же Академия, помимо - понравились его работы Н.П.Акимову. И расписал Гаврилов фойе в Театре Комедии - клоуны, помесь Дали и Билибина. И стал он у Акимова главным художником - последняя любовь Н.П. Однако ж, бежал. В Америке - пришелся по вкусу старой русской аристократии, тройки и заказные портреты рисовал. Даже был заказан женой портрет Форда, но Гена запил и президента не нарисовал.
Рисовал зато массу полотен - голые бабы и тигры по сибирскому лесу в снегу бегают, пытался рисовать баб и для "Плейбоя".
А потом пляшущих хасидов изобразил - и тут-то его и хватил кондратий. И живет сейчас, полупарализованный, в Хавер Стро, картин и там /в России/, и тут - куча, но не выставляется.
Задумывал я выставку - "Зимний пейзаж на снегу" - повесить во дворе Некрасовки картины, водочка там /натурально-охлажденная/, самовар - и пусть публика топчется на снегу. И Гены Гаврилова сибирских тигро-баб выставить. Но снегу не было. Зима была тухлая. Впрочем, и картин я его не видел, Некрасов мне рассказывал, у него же и нашлась фотография рисунка Гаврилова, с автопортретом в левом нижнем углу. Воспроизвожу, как иллюстрацию к патрону многих искусств Акимову - за его интерес к молодым и неоффициальным. Фойе уже отснять не удастся... Ну, читатели поглядят /если роспись жива/.

Но опять - замкнутый круг: Некрасовка, Соханевич, Акимов, Аловерт, Тюльпанов, Театр Комедии, Крейденков, Целков, Гаврилов - одна каша...

 

 

 

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2008

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 2Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга