ЯН САТУНОВСКИЙ
Громыко сказал - местечковый базар.
Он так
и сказал? - Да, так и сказал.
Он может сострил? - Да, может сострил.
А больше он
ничего не говорил? |
Сатуновскому больше 60 лет. Впервые меня познакомил с ним Сапгир. Я нанимал
тогда комнату в центре Москвы вблизи Пушкинской площади, и ко мне заходили все,
и по делу, и просто по дороге. Сапгир привел с собой какого-то лысого дядьку
простоватого вида, с бухгалтерскими усиками, в руке у дядьки была авоська.
Познакомься - поэт Ян Сатуновский. Ну, Боже мой, конечно, я слышал о Яне, я знаю
его лукавые стихи:
Хочу ли я посмертной славы?
- Ха, а чего же мне еще хотеть?
Люблю ли я доступные забавы?
- Скорее, да, но, может быть, навряд.
Брожу ли я вдоль улиц шумных?
- Брожу, отчего не побродить.
Сижу ль меж юношей безумных?
- Сижу, но предпочитаю не сидеть. |
"Почитай, Ян", - попросил Сапгир. "Почитайте, почитайте!" - присоединился и я.
Ян полез в авоську, вынул из нее полиэтиленовый пакет, развернул еще бумагу и
извлек, наконец, стихи.
Живет Сатуновский в г.Электросталь, что под Москвой. У него жена, дети, внуки.
Провоевал Ян всю войну солдатом, имеет медали, ордена. Пишет детские книжки,
загадки, игры для детей составляет. /Спасибо детям и детским книжкам, и Хармса
кормили, и Введенского, и сейчас кормят Холина, Сапгира, Сатуновского. А мало ли
совсем безвестных молодых литераторов.../
Когда-то Ян Сатуновский был другом Обалдуева. А кто такой Обалдуев? О, был такой
поэт в 30-е годы, а потом не было. И Тихон Чурилин был /"Побрили Кикапу - в
последний раз. / Помыли Кикапу - в последний раз."/ Много их было странных и
после "серебряного века" русской литературы. И пишет Сатуновский горько:
"Констроком" - литературный центр конструктивистов.
"Констромол" - конструктивистский молодняк.
На губах романтиков-чекистов
Тихонов, Сельвинский, Пастернак...
Зэк был зэк, но с ново-лефовским уклоном.
"Как никак, а без Маяковского -
никак!"
Потому по всем естественным законам
Зэка кончили в колымских лагерях. |
Стихотворение у Сатуновского всегда короткое, всегда это четко выраженная
сконцентрированная мысль, отлитая в предельно экономную форму. Если Сатуновский
начинает писать, то только для того, чтобы сообщить нечто важное и уже обдуманное. За долгие годы у него сравнительно немного стихотворений. Как это
можно видеть по приведенным выше стихам, встречаются у него реминесценции из
Русской классической и советской поэзии, умело использованные.
От составителя:
К сказанному г-ном Эдиком Лимоновым следует добавить, что на творчестве
Сатуновского ярко сказались интерес к детским стихам и народным частушкам,
которые он собирает /как сообщила мне московская поэтесса Оленька Седакова, с
внешностью Ахматовой и такими же стихами/. Детские тексты собирал и Чуковский,
но лишь Крученыху и Сатуновскому они пошли на пользу. О влиянии частушки см.
текст: "Завернувши в карту Мира..." Крайне нестандартен язык Сатуновского. Фраза
"В ... городе Кострома пустырь мастеровит" напоминает точеные тексты Еремина и
Хромова, рядом же - еврейский жаргон /"Жлоб Муня..."/, советизмы, советские
аббревиатуры, гоголизмы /"мартобря на партсобра"/, слова из Даля. В некоторых
текстах ощущается близость к другим поэтам группы "конкрет": Сапгиру - "Это не
дикторская речь. / Не докторская. /Не инженерская.", Холину - "Ялта. / Курзал. /
Борьба за мир." /Ср. "Дамба. Клумба. Облезлая липа."/ "Ворвань... Ванька вор..."
напоминает "Воронеж" Осипа Мандельштама, и это не натяжка - стихи "Воронежской
тетради" близки не одному Сатуновскому, настолько далеки они от акмеизма.
Огромное влияние на Сатуновского оказал и анекдот - единственная неподцензурная
форма творчества в России /об этом см. статью А.Синявского в журнале
"Континент", №1/.
Итак: по нашему мнению, в лучших своих текстах Сатуновский идет от: детского
стиха, частушки, анекдота и, наконец, литературной реминесценции. Именно эти
языковые области, а также классическая литература оказались полностью свободными
от тлетворного воздействия соцреализма. Поэтому-то Сатуновский и свеж и
нестандартен. И слово у него весомо и приятно на вкус.
Особо следует отметить, что у Сатуновского, на трех страничках текстов,
неоднократны упоминания изобразительных искусств и художников /об этом см.
статью "Рисуй, поэт, пером"/: ВХУТЕИН, художник Володя Яковлев, Тышлер /"гамуля-тышляревич"
Куперман/ - три художника Москвы. Из поэтов - подчеркнутая близость к Айги и
Некрасову /см./
* * *
Жлоб Муня кукает коло калитки.
Жлоб Муня зырит за профос.
Это не дикторская речь.
Не докторская.
Не инженерская.
Как вам это понравится - жлоб Муня?
* * *
Не Шостакович, так Хачатурян.
Не Арцимович, так Амбарцумян,
И с одушевленным лицом
перед важным подставным лицом
проносится Дважды герой труда
академик Андрей Дмитриевич Сахаров.
* * *
Художник Володя Яковлев
То-есть, до чего
поразительно:
вместо приблизительной точности
точная приблизительность.
* * *
Поговорим с тобой
как магнитофон с магнитофоном,
лихая душа,
Некрасов Николаевич Всеволод,
русский японец.
* * *
Летите, голуби, летите,
глушите, сволочи...
* * *
Уважаемые дамы и господа,
братья и сестры,
то-есть вот когда приспичило,
видать, прищучило,
что насцы в глаза - все божья роса,
что и Юшкиу Вак Флегонтович
И.о. Виссарионович.
* * *
Представь себе - в доме ВХУТЕИНА,
где Фекла Борисовна
и тень Давида,
такой гамуля-тышляревич Куперман,
такой милеля,
не просто травящий, а кислотою медь,
напомнил мне, что все неповторимо.
* * *
"завернувши в карту Мира жена мужа хоронила"
русская народная природная песня;
цена рубль тридцать копеек.
* * *
Ну, вот и дорога.
А по дороге шибарики.
А под воротней мурыга.
А в недалеком городе Кострома пустырь мастеровит:
крив да гараж.
* * *
/христианин/
Отдам азям юду.
А сам?
Сам уйду в чём Бог дал -
в бечёвочках.
* * *
Мелко, мелко, как из сита,
В тарантас...
И. Анненский |
Что то знакомое... только забытое
словно дождь косой плетень
/Боже! -
тень с косой...
пле... сло...
день не дожит.../
и сладок Анненскому запретный плод.
* * *
... что в век таких теней
Высокая одна Болезнь
Ещё зовётся - песнь.
Б.Пастернак |
Дебет - кредит - оборот,
а можно и наоборот,
с прикупа, -
игра
в самокритику:
мартобря на партсобра
/я видел это по телевизору/.
* * *
В чём
смысл Поэзии,
если не в том,
чтоб жить не залёживаясь
/часов в час сто!/
......................................
Опять же, промежду прочим,
как Двушкин сказал -
заправят горючим
и - прысь - в
засол!
-о-
Все цитаты - и верные, и перевранные - из П.А.
* * *
Ялта.
Курзал.
Борьба за мир.
Камня на камне.
Только план, и тлен телевизоров.
* * *
В этой
ничьей деревне
нищие тряпки на частоколах
казались ничьими.
Г.Айги |
Протягиваю руку
никому.
Тянусь, но не пойму,
как крынка выползла за тын,
как стало рыхлым и родным
рядно.
* * *
Воняло, вопило:
ворвань... Ванька вор...
Вдруг
Вылупилась... балерина;
Вилюй! - и вышла вон. |
|