Р. Скиф
ПОСЛЕДНИЙ
ПОЭТ ИНГЕРМАНЛАНДИИ
Предлагаемая заметка не
стремится дать всеохватывающий очерк о поэзии Петра Чейгина. Хотя автор
и знает давно поэта и хорошо знаком с его поэзией , он не может
сказать , что всё ему ясно , есть вопросы , которые остаются пока без
ответа .
Поэтому , не касаясь этих
вопросов ( « подождём того , кто знает « - как советует восточная мудрость
), автору хотелось бы лишь отметить один штрих в поэзии Чейгина .
Существуют удельные споры
поэтов о том , какое место в иерархии ленинградских поэтов он занимает
. Но независимо от того , какой нумер История выдаёт каждому ( с неизменными перевыборами
в каждом поколении ) уже давно ясно , что без Чейгина картина
петербургско – ленинградской поэзии будет неполна . Я не рискнул бы выдать
Чейгину исторический алюминиевый жетон с каким - нибудь из первых номеров . От этого меня
предостерегают некоторые беспокойства . Прежде всего во мне гнездится
подозрение , что в поэзии Чейгина нет универсальности , она слишком привязана к весьма
немногочисленным темам . Если есть поэты , лиру которых можно сравнить с
органом , то Чейгин , мне кажется , точно определил свой поэтический
диапазон словом « сольфеджио » , которым он назвал один из своих
сборников.
Согласимся , что поэзии
Чейгина не хватает размаха монументальности и того универсализма ,
который бы позволил назвать его поэзию , хотя бы в совокупности, энциклопедией нашего времени .
Действительно , все стихи Чейгина - это лирика , несколько камерная ; тема
Чейгина – это тема своего человеческого и поэтического Я.
Но каждое стихотворение
заключено в куколку или , скажем иначе , имеет «воздушный колокол
» (
который бывает , скажем , у симпатичнейшего водяного паучка ), который
включает в себя множество примет широкого окружающего пространства .
Поэзия Чейгина свидетельствует этими малыми приметами об огромном мире ,
заложниками которого мы все являемся . Негромкое , чуть вибрирующее
сольфеджио Чейгина поётся со своего голоса , даже если в нём , как в
пении пригородного скворца , слышатся и иные мелодии .В гардеробе Парнаса
, будь я гардеробщиком , я бы повесил скромное чейгинское пальтецо
рядом с роскошными шубами великих и , в ожидании нового посетителя ,
посидел бы в уголке швейцарской над небольшим томиком Петра Чейгина.
Нельзя не отметить одно
любопытное обстоятельство . Чейгина причисляют к петербургско –
ленинградской поэзии . Но , перелистывая его сборники , приходишь к выводу
, что город в его стихах не присутствует . Лишь изредка попадутся какие
–то опосредованные или предельно метонимические намёки : « окраинный
нагар » , « выхлопное железо » , « тротуарная слизь » , « похмельные трамваи
» и другие , подобные приведённым . Приходишь к выводу , что стихия чейгинских стихов - это стихия природы . И это не пригородная ,
парковая природа с белеющими мраморными Афродитами и тайными беседками
- природа Фета и Анненского , но неокультуренная , языческая , с той
улыбкой , которая скрывается в бороде врубелевского « Пана
» .
«Но шмель здоров и жаворонок светит,
и
насекомая волна водой блестит ,
и вереск осторожный налетит,
чешуйки губ погладит и польстит
знакомством долгим с Валаамской
медью;»
или:
« Весело
Влагу небесную
полночь озёрную
смешивать , плакать .
Жёлтая пена каменным берегом бродит
.
Рыбий скелет на ладони твоей
остывает .
Весело , милая ,
Солнце – утопленник мокнет.
Чайки канючат.
В мире предельно светло .»
Это природа до грехопадения
человека , природа , природа ещё не утратившая свою цельность - не
дифференцированная познанием и не отчуждённая утилитаризмом . Это природа
не только дохристианская , но и доантичная , доклассическая , полна вещих
заговоров и наговоров:
« Звезда в тюльпане объяснит пожар ,
Настанет ночь и принесёт на совах
качелей пение , да жизни тёмный щорох
.»
где –
« Ландыш прячется , замешивая ливень ,
определив узорчатой малине
ухаживать за долей лунной глины
и врачевать добычею своей» ,
и где сам поэт «среди
лесов и чаек», как щен «удивляется во сне : бабочке , живому миру , где
он – панибрат жучку и навозной спелой мухе». Наблюдатель растворён в неотчленённом от
него мире , над которым висит «надкушенное яблоко Луны», отражённая в «блеске
зверей» ,а «Запруда Солнца» играет на «Колесе стрекоз», на «обвале
кленовом» , где котёнок «солнечный юла» «лапой дыхание ловит у спящего»
, а -
« Карасики - игривые ребята
за чепушинкой бросились , качают
подводное зелёное растенье» .
И взгляд поэта с «звериной
цепкостью слепня» -
« горячей , чем зрачок
с поворота лосиного взгляда ».
А ухо , с чуткостью почти
гайаватовской , слышит , как « просится , знакомый по приметам , к нам
голос клёна « О , не прогони »!
Формируется образ , который
кажется родственен образу летнего бронзовеющего Блока , который писал :
« Моя душа проста .Солёный ветер
Морей и смольный дух сосны
Её питал . И в ней все те же
знаки ,
Что на моём обветренном лице ».
Сравните с чейгинским :
« Но мне хватает жизни однозначной,
простой , как перекрёсток
листопада,
где неминуче близится засада
двух говорливых стаек воробьёв »
И тем не менее это
сближение ложное . Ибо в пантеистический мир Чейгина всё время врывается Город . Как
не скупы его внешние приметы , они искажают этот дионисийский мир , но не
аполлоновым миропорядком , а ржавым хаосом , диссонансом металла , и
диссонанс Города , помноженный на первичный хаос языческого мира
языческого мира создаёт коллизии чудовищно разрушающей и саморазрушающей
силы . Поэзии Чейгина не свойственны кульминационные взрывы - взрывы
лермонтовско – байронического пафоса свободной стихии , но в ней
постоянно присутствует мёртвая зыбь смысловой и душевной фрустрации .
Город является в
стихах Чейгина то зловещим блеском далёкого купола Исаакия в грозовом
закате , то столбом гари , подавляющей природу . И тогда понимаешь , что
природа поэта Чейгина - всё-таки природа близкого пригорода . Даже не
физическим «нагаром» , но самим отсветом Город делает ораниенбаумский
снег Чейгина «чёрным снегом» , а поэт пишет « на срезе скворца и свинца».
Уже у Пушкина (
«Медный всадник» ) Город это не только его ампирно – имперский центр ,
но и его периферия . Если в живописи ( Остроумова – Лебедева ) первичная традиция восторга
перед имперским городом сохранялась долго , то поэзия зрела быстрее. Не
случайно Блок селился на окраинах Петербурга , на его фронтире , где
камень подминает игры природы . С этой точки зрения Чейгин –
непосредственный потомок Пушкина Коломны и «пряжкинского» Блока . Только ,
пожалуй , ещё и с традицией сходящего с ума Евгения и того символа
Пряжки , который несёт в себе не только географический ориентир . Поэт
является добровольным пленником Города , в котором он ощущает себя
постоянно возвращающимся гостем, не имеющим возможности согреться около
манящего , но холодного неона :
« Окраина . Трамвайное тепло
тремя копейками откуплено у
ночи ».
Трагическое нуждается в
иллюзии. Иллюзия - в опьянении « рюмкой Блока ». Но современному
потребителю блоковского аи , настоянного на чёрной розе , является не
« Прекрасная дама « , а смертная тоска . Диссонанс Города и хаос
пантеистической природы , придавленной пятой « Медного Всадника «
усиливаются чудовищным внутренним « грохотом бормотухи ». Форма стиха как
форма мира разрушается , или же работает на пределе саморазрушения .
Поэзия являет собою «… пеший лёт . Где каждый вертикальный миг - в
пролёт ».
От безумия можно
спастись бегством - подальше от Медного Всадника , в родное Сойкино ,
что у « Рамбова ». Ибо для того , кто « Високосным разладом пульсаций
настигнут » -
« … ………………лучше средства нет
для укрепленья стойкости
сердечной,
чем объяснение с моряной и
скворечней »
Но и тем , кто постоянно
ощущает своё «медное время на вырост » - «прожектор не даёт
пошевелится». А если отвернуться от « прожектора » , то можно видеть чёрнобелую графику ветвей на фоне « снега Лансере
» , подсвеченного
далёким тревожным « фарным » светом :
« Обводит губы февралём,
что и не рад , что пожелал
такую долгую дорогу.
Снега в чернеющих стволах,
настой постройки деревенской
и карандашный профиль женский
на остролистниках стены
под лёгким светом заоконным
скользящим фарным
проступает.»
И страстная мечта :
« Проснуться -
ласковый рассвет
в кругу влюблённости синичьей
»
Где выход ? Из плена Города
выбраться нельзя , поэт сам признаётся в этом : « тайнобрачный город мой
«. Тогда , может быть , следует вырваться из ловушки пантеизма ?
Как человек Чейгин
чрезвычайно тяжёл , и это не является тайной ни его друзьям , ни врагам
, ни ему самому . Мы почти все лишены чувства рода , и поиски корней
иногда приводят к псевдоаристократизму . Чейгин не избежал тайной
страстной жажды по « аристократизму ». Скупые замечания Чейгина о себе
не дают представления о его родословной . Да и самому ему , похоже , не
так уж много ведомо , кроме того , что он родился в Сойкино в
крестьянской ( или точнее - в пригородно – крестьянской ) семье . Для меня
гораздо важнее то , о чём Чейгин проговаривается в поэзии . Уверен , что
многое из того , что он выговаривает , он сам не понимает .
Мне хотелось бы
предложить такую схему , или легенду . Довольно
много мне пришлось
поездить с этнографическими экспедициями по Ленинградской области .
Археология , диалектология , материальная культура убедительно говорят о
том , что здешнее коренное население является обрусевшими
христианизированными народами.
Хорошо известно , что Сойкино и
его окрестности ещё в начале нашего века были заселены коренным
местным населением , которое известно под именем « сойкинских ижор
». Я
уверен , что Пётр Николаевич Чейгин - из них . Об этом , похоже , он и
сам не знает . Но вот что странно – достаточно памятники устного
ижорского фольклора сравнить с поэтикой Чейгина , с системой его образов
, чтобы заметить их близость .
В этом , собственно , и
заключается , на мой взгляд , неповторимое своеобразие чейгинской поэзии.
Пантеистическое восприятие мира , близость к тайнам рыб , вод , к языку
стрекоз , синиц , сов , шороху ольхи - у поэта и у народа , из которого
он вышел и генетическую связь с которым сохранил , породило на русском
языке сольфеджио Чейгина . Лесной и речной народ ижор со времён Петра
стал растворяться в половодье мгоголикого русского языка . В наше время
этот процесс пришёл к своему завершению , но последний поэт
Ингерманландии - жив . В сольфеджио «пригородного скворца» Чейгина
много иных пересмешек - от Блока и Ходасевича до Мандельштама ( а ещё
более от Пастернака , хотя , пожалуй , через передатчиков ), но
перечисленные - ведь тоже русскоязычные поэты с судьбой , чем – то
поразительно ( в своей родословной ) схожей с чейгинской . Все они -
пришельцы из других этносов , обогатившие русскую поэзию новой
вибрацией слова , слова вечноветшающего и требующего непрерывного
обновления.
Несколько слов об «
оговорках» Чейгина . Одно из его стихотворений можно было бы назвать
« Моя родословная » :
«Третье поколенье
по скворечникам селилось
,
тюрю ело .
По еловым отдаленьям
на стволах сидело ,
кукарекало.
А в четвёртом был дурак .
Ну – у дурак .
Муравьиный спирт не лил.
Думал.
И в ночи , и в белый день
не спал.
На берёзовой хрустинке
рисовал.
Слово строил …»
Я убеждён , что эта
родословная не менее интересна , чем блоковская в «Возмездии»
, чем у М.Кузьмина или
пушкинская . Мне интересно узнавать древние поверья в чейгинской поэтике
, где Нагорная проповедь смешалась с языческими купальскими наговорами :
« Всё - чересчур . И тем верней
, (Обратите внимание на это
что на коленях , между
верб "чересчур"
. - Р.С. )
стоишь и молишься на серп »
,
или :
« Вы из креста возьмите
клубок ужей и домотканных стрел
»
Здесь ижорский Пан спит с
Христом -
«…ангел пролетел , знакомое перо
на ягодах , гудящих волчьим соком
».
В этой поэзии с
вершин крестов слетают « вороньи семёрки « и « вороньи тройки « , что «
крутят небосвод « и вороньи пасеки - признак древних западнофинских
гаданий и ворожб . Поэта , обращающегося к Нему , тем не менее тревожит
, что « нет голоса и нет вестей из леса «. Он сам не может понять ,
« что наболтано кровью родни , что юродством глубин полнолунья» ,
шепотами и шорохами « священных рощ » , остатки которых ещё сохранились
кое – где над православными кладбищами ,хранящими рядом с крестами
языческие жальники древних потреблений :
« Скоро майские силы , развейся .
Приготовь огород , посиди на
могиле ,
Раз на раз не придётся –
Весеннее действо
снова крутит строку …»
ибо –
« Звериное почувство на рожденье
мать крестная напела навлекла
мать чёрная - пичуга очага,
замазка воробьиного селенья.
Исходная уловка для ума,
где санной речью выполнен просёлок ,
где жизнь моя – полставки новосёла
–
открещивает время от себя .»
С ижорой вообще –то не всё
ясно в истории . Племя это в русских летописях появляется позже всех -
из угрофинских -, лишь в 11 веке , т.е. много позже веси (вепсы ), корелы
и др. Археологи полагают , что оно образовалось смешением корелов и веси
где-то в 11 – 12 вв. Название « ижора » не объясняется
удовлетворительно из местных языков . Всего удачнее объясняется именем
прекрасной дочери скандинавского конунга Ингигерды ( Ингергерды) , на
которой был женат Ярослав Мудрый . Старая Ладога издревле , со времён
Рюрика , была личным доменом киевско – русских великих князей , и в том
числе на протяжении всего времени княжения Ярослава – личным владением
его жены Ингигерды . Земли , на которых были посажены переселённые с
Карельского перешейка корелы , а также местная весь и славянская
землевладельческая верхушка , носили очень долго название земель Ингигерды
: « Земля людей Ингергерды » , Ingermanland .
Скандинавы , а затем и русские называли местных ингерами . Древнерусское
носовое « н » исчезло ещё в 14-15 вв. , а « г
» в полном соответствии
с русской фонетикой превратилось в « ж » - ингеры , ингара превратились
в ижору .
Затем и ижора
стала постепенно превращаться в русских . И лишь на чьём – то вполне
российском лице видишь отблеск уже исчезнувшего . Но исчезнувшее – это то
, что не существует . И когда думаешь о том , что исчез целый мир
представлений возможностей , то сердце не может не наполниться печалью .
С Петром Чейгиным произошло воскрешение этого , казалось бы , навсегда
погибшего мира . Он поведал о себе , и мы узнали о нём « сквозь
грохот бормотухи « , сквозь пересмешки пригородного скворца и тяжкие
железные ритмы Города – он вышел и обогатил нас Чем ? - Ещё трудно
разобраться , но « подождём того , кто знает ». Может быть и задача всей
этой исчезнувшей культуры растворившегося народа и заключалась в том ,
чтобы вынести хотя бы одного , кто мог бы поведать о ней - и
обогатить другую судьбу своим древним и неразгаданным трагическим опытом
. А сейчас , относясь лишь чисто эстетски к этому опыту , хочется
вспомнить , что :
« Так сладко бывает бродить ,
настаивая настроенье .
И опыт пчелиного зренья
поднять до всемирного мненья ,
и мысль отпустить на зенит . »
Ю.В.Новиков
« Часы » ,№31
Рисунки Герты
Неменовой
|